kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Привет из прошлого - Украина взяла курс на 90-е

24.02.15
размер текста:

Резко ускорившаяся с начала февраля девальвация национальной валюты и вызванный ею скачкообразный рост цен на бензин и дизельное топливо уже отразились на потребительском рынке. Испуганные ростом цен украинцы стараются избавиться от гривны. Причем если раньше скупали бытовую технику, то в минувшие выходные в магазинах раскупали уже муку.

В текущем году Украина рискует поставить очередной антирекорд по росту инфляции с начала 2000 годов, и этот показатель может быть ближе к лихим девяностым, когда ценники в магазинах переписывались каждый день. Напомним, что с начала нового тысячелетия в Украине было три года, когда инфляция перескакивала через отметку в 20% – в 2000 (25,8%), кризисном 2008 (22,3%) и революционно-военном 2014 (24,9%). При этом стоит отметить, что в январе-феврале прошлого года рост цен был минимален и вверх они пошли с марта – в аккурат после смены власти в стране.

Необходимо отметить, что новый год начался бодрым ростом цен – в январе инфляция ускорилась до 3,1%. Так, наиболее существенно подорожали продукты питания, напитки, предметы домашнего обихода и бытовая техника. Собственно говоря, инфляция 3,1% в месяц это и так очень много, но февральский показатель инфляции, который Государственный комитет статистики опубликует в начале марта, рискует значительно превысить данные января.

Новый виток инфляции в Украине вызван главным образом скачкообразной девальвацией гривны после того, как 5 февраля Национальный банк отказался от индикативного курса и отпустил отечественную валюту в свободное плавание. С этого дня гривна неуклонно "худела", а минувшая пятница для нее стала воистину черной – за один день ее курс снизился на 2 грн., до 29,3 грн./долл. А вчера курс на межбанке продолжил падение и к завершению торгов достиг отметки 32 грн./долл.

Снижение курса гривны в первую очередь отразилось на ценах на нефтепродукты, поскольку около 80% из них имеют импортное происхождение. Акциз на нефтепродукты начисляется в евро и, следовательно, чем выше курс, тем больше таможенные платежи. Кроме того, если раньше нефтетрейдеры в основном покупали валюту по курсу черного рынка, но могли экономить на таможенных пошлинах, которые рассчитывались исходя из более низкого официального курса, то теперь эта лавочка прикрыта.

По информации "Консалтинговой группы А-95", вчера средняя стоимость бензина марки А-95 в Украине составила 21,58 грн./литр. Большинство сетей АЗС переписали ценники на бензин и дизельное топливо на 0,5-1,8 грн./литр в сторону увеличения по сравнению с пятницей. При этом стоимость премиального бензина марки А-95 в некоторых сетях достигла отметки 24,99 грн./литр.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что это еще не предел. "У нас 90% стоимости в топливе формируется за счет валютной составляющей. Это закупочная стоимость по импорту, и еще порядка 35-40% – налоги, которые установлены в евро. Правительство нас постоянно ругает за то, что мы так любим валюту, а само свои налоги держит почему-то в валюте тоже. Поэтому цены на нефтепродукты имеют прямо пропорциональную привязку к доллару. Стоимость топлива будет составлять порядка 90 центов. То есть доллар 25 грн., цена на бензин марки А-95 – 22,50 грн./литр, доллар 30 – цена на бензин 27 грн./литр, доллар 33 – цена на бензин под 30 грн./литр и т.д.", – говорит он.

Эксперт также выразил опасения, что резкий рост курса грозит коллапсом топливному рынку. "Подавляющее большинство потребителей просто перестанут покупать топливо, – считает С.Куюн. – Заправочные станции и бизнес остановятся, а государство останется с носом, потому что рынок уже полным ходом мчится в тень – масса контрабанды, фальсификата, и все для того, чтобы уменьшить стоимость. И, соответственно, государство пролетает мимо своих налогов".

Вслед за бензином вверх пошли цены в магазинах и супермаркетах. В первую очередь дорожают импортные одежда, бытовая техника и продукты питания, в частности, фрукты (бананы, мандарины, гранаты и т.д.). Отечественные продукты питания пока сильно не подорожали, но необходимо отметить, что для посевной и уборочной кампании аграрии купят солярку уже по более высоким ценам, плюс вырастут и расходы на доставку. Таким образом, летом-осенью стоит ждать подорожания и отечественной картошки-морковки, а также и мяса – из-за неминуемого увеличения цен на корм.

Стоит отметить, что власти уже существенно повысили свой прогноз по инфляции в текущем году. Если в принятом в конце декабря законе о государственном бюджете был заложен показатель инфляции в 13,1%, то теперь Кабинет министров и Национальный банк ждут роста цен по итогам года на 26%, а главный кредитор Украины – Международный валютный фонд – на 27%. Причем такой рост цен объясняется грядущим повышением цен на газ и коммунальные услуги, что необходимо сделать по требованию МВФ. Тем не менее инфляция уже показывает впечатляющий рост, и повышение тарифов еще больше раскрутит этот маховик.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в лучшем случае инфляция по итогам февраля будет на уровне 5%. "Сейчас девальвация гривны только ускоряется, и поэтому цены будет расти не только на бензин, но и на продукты питания и продукцию химии. При такой девальвации Украине не избежать гиперинфляции, когда уже бизнес вынужден просто умножать цены", – считает он.

А.Охрименко выразил уверенность, что при нынешней девальвации в 76% и ожидании роста тарифов ЖКХ фактически втрое невозможно обеспечить инфляцию на уровне 26%. "Если просто не нарисовать нужную цифру с помощью ручных методов Госстата", – подчеркнул эксперт.

"Что же касается реальной инфляции то, скорее всего, в 2015 году она будет на уровне 60-70%. Ибо маховик девальвации гривны уже запущен, и теперь его невозможно остановить. В ближайшее время девальвация гривны будет только продолжаться. При этом рост цены на импорт будет стимулировать и подорожание отечественных товаров. Не стоит забывать, что бензин, газ, большая часть химической продукции и бытовая техника в Украине импортная, а значит девальвация гривны – это прямой рост цен. Времена низкой инфляции теперь уже остались в истории. Привыкаем жить при гиперинфляции, как в 1990 годы", – резюмировал А.Охрименко.

Владимир Никитин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 5
10:51 | 24.02.2015
Дмитрий.
Вот и я о том, одно дело прислать копеечку в конкретную НКО, где конкретные ребята за заранее определённую денежку разваливают конкретное государство, и совсем другое -дотировать всему населению ЖКХ. Посему ванговать думаю бесполезно, но общий смысл сформулировать попытаюсь -когда будет пересиливать здравфй смысл -денег не дадут, а когда во главу угла станет политика -будут присылать самый минимум из возможного.
10:06 | 24.02.2015
Дмитрий.
Для гость из РФ. Вспоминаю старый анекдот , подходит Виннипух к Пятачку, иди ко мне в кооператив работать. А как он называется - медок, что мёдом торгуешь? Нет, мёд я буду покупать, а торговать я буду свининой. Мне кажется, что реально ключевой вопрос - почему не дают денег? Ответ, по моему, в том, что эти деньги будут безвозвратными. На эту роль изначально двигали Россию, а тут такой пердимонокль, платить самим. Одно дело дать кредит под закупку мерседеса, а другое - дотировать населению стоимость Российского газа. Вот у них и рвётся шаблон - дать денег, больше их не увидишь, не дать -"идеалы демократии" на Украине засохнут, вместе с Украиной.
10:27 | 24.02.2015
Гость из РФ
МВФ не даст ни копейки если не будет понимать, что деньги вернуться. Это бизнес и ничего личного. Другие как США могут дать кредит и списать затем. Но США не дают. Почему? Да кто его знает. Возможно, что они понимают, что его банально разворуют. Для бизнесмена это неприемлимо если его считают заранее лохом.
07:40 | 24.02.2015
Гость из РФ
Возникает всё больше сомнений в том что МВФ даст кредит. Ситуация просто запредельная. Если даст то первый транн будет в районе 4 млрд. а дальше будут смотреть на ситуацию.
15:25 | 24.02.2015
Аноним
я твердо уверен в прекращении падении гривны, если будут давать кредиты на обслуживание долгов.
при упавшей гривне баланс импорта к экспорту сравняется.
допустим это будет при 32 грн за доллар.
теперь берем дефицит бюджета, сколько там могут напечатать гривны к общей массе денежной.
допустим 20% и получаем курс 38 к концу года.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!