Предвыборная распродажа: власти делят госсобственность

Публікації

В преддверии старта предвыборной президентской компании, Виктор Ющенко решил разблокировать процесс приватизации крупнейших стратегических предприятий Украины, продать которые намеревался Кабмин. С экономической точки зрения такой шаг нанесет государству существенный урон, поскольку за последние несколько месяцев украинские активы подешевели в несколько раз. Скорее всего, давая зеленый свет приватизации, украинские власти в преддверии выборов решили заручиться поддержкой олигархов, в очередной раз пообещав им государственные активы.

Едва ли не первым экономическим решением президента Украины после назначения нового главы Секретариата стало отмена его указа от 19 декабря 2008 г., которым он приостановил решение Кабмина о приватизации оставшихся в госсобственности государственных предприятий. Среди перечня объектов, которые могут быть выставлены на аукцион числиться и ряд стратегически важных активов: «Укртелеком», «Одесский припортовый завод», КГОКОР, «Турбоатом», ФСК «Море», «Днепрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Центрэнерго» и др.

Напомним, что 3 декабря 2008 г. правительство утвердило широкий перечень предприятия, которые должны были быть приватизированы в текущем году, однако уже 19 декабря Виктор Ющенко своим указом приостановил это распоряжение. Основные официальные возражения главы государства сводились к следующему: во-первых, приватизация не должна быть источником финансирования социальных программ, во-вторых, ее необходимо проводить системно, с учетом перспективы развития украинской экономики в отдельных отраслей в частности, в-третьих, прежде чем начинать «большую распродажу», необходимо подготовить соответствующую законодательную базу, в частности, принять закон «О Государственной программе приватизации на 2008-2012 годы».
Практически ни одной из названных требований за это время так и не было реализовано в полной мере, однако президент все же отменил свой указ. Это дает правительству возможность начать распродавать государственную собственность. Скорее всего, к этому оно приступит уже в ближайшем будущем, поскольку: во-первых, ему практически уже нечем покрывать дефицит бюджета, а во-вторых, в преддверии президентской кампании постарается заручиться поддержкой олигархов, давно претендующих на отдельные предприятия.

Руководствуясь целью наполнить бюджет, Кабмин, скорее всего, постарается еще до выборов продать «Укртелеком». Разговоры о намерении приватизировать оператора-монополиста стационарной связи ведутся уже 8 лет. На данный момент ресурс инвестиционной привлекательности компании стремительно снижается. Среди потенциальных покупателей компании эксперты называют немецкий Deutsche Telecom, французский France Telecom, российские АФК «Система» и «Ростелеком». В то же время, интерес к операторам фиксированной связи в последнее время проявляет и СКМ, которая скупила практически всех локальных игроков рынка, среди которых «Фарлеп-Инвест» и «Оптима Телеком». По оценкам экспертов, еще год назад в случае проведения открытого конкурса и создания равных условий для доступа к нему, 92,86%-1 пакет акций «Укртелекома» оценивался в 4-4,5 млрд. долл, сейчас же речь идет о 1-1,5 млрд. долл. При этом, если в погоне за лояльностью олигархов, решат провести конкурс «под конкретного покупателя» сумма сделки может быть в 2 раза ниже.

Еще одним стратегическим объектом, который потенциально может принести существенный доход в казну, является Одесский припортовый завод (ОПЗ). С большей долей вероятности можно прогнозировать, что вокруг приватизации данного объекта, развернутся бурные дискуссии. Дело в том, что ОПЗ относится к тем немногочисленным предприятиям, на которых государство демонстрирует эффективное управление, поэтому стандартная аргументация приватизации госпредприятий в данном случае не пройдет. По всей видимости, внесение одесского завода в список приватизируемых предприятий также было обусловлено интересом одной из мощных ФПГ. ОПЗ давно интересуется один из акционеров компании RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ, а также ряд российских компаний, имеющих свои интересы в химической промышленности. Каждый центр влияния на приватизационные процессы лоббирует интересы разных групп, поэтому не исключено, что ОПЗ снова окажется в подвешенном состоянии.

Касательно формирования лояльности олигархов, то эта цель, очевидно, превалирует в стремлении приватизировать «Турбоатом». Долгое время это предприятие числилось в списке не подлежащих приватизации, однако в 2008 г. оно вошло в список, подлежащих первоочередной приватизации. Главным претендентом на этот объект является российский бизнесмен Константин Григоришин, который собирает в Украине энергомашиностроительный холдинг. Год назад в период бума на рынке энергетического оборудования, правительство запросило за 75,22% своих акций менее 80 млн. грн, при том, что средняя оценка стоимости независимых экспертов составляла примерно в 10 раз больше. Этот факт может свидетельствовать о том, что наполнение бюджета было не главным лейтмотивом, которым руководствовался Кабинет Министров при включении данного предприятия в список объектов, подлежащих приватизации.

Кроме названных излишне политизированных предприятий, на продажу могут быть выставлены и другие меньшие по масштабу, однако очень привлекательные активы. Наиболее весомыми среди них будут госкомпании трех групп: транспортного, электроэнергетического и угольного сектора. В частности, в первой группе предлагается выставить на приватизацию принадлежащие государству пакеты акций ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины», ОАО «Авиационное предприятие специального назначения «Меридиан» и госпредприятия «Аэропорт» Львов-2». Электроэнергетика в списке представлена пакетами акций двенадцати облэнерго – «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго», «Днипроэнерго», «Донецкоблэнерго», «Крымэнерго», «Волыньоблэнерго», «Закарпаттяоблэнерго», «Прикарпаттяоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Полтаваоблэнерго» и «Харьковоблэнерго».

Третью группу предприятий, в которую входят госкомпании угольной промышленности, составят: «Шахта им. 60-летия Советской Украины», 7,5% акций ОАО «Павлоградуголь», государственное ОАО «Шахта Голубивська», государственное предприятие «Шахта «Перевальская», ГП «Шахта «№17-17БИС», ГП «Шахта «Тернопольская», ГП «Шахта «Винницкая» и ГП «Шахта им. Гагарина». Высока вероятность того, что большинство этих предприятий на фоне бурных скандалов вокруг приватизации гигантов тихо будут розданы без всяких аукционов.

Между тем, на большинство предприятий претендует несколько конкурентов, которые заручились поддержкой одного из ведущих государственных руководителей. В связи с этим, Президент, вряд ли, даст возможность раздавать активы только лояльными к Кабмину бизнесменам. Это подтверждается и тем, что В.Ющенко поручил Генпрокуратуре проверить на соответствие действующему законодательству распоряжения правительства относительно перечня предприятий, которые подлежат продаже. В письме Президента в адрес генпрокурора Александра Медведько говорится: «Обращаю ваше внимание на то, что решение правительства относительно приватизации отдельных предприятий, включенных в указанный перечень, не отвечает требованиям действующего законодательства».
В частности, по словам В.Ющенко, ОАО «Научно-производственный комплекс «Киевский завод автоматики имени Г.И. Петровского», Мукачевский завод «Точприлад», Феодосийская судостроительная компания «Море» и Херсонский государственный завод «Паллада» обеспечивают обороноспособность государства, изготовление и ремонт оружия, военной техники, то есть являются предприятиями, которые согласно статье 5 Закона «О приватизации госимущества» не подлежат приватизации, напоминает Президент.

«Турбоатом», «Научно-исследовательский институт атомного и энергетического насосостроения», «Днипроэнерго», «Донбасэнерго», «Захидэнерго», «Государственная энергогенерирующая компания «Центрэнерго» относятся к предприятиям топливно-энергетического комплекса, приватизация которых согласно решению СНБО от 15 февраля 2008 года должна происходить после утверждения Кабинетом Министров программ развития стратегических отраслей экономики»,- отмечает Ющенко.

Таким образом, несмотря на законодательное разблокирование приватизации, быстрым этот процесс, очевидно, не будет. Правительство заинтересовано, чтобы в максимально короткий срок распродать большую часть оставшихся в госсобственности активов, однако Президент очень хочет получить статус фильтра, который будет решать что и кому продавать. В итоге перед Украиной снова открывается только два сценария дальнейшего развития событий, и оба радикальные: либо приватизация снова будет полностью заблокирована, либо все будет распродано со скидками и без анализа последствий. И ни один из этих вариантов не будет способствовать укреплению экономического могущества нашего государства.

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢