Подробнее Запомнить город


Привет из прошлого - Украина взяла курс на 90-е

24.02.15
размер текста:

Резко ускорившаяся с начала февраля девальвация национальной валюты и вызванный ею скачкообразный рост цен на бензин и дизельное топливо уже отразились на потребительском рынке. Испуганные ростом цен украинцы стараются избавиться от гривны. Причем если раньше скупали бытовую технику, то в минувшие выходные в магазинах раскупали уже муку.

В текущем году Украина рискует поставить очередной антирекорд по росту инфляции с начала 2000 годов, и этот показатель может быть ближе к лихим девяностым, когда ценники в магазинах переписывались каждый день. Напомним, что с начала нового тысячелетия в Украине было три года, когда инфляция перескакивала через отметку в 20% – в 2000 (25,8%), кризисном 2008 (22,3%) и революционно-военном 2014 (24,9%). При этом стоит отметить, что в январе-феврале прошлого года рост цен был минимален и вверх они пошли с марта – в аккурат после смены власти в стране.

Необходимо отметить, что новый год начался бодрым ростом цен – в январе инфляция ускорилась до 3,1%. Так, наиболее существенно подорожали продукты питания, напитки, предметы домашнего обихода и бытовая техника. Собственно говоря, инфляция 3,1% в месяц это и так очень много, но февральский показатель инфляции, который Государственный комитет статистики опубликует в начале марта, рискует значительно превысить данные января.

Новый виток инфляции в Украине вызван главным образом скачкообразной девальвацией гривны после того, как 5 февраля Национальный банк отказался от индикативного курса и отпустил отечественную валюту в свободное плавание. С этого дня гривна неуклонно "худела", а минувшая пятница для нее стала воистину черной – за один день ее курс снизился на 2 грн., до 29,3 грн./долл. А вчера курс на межбанке продолжил падение и к завершению торгов достиг отметки 32 грн./долл.

Снижение курса гривны в первую очередь отразилось на ценах на нефтепродукты, поскольку около 80% из них имеют импортное происхождение. Акциз на нефтепродукты начисляется в евро и, следовательно, чем выше курс, тем больше таможенные платежи. Кроме того, если раньше нефтетрейдеры в основном покупали валюту по курсу черного рынка, но могли экономить на таможенных пошлинах, которые рассчитывались исходя из более низкого официального курса, то теперь эта лавочка прикрыта.

По информации "Консалтинговой группы А-95", вчера средняя стоимость бензина марки А-95 в Украине составила 21,58 грн./литр. Большинство сетей АЗС переписали ценники на бензин и дизельное топливо на 0,5-1,8 грн./литр в сторону увеличения по сравнению с пятницей. При этом стоимость премиального бензина марки А-95 в некоторых сетях достигла отметки 24,99 грн./литр.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что это еще не предел. "У нас 90% стоимости в топливе формируется за счет валютной составляющей. Это закупочная стоимость по импорту, и еще порядка 35-40% – налоги, которые установлены в евро. Правительство нас постоянно ругает за то, что мы так любим валюту, а само свои налоги держит почему-то в валюте тоже. Поэтому цены на нефтепродукты имеют прямо пропорциональную привязку к доллару. Стоимость топлива будет составлять порядка 90 центов. То есть доллар 25 грн., цена на бензин марки А-95 – 22,50 грн./литр, доллар 30 – цена на бензин 27 грн./литр, доллар 33 – цена на бензин под 30 грн./литр и т.д.", – говорит он.

Эксперт также выразил опасения, что резкий рост курса грозит коллапсом топливному рынку. "Подавляющее большинство потребителей просто перестанут покупать топливо, – считает С.Куюн. – Заправочные станции и бизнес остановятся, а государство останется с носом, потому что рынок уже полным ходом мчится в тень – масса контрабанды, фальсификата, и все для того, чтобы уменьшить стоимость. И, соответственно, государство пролетает мимо своих налогов".

Вслед за бензином вверх пошли цены в магазинах и супермаркетах. В первую очередь дорожают импортные одежда, бытовая техника и продукты питания, в частности, фрукты (бананы, мандарины, гранаты и т.д.). Отечественные продукты питания пока сильно не подорожали, но необходимо отметить, что для посевной и уборочной кампании аграрии купят солярку уже по более высоким ценам, плюс вырастут и расходы на доставку. Таким образом, летом-осенью стоит ждать подорожания и отечественной картошки-морковки, а также и мяса – из-за неминуемого увеличения цен на корм.

Стоит отметить, что власти уже существенно повысили свой прогноз по инфляции в текущем году. Если в принятом в конце декабря законе о государственном бюджете был заложен показатель инфляции в 13,1%, то теперь Кабинет министров и Национальный банк ждут роста цен по итогам года на 26%, а главный кредитор Украины – Международный валютный фонд – на 27%. Причем такой рост цен объясняется грядущим повышением цен на газ и коммунальные услуги, что необходимо сделать по требованию МВФ. Тем не менее инфляция уже показывает впечатляющий рост, и повышение тарифов еще больше раскрутит этот маховик.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в лучшем случае инфляция по итогам февраля будет на уровне 5%. "Сейчас девальвация гривны только ускоряется, и поэтому цены будет расти не только на бензин, но и на продукты питания и продукцию химии. При такой девальвации Украине не избежать гиперинфляции, когда уже бизнес вынужден просто умножать цены", – считает он.

А.Охрименко выразил уверенность, что при нынешней девальвации в 76% и ожидании роста тарифов ЖКХ фактически втрое невозможно обеспечить инфляцию на уровне 26%. "Если просто не нарисовать нужную цифру с помощью ручных методов Госстата", – подчеркнул эксперт.

"Что же касается реальной инфляции то, скорее всего, в 2015 году она будет на уровне 60-70%. Ибо маховик девальвации гривны уже запущен, и теперь его невозможно остановить. В ближайшее время девальвация гривны будет только продолжаться. При этом рост цены на импорт будет стимулировать и подорожание отечественных товаров. Не стоит забывать, что бензин, газ, большая часть химической продукции и бытовая техника в Украине импортная, а значит девальвация гривны – это прямой рост цен. Времена низкой инфляции теперь уже остались в истории. Привыкаем жить при гиперинфляции, как в 1990 годы", – резюмировал А.Охрименко.

Владимир Никитин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 5
10:51 | 24.02.2015
Дмитрий.
Вот и я о том, одно дело прислать копеечку в конкретную НКО, где конкретные ребята за заранее определённую денежку разваливают конкретное государство, и совсем другое -дотировать всему населению ЖКХ. Посему ванговать думаю бесполезно, но общий смысл сформулировать попытаюсь -когда будет пересиливать здравфй смысл -денег не дадут, а когда во главу угла станет политика -будут присылать самый минимум из возможного.
10:06 | 24.02.2015
Дмитрий.
Для гость из РФ. Вспоминаю старый анекдот , подходит Виннипух к Пятачку, иди ко мне в кооператив работать. А как он называется - медок, что мёдом торгуешь? Нет, мёд я буду покупать, а торговать я буду свининой. Мне кажется, что реально ключевой вопрос - почему не дают денег? Ответ, по моему, в том, что эти деньги будут безвозвратными. На эту роль изначально двигали Россию, а тут такой пердимонокль, платить самим. Одно дело дать кредит под закупку мерседеса, а другое - дотировать населению стоимость Российского газа. Вот у них и рвётся шаблон - дать денег, больше их не увидишь, не дать -"идеалы демократии" на Украине засохнут, вместе с Украиной.
10:27 | 24.02.2015
Гость из РФ
МВФ не даст ни копейки если не будет понимать, что деньги вернуться. Это бизнес и ничего личного. Другие как США могут дать кредит и списать затем. Но США не дают. Почему? Да кто его знает. Возможно, что они понимают, что его банально разворуют. Для бизнесмена это неприемлимо если его считают заранее лохом.
07:40 | 24.02.2015
Гость из РФ
Возникает всё больше сомнений в том что МВФ даст кредит. Ситуация просто запредельная. Если даст то первый транн будет в районе 4 млрд. а дальше будут смотреть на ситуацию.
15:25 | 24.02.2015
Аноним
я твердо уверен в прекращении падении гривны, если будут давать кредиты на обслуживание долгов.
при упавшей гривне баланс импорта к экспорту сравняется.
допустим это будет при 32 грн за доллар.
теперь берем дефицит бюджета, сколько там могут напечатать гривны к общей массе денежной.
допустим 20% и получаем курс 38 к концу года.

загрузка...


Статьи
29.07.16, Галина Резник
Крупнейшие производители железной руды притормозили наращивание поставок. Однако ожидать восстановления цен пока не стоит: скоро увеличится экспорт из Бразилии, будет выведено на проектную мощность австралийское предприятие Roy Hill Джины Райнхарт и возобновят добычу некоторые мелкие поставщики. Аналитики полагают, что для восстановления рыночного баланса потребуется 5-10 лет.
27.07.16, Максим Полевой
В июле Запорожский производственный алюминиевый комбинат заявил о планах возобновить производство алюминиевой катанки после двухлетнего перерыва. Успешному рестарту может поспособствовать активизация спроса на внешних рынках сбыта.
25.07.16, Ярослав Ярош
Горячо ожидаемый конкурс по приватизации Одесского припортового завода не состоялся. Очередь инвесторов у заводской проходной оказалась мифом. По состоянию на 18.00 18 июля не поступило ни одной заявки от покупателей. Уже на следующий день глава ФГИУ Игорь Билоус спрогнозировал на осень повторный конкурс с возможным 30%-ным дисконтом от нынешней цены, т.е. стоимость ОПЗ упадет примерно до 350 млн долл.
22.07.16, Игорь Воронцов
Кризис перепроизводства в мировой металлургии заставил ведущих игроков свернуть амбициозные инвестиционные программы. Или как минимум откорректировать в сторону уменьшения. Что же касается новых игроков, то для них прописка на рынке в нынешних условиях превратилась в заведомо невыполнимую задачу.
20.07.16, Василий Январев
"Метинвест" завершает масштабный инвестиционный проект на СевГОКе – в минувшую субботу в опытно-промышленную эксплуатацию была введена первая линия циклично-поточной технологии годовой мощностью 20 млн тонн. На очереди и реконструкция МНЛЗ на ММК им. Ильича. В компании видят возможность увеличения экспорта украинского металла и руды, однако этому сегодня мешают логистические и тарифные препятствия.
18.07.16, Ярослав Ярош
Европейская комиссия прислушалась к просьбе ассоциации Eurofer и начала антидемпинговое расследование относительно поставок горячего проката из Украины и еще 4 стран (России, Бразилии, Ирана, Сербии). В мае подобное расследование уже было возбуждено против китайских горячекатанных рулонов. Таким образом, 5 из 6 крупнейших поставщиков горячего проката на рынки Евросоюза могут оказаться под санкциями. Подозрений в демпинге избежала пока лишь Турция.
14.07.16, Максим Полевой
В последние пару лет власти все активнее говорят о необходимости повышать конкурентоспособность морских портов Украины, привлекать в них инвестиции и т.п. Однако, кроме серьезного политико-экономического кризиса, приведшего к обвалу грузопотока, у отечественных портов есть и другая проблема – завышенные портовые сборы, значительно усложняющие жизнь всем возможным грузовладельцам. Уже и профильные чиновники согласны с мнением, что тарифы надо снижать.
12.07.16, Игорь Воронцов
Украина теряет 0,5 млрд долл. валютной выручки в год из-за недозагрузки производственных мощностей мариупольских металлургических комбинатов им.Ильича и "Азовсталь". Обеспечить их полноценную работу не позволяет низкая пропускная способность железнодорожного участка "Камыш-Заря – Волноваха". Многочисленные обращения металлургов к правительству с просьбой обязать госкомпанию ПАО "Укрзализныця" провести модернизацию на этом отрезке пути пока не дали результата. Возможно, в "УЗ" отреагируют на рекомендации транспортного комитета Верховной Рады?
04.07.16, Евгений Ковальчук
Отходы деятельности украинских теплоэлектростанций традиционно рассматриваются больше с экологической точки зрения. Золошлаковые материалы скопились в стране в объеме не одной сотни миллионов тонн, а отвалы под ними занимают тысячи гектаров полезной площади. Между тем их переработка вполне может быть отдельным видом бизнеса, где отходы позиционируются уже в качестве побочного продукта теплогенерации.
24.06.16, Игорь Воронцов
Пессимизм экспертов в отношении глобальных цен на металлопродукцию подкрепляется не только котировками на крупнейших торговых площадках, но и последними событиями в сфере ГМК. Это приводит к неутешительным выводам: до выхода из кризиса металлургам, в том числе украинским, еще очень далеко. А ведь в марте-мае казалось, что свет в конце тоннеля потихоньку начинает пробиваться…



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!