kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Заложники метана

01.06.09
размер текста:

Государственное предприятие «Уголь Украины» слишком увлеклось борьбой с частными предприятиями отрасли за рынки сбыта. Так, в соответствии с постановлением Кабмина № 285 от 2 апреля 2009 года, предприятия, организации и ведомства, принадлежащие к сфере управления центральных органов исполнительной власти, могут покупать уголь только у государственных шахт и только при монопольном посредничестве ГП «Уголь Украины». При этом правительство предпочитает закрывать глаза на другую серьезнейшую проблему отрасли: обеспечение безопасности труда шахтеров.

Затянувшиеся кризисные явления в экономике привели к тому, что сегодня на отечественном угольном рынке образовался значительный профицит продукции. В результате ГП «Уголь Украины» приняло экстренные меры, чтобы защитить государственные угольные шахты. Но, в тоже время, указанные действия обрекли на вымирание частных участников отрасли, которым в одночасье обрезали практически все рынки сбыта. Если, к примеру, крупные угольные шахты и их объединения, входящие в вертикально интегрированные холдинги, еще в силах хоть как-то сводить концы с концами в подобных условиях, то средние и малые неинтегрированные шахты просто вынуждены будут закрываться. Ведь их продукция больше не пользуется спросом ни на предприятиях отечественной энергетики, ни на коксохимических комбинатах.

Вполне естественно, что руководители государственных шахт чувствуют определенный восторг от указанного нововведения. Им снова нет необходимости задумываться над повышением эффективности деятельности вверенных им предприятий. Если не прямые бюджетные дотации, то явно нерыночные преференции правительства, нарушающие основополагающие принципы экономической конкуренции, всегда придут им на помощь. Однако, несмотря на все это, ни одна государственная шахта и не подумывает о том, чтобы направить значительные инвестиции на модернизацию шахт и на повышение уровня безопасности труда шахтеров. Более того, они постоянно испытывают трудности даже с выплатой зарплаты. И это при том, что сегодня государственные шахты продают уголь низкого качества по цене 523 гривны за тонну, в то время как частники вынуждены продавать по 250 гривен, чтобы хоть как-нибудь выжить.

С другой стороны, следует отметить, что частные собственники вкладывали значительные средства в развитие шахт, и, в том числе, в обеспечение необходимого уровня безопасности горняков. Причем делали они это отнюдь не всегда из чистого альтруизма. Эффективному собственнику просто невыгодно нарушать правила техники безопасности, потому что суммы потерь от многодневных простоев угольных забоев и компенсаций травмированным горнякам и семьям погибших шахтеров выливаются в гораздо большие суммы, чем те, которые нужно вложить, чтобы свести риск аварийности к минимуму. А государственным шахтам, которые традиционно сидят на бюджетных деньгах, проще сделать из несчастного случая очередную национальную трагедию, чем инвестировать средства в повышение их безопасности. По крайней мере, такое складывается впечатление.

В тоже время, обеспечить абсолютное отсутствие аварийности на украинских шахтах, особенно там, где добываются коксующиеся марки угля, невозможно. Коксующиеся угли добываются на больших глубинах, где зачастую присутствует легко воспламеняющийся газ метан – основной виновник аварий на шахтах. И чем больше глубина выработки, тем больше вероятность непредсказуемых явлений. Поэтому украинские угольные шахты в числе самых опасных в мире. По данным Минуглепрома, большая часть украинских угольных шахт начали работу более 50 лет назад. Почти 96% шахт с конца 80-х годов прошлого века работают без реконструкции. Две трети основного стационарного оборудования отработало нормативный срок эксплуатации и требует немедленной замены. Поэтому почти 80% украинских шахт считаются аварийными и нуждаются в модернизации и реконструкции. Общий дефицит инвестиций в отрасль, по данным Минуглепрома, превысил $1,5 млрд.

По информации Донецкой облгосадминистрации, за 2008 год на угледобывающих предприятиях Донецкой области произошло двенадцать групповых несчастных случаев, пострадало 102 горняка, 31 погиб. В 2007 году произошло десять групповых несчастных случаев, пострадало 307 горняков и 117 погибло. С начала текущего года коэффициент частоты смертельного травматизма на 1 млн. тонн добытого угля составил 3,1 (за прошлый год - 6,0).

И дело тут не столько в форме собственности, сколько в горно-геологических условиях, которые могут быть одинаково сложными, независимо от того, кто управляет шахтой. К сожалению, люди гибнут как на государственных, так и на частных шахтах. Объективная невозможность гарантировать безопасность шахтеров является одним из основных факторов, обуславливающим постоянное снижение добычи коксующихся углей в Украине. Но и полностью отказаться от их добычи государство сегодня не готово, поскольку это неизбежно приведет к необходимости немедленного решения не менее серьезной проблемы - занятости населения в и без того депрессивных регионах.

Решить проблему износа основных фондов и источников инвестиций для всех шахт невозможно без их скорейшей приватизации. Сегодня в Украине приватизированы либо находятся в аренде 17 шахт, в том числе 6 крупных. Крупные частные шахты имеют гораздо лучшие финансовые показатели, чем государственные: «Шахта «Красноармейская-Западная №1», «Белореченская», «Краснодонуголь», «Павлоградуголь», «Комсомолец Донбасса», «Ждановская» находят возможности своевременно выплачивать заработную плату и ежегодно увеличивать объем инвестиций в модернизацию и развитие, в том числе и в повышение уровня безопасности горняков. А сообщения о задержках зарплаты и высоком износе основных фондов идут как раз в основном с государственных шахт.

Однако на сегодняшний день Минуглепром просто откровенно душит частный сектор. Более того, государственные предприятия в погоне за увеличением добычи пренебрегают запретами на ведение горных работ в связи с выявленными надзорным ведомством нарушениями. Так было летом прошлого года на шахте имени Карла Маркса. Накануне взрыва здесь было запрещено ведение горных работ в связи с выявленными нарушениями. Но уголь продолжали добывать. Огромной силы взрыв газовоздушной смеси унес жизни 13 горняков, еще 24-м - чудом удалось выжить.

На данный момент эту шахту вновь собираются запустить в работу, считая, что ее закрытие обойдется дороже реконструкции. Правда и здесь при принятии решения используется в расчетах удобная для чиновников экономика. Ведь, если действительно устранять все те колоссальные разрушения, полученные в результате аварии, то смета вырастет до цифр космического масштаба, а косметический ремонт выйдет недорого. Вытеснив с рынка частников, которые по мере возможностей пытались заботиться о безопасности горняков, отечественная угольная отрасль в результате окажется одним сплошным риском для жизни шахтеров. Но это, похоже, чиновников не волнует. Ведь главное – результат.



 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!