kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Предвыборная распродажа: власти делят госсобственность

28.05.09
размер текста:

В преддверии старта предвыборной президентской компании, Виктор Ющенко решил разблокировать процесс приватизации крупнейших стратегических предприятий Украины, продать которые намеревался Кабмин. С экономической точки зрения такой шаг нанесет государству существенный урон, поскольку за последние несколько месяцев украинские активы подешевели в несколько раз. Скорее всего, давая зеленый свет приватизации, украинские власти в преддверии выборов решили заручиться поддержкой олигархов, в очередной раз пообещав им государственные активы.

Едва ли не первым экономическим решением президента Украины после назначения нового главы Секретариата стало отмена его указа от 19 декабря 2008 г., которым он приостановил решение Кабмина о приватизации оставшихся в госсобственности государственных предприятий. Среди перечня объектов, которые могут быть выставлены на аукцион числиться и ряд стратегически важных активов: «Укртелеком», «Одесский припортовый завод», КГОКОР, «Турбоатом», ФСК «Море», «Днепрэнерго», «Донбассэнерго», «Западэнерго» и «Центрэнерго» и др.

Напомним, что 3 декабря 2008 г. правительство утвердило широкий перечень предприятия, которые должны были быть приватизированы в текущем году, однако уже 19 декабря Виктор Ющенко своим указом приостановил это распоряжение. Основные официальные возражения главы государства сводились к следующему: во-первых, приватизация не должна быть источником финансирования социальных программ, во-вторых, ее необходимо проводить системно, с учетом перспективы развития украинской экономики в отдельных отраслей в частности, в-третьих, прежде чем начинать «большую распродажу», необходимо подготовить соответствующую законодательную базу, в частности, принять закон «О Государственной программе приватизации на 2008-2012 годы».
Практически ни одной из названных требований за это время так и не было реализовано в полной мере, однако президент все же отменил свой указ. Это дает правительству возможность начать распродавать государственную собственность. Скорее всего, к этому оно приступит уже в ближайшем будущем, поскольку: во-первых, ему практически уже нечем покрывать дефицит бюджета, а во-вторых, в преддверии президентской кампании постарается заручиться поддержкой олигархов, давно претендующих на отдельные предприятия.

Руководствуясь целью наполнить бюджет, Кабмин, скорее всего, постарается еще до выборов продать «Укртелеком». Разговоры о намерении приватизировать оператора-монополиста стационарной связи ведутся уже 8 лет. На данный момент ресурс инвестиционной привлекательности компании стремительно снижается. Среди потенциальных покупателей компании эксперты называют немецкий Deutsche Telecom, французский France Telecom, российские АФК «Система» и «Ростелеком». В то же время, интерес к операторам фиксированной связи в последнее время проявляет и СКМ, которая скупила практически всех локальных игроков рынка, среди которых «Фарлеп-Инвест» и «Оптима Телеком». По оценкам экспертов, еще год назад в случае проведения открытого конкурса и создания равных условий для доступа к нему, 92,86%-1 пакет акций «Укртелекома» оценивался в 4-4,5 млрд. долл, сейчас же речь идет о 1-1,5 млрд. долл. При этом, если в погоне за лояльностью олигархов, решат провести конкурс «под конкретного покупателя» сумма сделки может быть в 2 раза ниже.

Еще одним стратегическим объектом, который потенциально может принести существенный доход в казну, является Одесский припортовый завод (ОПЗ). С большей долей вероятности можно прогнозировать, что вокруг приватизации данного объекта, развернутся бурные дискуссии. Дело в том, что ОПЗ относится к тем немногочисленным предприятиям, на которых государство демонстрирует эффективное управление, поэтому стандартная аргументация приватизации госпредприятий в данном случае не пройдет. По всей видимости, внесение одесского завода в список приватизируемых предприятий также было обусловлено интересом одной из мощных ФПГ. ОПЗ давно интересуется один из акционеров компании RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ, а также ряд российских компаний, имеющих свои интересы в химической промышленности. Каждый центр влияния на приватизационные процессы лоббирует интересы разных групп, поэтому не исключено, что ОПЗ снова окажется в подвешенном состоянии.

Касательно формирования лояльности олигархов, то эта цель, очевидно, превалирует в стремлении приватизировать «Турбоатом». Долгое время это предприятие числилось в списке не подлежащих приватизации, однако в 2008 г. оно вошло в список, подлежащих первоочередной приватизации. Главным претендентом на этот объект является российский бизнесмен Константин Григоришин, который собирает в Украине энергомашиностроительный холдинг. Год назад в период бума на рынке энергетического оборудования, правительство запросило за 75,22% своих акций менее 80 млн. грн, при том, что средняя оценка стоимости независимых экспертов составляла примерно в 10 раз больше. Этот факт может свидетельствовать о том, что наполнение бюджета было не главным лейтмотивом, которым руководствовался Кабинет Министров при включении данного предприятия в список объектов, подлежащих приватизации.

Кроме названных излишне политизированных предприятий, на продажу могут быть выставлены и другие меньшие по масштабу, однако очень привлекательные активы. Наиболее весомыми среди них будут госкомпании трех групп: транспортного, электроэнергетического и угольного сектора. В частности, в первой группе предлагается выставить на приватизацию принадлежащие государству пакеты акций ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины», ОАО «Авиационное предприятие специального назначения «Меридиан» и госпредприятия «Аэропорт» Львов-2». Электроэнергетика в списке представлена пакетами акций двенадцати облэнерго – «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго», «Днипроэнерго», «Донецкоблэнерго», «Крымэнерго», «Волыньоблэнерго», «Закарпаттяоблэнерго», «Прикарпаттяоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Полтаваоблэнерго» и «Харьковоблэнерго».

Третью группу предприятий, в которую входят госкомпании угольной промышленности, составят: «Шахта им. 60-летия Советской Украины», 7,5% акций ОАО «Павлоградуголь», государственное ОАО «Шахта Голубивська», государственное предприятие «Шахта «Перевальская», ГП «Шахта «№17-17БИС», ГП «Шахта «Тернопольская», ГП «Шахта «Винницкая» и ГП «Шахта им. Гагарина». Высока вероятность того, что большинство этих предприятий на фоне бурных скандалов вокруг приватизации гигантов тихо будут розданы без всяких аукционов.

Между тем, на большинство предприятий претендует несколько конкурентов, которые заручились поддержкой одного из ведущих государственных руководителей. В связи с этим, Президент, вряд ли, даст возможность раздавать активы только лояльными к Кабмину бизнесменам. Это подтверждается и тем, что В.Ющенко поручил Генпрокуратуре проверить на соответствие действующему законодательству распоряжения правительства относительно перечня предприятий, которые подлежат продаже. В письме Президента в адрес генпрокурора Александра Медведько говорится: «Обращаю ваше внимание на то, что решение правительства относительно приватизации отдельных предприятий, включенных в указанный перечень, не отвечает требованиям действующего законодательства».
В частности, по словам В.Ющенко, ОАО «Научно-производственный комплекс «Киевский завод автоматики имени Г.И. Петровского», Мукачевский завод «Точприлад», Феодосийская судостроительная компания «Море» и Херсонский государственный завод «Паллада» обеспечивают обороноспособность государства, изготовление и ремонт оружия, военной техники, то есть являются предприятиями, которые согласно статье 5 Закона «О приватизации госимущества» не подлежат приватизации, напоминает Президент.

«Турбоатом», «Научно-исследовательский институт атомного и энергетического насосостроения», «Днипроэнерго», «Донбасэнерго», «Захидэнерго», «Государственная энергогенерирующая компания «Центрэнерго» относятся к предприятиям топливно-энергетического комплекса, приватизация которых согласно решению СНБО от 15 февраля 2008 года должна происходить после утверждения Кабинетом Министров программ развития стратегических отраслей экономики»,- отмечает Ющенко.

Таким образом, несмотря на законодательное разблокирование приватизации, быстрым этот процесс, очевидно, не будет. Правительство заинтересовано, чтобы в максимально короткий срок распродать большую часть оставшихся в госсобственности активов, однако Президент очень хочет получить статус фильтра, который будет решать что и кому продавать. В итоге перед Украиной снова открывается только два сценария дальнейшего развития событий, и оба радикальные: либо приватизация снова будет полностью заблокирована, либо все будет распродано со скидками и без анализа последствий. И ни один из этих вариантов не будет способствовать укреплению экономического могущества нашего государства.

 


Комментарии
комментариев: 5
08:56 | 17.11.2011
McAl
Obeimi rukami ZA komment
12:31 | 29.05.2009
ZNATOK
Алеша, ну нельзя же быть таким валенком, в самом деле. Ну позвони знающим людям, есть же эксперты в этой области. Ты пишешь:
"В преддверии старта предвыборной президентской компании, Виктор Ющенко решил разблокировать процесс приватизации крупнейших стратегических предприятий Украины, продать которые намеревался Кабмин."
А ничего, что Контитуционный суд просто не принял к рассмотрению его представление о конституционности распоряжения Кабмина о приватизации этих объектов? Что в таком случае Ющенко оставалось сделать кроме как возобновить действие распоряжения Кабмина?
12:38 | 29.05.2009
Посетитель
Потому что как тот бурят: "Что вижу - о том и пою". Есть факт - пишу статью. Не пытаются даже подумать отдельные журналисты, что за этим фактом стоит.
10:29 | 29.05.2009
Патриот
Вот интересно- задумывается ли наше правительство о том, какую оценку им и их действиям даст история Украины!Неужели не боятся проклятий на свои головы и семьи свои!?...
09:01 | 04.06.2009
ser
А им глубоко насрать на историю и на этот колхоз , они же просто хапуги.
Какие суды , вы о чём. Что захотят то и сделают , если успеют.

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!