kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Привет из прошлого - Украина взяла курс на 90-е

24.02.15
размер текста:

Резко ускорившаяся с начала февраля девальвация национальной валюты и вызванный ею скачкообразный рост цен на бензин и дизельное топливо уже отразились на потребительском рынке. Испуганные ростом цен украинцы стараются избавиться от гривны. Причем если раньше скупали бытовую технику, то в минувшие выходные в магазинах раскупали уже муку.

В текущем году Украина рискует поставить очередной антирекорд по росту инфляции с начала 2000 годов, и этот показатель может быть ближе к лихим девяностым, когда ценники в магазинах переписывались каждый день. Напомним, что с начала нового тысячелетия в Украине было три года, когда инфляция перескакивала через отметку в 20% – в 2000 (25,8%), кризисном 2008 (22,3%) и революционно-военном 2014 (24,9%). При этом стоит отметить, что в январе-феврале прошлого года рост цен был минимален и вверх они пошли с марта – в аккурат после смены власти в стране.

Необходимо отметить, что новый год начался бодрым ростом цен – в январе инфляция ускорилась до 3,1%. Так, наиболее существенно подорожали продукты питания, напитки, предметы домашнего обихода и бытовая техника. Собственно говоря, инфляция 3,1% в месяц это и так очень много, но февральский показатель инфляции, который Государственный комитет статистики опубликует в начале марта, рискует значительно превысить данные января.

Новый виток инфляции в Украине вызван главным образом скачкообразной девальвацией гривны после того, как 5 февраля Национальный банк отказался от индикативного курса и отпустил отечественную валюту в свободное плавание. С этого дня гривна неуклонно "худела", а минувшая пятница для нее стала воистину черной – за один день ее курс снизился на 2 грн., до 29,3 грн./долл. А вчера курс на межбанке продолжил падение и к завершению торгов достиг отметки 32 грн./долл.

Снижение курса гривны в первую очередь отразилось на ценах на нефтепродукты, поскольку около 80% из них имеют импортное происхождение. Акциз на нефтепродукты начисляется в евро и, следовательно, чем выше курс, тем больше таможенные платежи. Кроме того, если раньше нефтетрейдеры в основном покупали валюту по курсу черного рынка, но могли экономить на таможенных пошлинах, которые рассчитывались исходя из более низкого официального курса, то теперь эта лавочка прикрыта.

По информации "Консалтинговой группы А-95", вчера средняя стоимость бензина марки А-95 в Украине составила 21,58 грн./литр. Большинство сетей АЗС переписали ценники на бензин и дизельное топливо на 0,5-1,8 грн./литр в сторону увеличения по сравнению с пятницей. При этом стоимость премиального бензина марки А-95 в некоторых сетях достигла отметки 24,99 грн./литр.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн считает, что это еще не предел. "У нас 90% стоимости в топливе формируется за счет валютной составляющей. Это закупочная стоимость по импорту, и еще порядка 35-40% – налоги, которые установлены в евро. Правительство нас постоянно ругает за то, что мы так любим валюту, а само свои налоги держит почему-то в валюте тоже. Поэтому цены на нефтепродукты имеют прямо пропорциональную привязку к доллару. Стоимость топлива будет составлять порядка 90 центов. То есть доллар 25 грн., цена на бензин марки А-95 – 22,50 грн./литр, доллар 30 – цена на бензин 27 грн./литр, доллар 33 – цена на бензин под 30 грн./литр и т.д.", – говорит он.

Эксперт также выразил опасения, что резкий рост курса грозит коллапсом топливному рынку. "Подавляющее большинство потребителей просто перестанут покупать топливо, – считает С.Куюн. – Заправочные станции и бизнес остановятся, а государство останется с носом, потому что рынок уже полным ходом мчится в тень – масса контрабанды, фальсификата, и все для того, чтобы уменьшить стоимость. И, соответственно, государство пролетает мимо своих налогов".

Вслед за бензином вверх пошли цены в магазинах и супермаркетах. В первую очередь дорожают импортные одежда, бытовая техника и продукты питания, в частности, фрукты (бананы, мандарины, гранаты и т.д.). Отечественные продукты питания пока сильно не подорожали, но необходимо отметить, что для посевной и уборочной кампании аграрии купят солярку уже по более высоким ценам, плюс вырастут и расходы на доставку. Таким образом, летом-осенью стоит ждать подорожания и отечественной картошки-морковки, а также и мяса – из-за неминуемого увеличения цен на корм.

Стоит отметить, что власти уже существенно повысили свой прогноз по инфляции в текущем году. Если в принятом в конце декабря законе о государственном бюджете был заложен показатель инфляции в 13,1%, то теперь Кабинет министров и Национальный банк ждут роста цен по итогам года на 26%, а главный кредитор Украины – Международный валютный фонд – на 27%. Причем такой рост цен объясняется грядущим повышением цен на газ и коммунальные услуги, что необходимо сделать по требованию МВФ. Тем не менее инфляция уже показывает впечатляющий рост, и повышение тарифов еще больше раскрутит этот маховик.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в лучшем случае инфляция по итогам февраля будет на уровне 5%. "Сейчас девальвация гривны только ускоряется, и поэтому цены будет расти не только на бензин, но и на продукты питания и продукцию химии. При такой девальвации Украине не избежать гиперинфляции, когда уже бизнес вынужден просто умножать цены", – считает он.

А.Охрименко выразил уверенность, что при нынешней девальвации в 76% и ожидании роста тарифов ЖКХ фактически втрое невозможно обеспечить инфляцию на уровне 26%. "Если просто не нарисовать нужную цифру с помощью ручных методов Госстата", – подчеркнул эксперт.

"Что же касается реальной инфляции то, скорее всего, в 2015 году она будет на уровне 60-70%. Ибо маховик девальвации гривны уже запущен, и теперь его невозможно остановить. В ближайшее время девальвация гривны будет только продолжаться. При этом рост цены на импорт будет стимулировать и подорожание отечественных товаров. Не стоит забывать, что бензин, газ, большая часть химической продукции и бытовая техника в Украине импортная, а значит девальвация гривны – это прямой рост цен. Времена низкой инфляции теперь уже остались в истории. Привыкаем жить при гиперинфляции, как в 1990 годы", – резюмировал А.Охрименко.

Владимир Никитин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 5
10:51 | 24.02.2015
Дмитрий.
Вот и я о том, одно дело прислать копеечку в конкретную НКО, где конкретные ребята за заранее определённую денежку разваливают конкретное государство, и совсем другое -дотировать всему населению ЖКХ. Посему ванговать думаю бесполезно, но общий смысл сформулировать попытаюсь -когда будет пересиливать здравфй смысл -денег не дадут, а когда во главу угла станет политика -будут присылать самый минимум из возможного.
10:06 | 24.02.2015
Дмитрий.
Для гость из РФ. Вспоминаю старый анекдот , подходит Виннипух к Пятачку, иди ко мне в кооператив работать. А как он называется - медок, что мёдом торгуешь? Нет, мёд я буду покупать, а торговать я буду свининой. Мне кажется, что реально ключевой вопрос - почему не дают денег? Ответ, по моему, в том, что эти деньги будут безвозвратными. На эту роль изначально двигали Россию, а тут такой пердимонокль, платить самим. Одно дело дать кредит под закупку мерседеса, а другое - дотировать населению стоимость Российского газа. Вот у них и рвётся шаблон - дать денег, больше их не увидишь, не дать -"идеалы демократии" на Украине засохнут, вместе с Украиной.
10:27 | 24.02.2015
Гость из РФ
МВФ не даст ни копейки если не будет понимать, что деньги вернуться. Это бизнес и ничего личного. Другие как США могут дать кредит и списать затем. Но США не дают. Почему? Да кто его знает. Возможно, что они понимают, что его банально разворуют. Для бизнесмена это неприемлимо если его считают заранее лохом.
07:40 | 24.02.2015
Гость из РФ
Возникает всё больше сомнений в том что МВФ даст кредит. Ситуация просто запредельная. Если даст то первый транн будет в районе 4 млрд. а дальше будут смотреть на ситуацию.
15:25 | 24.02.2015
Аноним
я твердо уверен в прекращении падении гривны, если будут давать кредиты на обслуживание долгов.
при упавшей гривне баланс импорта к экспорту сравняется.
допустим это будет при 32 грн за доллар.
теперь берем дефицит бюджета, сколько там могут напечатать гривны к общей массе денежной.
допустим 20% и получаем курс 38 к концу года.

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!