kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Заложники метана

01.06.09
размер текста:

Государственное предприятие «Уголь Украины» слишком увлеклось борьбой с частными предприятиями отрасли за рынки сбыта. Так, в соответствии с постановлением Кабмина № 285 от 2 апреля 2009 года, предприятия, организации и ведомства, принадлежащие к сфере управления центральных органов исполнительной власти, могут покупать уголь только у государственных шахт и только при монопольном посредничестве ГП «Уголь Украины». При этом правительство предпочитает закрывать глаза на другую серьезнейшую проблему отрасли: обеспечение безопасности труда шахтеров.

Затянувшиеся кризисные явления в экономике привели к тому, что сегодня на отечественном угольном рынке образовался значительный профицит продукции. В результате ГП «Уголь Украины» приняло экстренные меры, чтобы защитить государственные угольные шахты. Но, в тоже время, указанные действия обрекли на вымирание частных участников отрасли, которым в одночасье обрезали практически все рынки сбыта. Если, к примеру, крупные угольные шахты и их объединения, входящие в вертикально интегрированные холдинги, еще в силах хоть как-то сводить концы с концами в подобных условиях, то средние и малые неинтегрированные шахты просто вынуждены будут закрываться. Ведь их продукция больше не пользуется спросом ни на предприятиях отечественной энергетики, ни на коксохимических комбинатах.

Вполне естественно, что руководители государственных шахт чувствуют определенный восторг от указанного нововведения. Им снова нет необходимости задумываться над повышением эффективности деятельности вверенных им предприятий. Если не прямые бюджетные дотации, то явно нерыночные преференции правительства, нарушающие основополагающие принципы экономической конкуренции, всегда придут им на помощь. Однако, несмотря на все это, ни одна государственная шахта и не подумывает о том, чтобы направить значительные инвестиции на модернизацию шахт и на повышение уровня безопасности труда шахтеров. Более того, они постоянно испытывают трудности даже с выплатой зарплаты. И это при том, что сегодня государственные шахты продают уголь низкого качества по цене 523 гривны за тонну, в то время как частники вынуждены продавать по 250 гривен, чтобы хоть как-нибудь выжить.

С другой стороны, следует отметить, что частные собственники вкладывали значительные средства в развитие шахт, и, в том числе, в обеспечение необходимого уровня безопасности горняков. Причем делали они это отнюдь не всегда из чистого альтруизма. Эффективному собственнику просто невыгодно нарушать правила техники безопасности, потому что суммы потерь от многодневных простоев угольных забоев и компенсаций травмированным горнякам и семьям погибших шахтеров выливаются в гораздо большие суммы, чем те, которые нужно вложить, чтобы свести риск аварийности к минимуму. А государственным шахтам, которые традиционно сидят на бюджетных деньгах, проще сделать из несчастного случая очередную национальную трагедию, чем инвестировать средства в повышение их безопасности. По крайней мере, такое складывается впечатление.

В тоже время, обеспечить абсолютное отсутствие аварийности на украинских шахтах, особенно там, где добываются коксующиеся марки угля, невозможно. Коксующиеся угли добываются на больших глубинах, где зачастую присутствует легко воспламеняющийся газ метан – основной виновник аварий на шахтах. И чем больше глубина выработки, тем больше вероятность непредсказуемых явлений. Поэтому украинские угольные шахты в числе самых опасных в мире. По данным Минуглепрома, большая часть украинских угольных шахт начали работу более 50 лет назад. Почти 96% шахт с конца 80-х годов прошлого века работают без реконструкции. Две трети основного стационарного оборудования отработало нормативный срок эксплуатации и требует немедленной замены. Поэтому почти 80% украинских шахт считаются аварийными и нуждаются в модернизации и реконструкции. Общий дефицит инвестиций в отрасль, по данным Минуглепрома, превысил $1,5 млрд.

По информации Донецкой облгосадминистрации, за 2008 год на угледобывающих предприятиях Донецкой области произошло двенадцать групповых несчастных случаев, пострадало 102 горняка, 31 погиб. В 2007 году произошло десять групповых несчастных случаев, пострадало 307 горняков и 117 погибло. С начала текущего года коэффициент частоты смертельного травматизма на 1 млн. тонн добытого угля составил 3,1 (за прошлый год - 6,0).

И дело тут не столько в форме собственности, сколько в горно-геологических условиях, которые могут быть одинаково сложными, независимо от того, кто управляет шахтой. К сожалению, люди гибнут как на государственных, так и на частных шахтах. Объективная невозможность гарантировать безопасность шахтеров является одним из основных факторов, обуславливающим постоянное снижение добычи коксующихся углей в Украине. Но и полностью отказаться от их добычи государство сегодня не готово, поскольку это неизбежно приведет к необходимости немедленного решения не менее серьезной проблемы - занятости населения в и без того депрессивных регионах.

Решить проблему износа основных фондов и источников инвестиций для всех шахт невозможно без их скорейшей приватизации. Сегодня в Украине приватизированы либо находятся в аренде 17 шахт, в том числе 6 крупных. Крупные частные шахты имеют гораздо лучшие финансовые показатели, чем государственные: «Шахта «Красноармейская-Западная №1», «Белореченская», «Краснодонуголь», «Павлоградуголь», «Комсомолец Донбасса», «Ждановская» находят возможности своевременно выплачивать заработную плату и ежегодно увеличивать объем инвестиций в модернизацию и развитие, в том числе и в повышение уровня безопасности горняков. А сообщения о задержках зарплаты и высоком износе основных фондов идут как раз в основном с государственных шахт.

Однако на сегодняшний день Минуглепром просто откровенно душит частный сектор. Более того, государственные предприятия в погоне за увеличением добычи пренебрегают запретами на ведение горных работ в связи с выявленными надзорным ведомством нарушениями. Так было летом прошлого года на шахте имени Карла Маркса. Накануне взрыва здесь было запрещено ведение горных работ в связи с выявленными нарушениями. Но уголь продолжали добывать. Огромной силы взрыв газовоздушной смеси унес жизни 13 горняков, еще 24-м - чудом удалось выжить.

На данный момент эту шахту вновь собираются запустить в работу, считая, что ее закрытие обойдется дороже реконструкции. Правда и здесь при принятии решения используется в расчетах удобная для чиновников экономика. Ведь, если действительно устранять все те колоссальные разрушения, полученные в результате аварии, то смета вырастет до цифр космического масштаба, а косметический ремонт выйдет недорого. Вытеснив с рынка частников, которые по мере возможностей пытались заботиться о безопасности горняков, отечественная угольная отрасль в результате окажется одним сплошным риском для жизни шахтеров. Но это, похоже, чиновников не волнует. Ведь главное – результат.



 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!