kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Привет из прошлого - Украина взяла курс на 90-е

24.02.15
размер текста:

Резко ускорившаяся с начала февраля девальвация национальной валюты и вызванный ею скачкообразный рост цен на бензин и дизельное топливо уже отразились на потребительском рынке. Испуганные ростом цен украинцы стараются избавиться от гривны. Причем если раньше скупали бытовую технику, то в минувшие выходные в магазинах раскупали уже муку.

В текущем году Украина рискует поставить очередной антирекорд по росту инфляции с начала 2000 годов, и этот показатель может быть ближе к лихим девяностым, когда ценники в магазинах переписывались каждый день. Напомним, что с начала нового тысячелетия в Украине было три года, когда инфляция перескакивала через отметку в 20% – в 2000 (25,8%), кризисном 2008 (22,3%) и революционно-военном 2014 (24,9%). При этом стоит отметить, что в январе-феврале прошлого года рост цен был минимален и вверх они пошли с марта – в аккурат после смены власти в стране.

Необходимо отметить, что новый год начался бодрым ростом цен – в январе инфляция ускорилась до 3,1%. Так, наиболее существенно подорожали продукты питания, напитки, предметы домашнего обихода и бытовая техника. Собственно говоря, инфляция 3,1% в месяц это и так очень много, но февральский показатель инфляции, который Государственный комитет статистики опубликует в начале марта, рискует значительно превысить данные января.

Новый виток инфляции в Украине вызван главным образом скачкообразной девальвацией гривны после того, как 5 февраля Национальный банк отказался от индикативного курса и отпустил отечественную валюту в свободное плавание. С этого дня гривна неуклонно "худела", а минувшая пятница для нее стала воистину черной – за один день ее курс снизился на 2 грн., до 29,3 грн./долл. А вчера курс на межбанке продолжил падение и к завершению торгов достиг отметки 32 грн./долл.

Снижение курса гривны в первую очередь отразилось на ценах на нефтепродукты, поскольку около 80% из них имеют импортное происхождение. Акциз на нефтепродукты начисляется в евро и, следовательно, чем выше курс, тем больше таможенные платежи. Кроме того, если раньше нефтетрейдеры в основном покупали валюту по курсу черного рынка, но могли экономить на таможенных пошлинах, которые рассчитывались исходя из более низкого официального курса, то теперь эта лавочка прикрыта.

По информации "Консалтинговой группы А-95", вчера средняя стоимость бензина марки А-95 в Украине составила 21,58 грн./литр. Большинство сетей АЗС переписали ценники на бензин и дизельное топливо на 0,5-1,8 грн./литр в сторону увеличения по сравнению с пятницей. При этом стоимость премиального бензина марки А-95 в некоторых сетях достигла отметки 24,99 грн./литр.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что это еще не предел. "У нас 90% стоимости в топливе формируется за счет валютной составляющей. Это закупочная стоимость по импорту, и еще порядка 35-40% – налоги, которые установлены в евро. Правительство нас постоянно ругает за то, что мы так любим валюту, а само свои налоги держит почему-то в валюте тоже. Поэтому цены на нефтепродукты имеют прямо пропорциональную привязку к доллару. Стоимость топлива будет составлять порядка 90 центов. То есть доллар 25 грн., цена на бензин марки А-95 – 22,50 грн./литр, доллар 30 – цена на бензин 27 грн./литр, доллар 33 – цена на бензин под 30 грн./литр и т.д.", – говорит он.

Эксперт также выразил опасения, что резкий рост курса грозит коллапсом топливному рынку. "Подавляющее большинство потребителей просто перестанут покупать топливо, – считает С.Куюн. – Заправочные станции и бизнес остановятся, а государство останется с носом, потому что рынок уже полным ходом мчится в тень – масса контрабанды, фальсификата, и все для того, чтобы уменьшить стоимость. И, соответственно, государство пролетает мимо своих налогов".

Вслед за бензином вверх пошли цены в магазинах и супермаркетах. В первую очередь дорожают импортные одежда, бытовая техника и продукты питания, в частности, фрукты (бананы, мандарины, гранаты и т.д.). Отечественные продукты питания пока сильно не подорожали, но необходимо отметить, что для посевной и уборочной кампании аграрии купят солярку уже по более высоким ценам, плюс вырастут и расходы на доставку. Таким образом, летом-осенью стоит ждать подорожания и отечественной картошки-морковки, а также и мяса – из-за неминуемого увеличения цен на корм.

Стоит отметить, что власти уже существенно повысили свой прогноз по инфляции в текущем году. Если в принятом в конце декабря законе о государственном бюджете был заложен показатель инфляции в 13,1%, то теперь Кабинет министров и Национальный банк ждут роста цен по итогам года на 26%, а главный кредитор Украины – Международный валютный фонд – на 27%. Причем такой рост цен объясняется грядущим повышением цен на газ и коммунальные услуги, что необходимо сделать по требованию МВФ. Тем не менее инфляция уже показывает впечатляющий рост, и повышение тарифов еще больше раскрутит этот маховик.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в лучшем случае инфляция по итогам февраля будет на уровне 5%. "Сейчас девальвация гривны только ускоряется, и поэтому цены будет расти не только на бензин, но и на продукты питания и продукцию химии. При такой девальвации Украине не избежать гиперинфляции, когда уже бизнес вынужден просто умножать цены", – считает он.

А.Охрименко выразил уверенность, что при нынешней девальвации в 76% и ожидании роста тарифов ЖКХ фактически втрое невозможно обеспечить инфляцию на уровне 26%. "Если просто не нарисовать нужную цифру с помощью ручных методов Госстата", – подчеркнул эксперт.

"Что же касается реальной инфляции то, скорее всего, в 2015 году она будет на уровне 60-70%. Ибо маховик девальвации гривны уже запущен, и теперь его невозможно остановить. В ближайшее время девальвация гривны будет только продолжаться. При этом рост цены на импорт будет стимулировать и подорожание отечественных товаров. Не стоит забывать, что бензин, газ, большая часть химической продукции и бытовая техника в Украине импортная, а значит девальвация гривны – это прямой рост цен. Времена низкой инфляции теперь уже остались в истории. Привыкаем жить при гиперинфляции, как в 1990 годы", – резюмировал А.Охрименко.

Владимир Никитин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 5
10:51 | 24.02.2015
Дмитрий.
Вот и я о том, одно дело прислать копеечку в конкретную НКО, где конкретные ребята за заранее определённую денежку разваливают конкретное государство, и совсем другое -дотировать всему населению ЖКХ. Посему ванговать думаю бесполезно, но общий смысл сформулировать попытаюсь -когда будет пересиливать здравфй смысл -денег не дадут, а когда во главу угла станет политика -будут присылать самый минимум из возможного.
10:06 | 24.02.2015
Дмитрий.
Для гость из РФ. Вспоминаю старый анекдот , подходит Виннипух к Пятачку, иди ко мне в кооператив работать. А как он называется - медок, что мёдом торгуешь? Нет, мёд я буду покупать, а торговать я буду свининой. Мне кажется, что реально ключевой вопрос - почему не дают денег? Ответ, по моему, в том, что эти деньги будут безвозвратными. На эту роль изначально двигали Россию, а тут такой пердимонокль, платить самим. Одно дело дать кредит под закупку мерседеса, а другое - дотировать населению стоимость Российского газа. Вот у них и рвётся шаблон - дать денег, больше их не увидишь, не дать -"идеалы демократии" на Украине засохнут, вместе с Украиной.
10:27 | 24.02.2015
Гость из РФ
МВФ не даст ни копейки если не будет понимать, что деньги вернуться. Это бизнес и ничего личного. Другие как США могут дать кредит и списать затем. Но США не дают. Почему? Да кто его знает. Возможно, что они понимают, что его банально разворуют. Для бизнесмена это неприемлимо если его считают заранее лохом.
07:40 | 24.02.2015
Гость из РФ
Возникает всё больше сомнений в том что МВФ даст кредит. Ситуация просто запредельная. Если даст то первый транн будет в районе 4 млрд. а дальше будут смотреть на ситуацию.
15:25 | 24.02.2015
Аноним
я твердо уверен в прекращении падении гривны, если будут давать кредиты на обслуживание долгов.
при упавшей гривне баланс импорта к экспорту сравняется.
допустим это будет при 32 грн за доллар.
теперь берем дефицит бюджета, сколько там могут напечатать гривны к общей массе денежной.
допустим 20% и получаем курс 38 к концу года.

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!