kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Приватизацию облэнерго испортил ценовой вопрос

02.06.09
размер текста:

Приватизация в Украине 25%+1 акций пяти региональных энергораспределяющих компаний в мае имела частичный успех. Фонду госимущества удалось продать на биржевых торгах лишь два из пяти блокпакетов, «Львовоблэнерго» и «Черниговоблэнерго». В первом случае стоимость сделки ненамного превысила начальную: 197,85 млн грн. при старте 171,68 млн грн. Во втором разница получилась более значительная, 223,4 млн грн. при старте 119 млн грн. – из-за упорной борьбы, развернувшейся между двумя претендентами. Они же, кстати, были единственными участниками торгов и по «Львовоблэнерго».

По мнению экспертов, в львовском облэнерго свои позиции удалось отстоять братьям Суркисам, купившим блокпакет, тогда как в черниговском облэнерго свои позиции упрочил триумвират Игоря Коломойского и Константина Григоришина. Обе стороны действовали через посредников, в роли которых выступили инвесткомпании.

Если посмотреть на котировки ПФТС, обе сделки были выгодными для продавца, то есть государства. Так, по данным на 25 мая рыночная стоимость «Львовоблэнерго» составила 1,2 гривны за акцию, «Черниговоблэнерго» - 3,47 гривны за акцию. Цена приватизации была гораздо выше: 2,27 гривны за акцию – «Львовоблэнерго» и 7,49 гривен за акцию – «Черниговоблэнерго». Однако участники фондового рынка утверждают, что сейчас определить истинную рыночную стоимость ценных бумаг невозможно ввиду отсутствия сделок по ним. Например, ПФТС определяет стоимость «Прикарпатьеоблэнерго» в 9,3 гривен за акцию, тогда как реальное предложение по продаже на 26 мая составляло 11,5 гривен за акцию, а купить их были готовы по 0,95 гривны и по 1,5 гривны за акцию. То есть возможности покупателя в 10 раз меньше ожиданий продавца. Именно поэтому, полагают эксперты, не состоялись торги по продаже 25% + 1 акция сумского, полтавского и прикарпатского облэнерго. Стартовая стоимость этих пакетов показалась слишком высокой потенциальным претендентам. А ими в условиях кризиса однозначно не могут быть портфельные инвесторы, переживающие массовый отток средств из фондов и управляющих компаний.

Иное дело крупные игроки, для которых облэнерго потенциально интересны как бизнес, а не предмет биржевых спекуляций. Но для них гораздо большее значение имеет падение объемов потребления электроэнергии – в среднем по 30% по каждой региональной энергораспределяющей компании. Это, кстати, поставило под угрозу выполнение инвестпрограмм, рассчитанных исходя из предполагаемого снижения объемов потребления электроэнергии в 2009 году на 25% по сравнению с предыдущим периодом.

В такой ситуации облэнерго во II квартале были вынуждены обращаться в Национальную комиссию регулирования электроэнергетики с просьбой о пересмотре своих тарифов в сторону повышения. Что, в свою очередь, ведет к дальнейшему снижению объемов потребления электроэнергии промпредприятиями, не имеющими возможность пропорционально увеличивать отпускную цену на свою продукцию. Вот почему, слегка «поиграв мускулами» на торгах по львовскому и черниговскому облэнерго, олигархи предпочли взять тайм-аут по остальным позициям. В конце концов, финансовые ресурсы крупного бизнеса не безграничны, он тоже сталкивается с дефицитом ликвидности.

Таким образом, майская приватизация облэнерго еще раз подтвердила давно всем известную азбучную истину: «кризис – неблагоприятное время для продажи собственности». Однако на снижение стартовой стоимости блокпакетов Фонд госимущества, скорее всего, не пойдет. Поскольку полученные в таком случае суммы не окажут заметного влияния на наполнение госбюджета. А именно такая задача была поставлена правительством. И вряд ли ее поможет решить планируемая приватизация генерирующих энергокомпаний. На первый взгляд, указ Виктора Ющенко возобновившего распоряжение Кабмина о приватизации «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «Днепрэнерго» и «Западэнерго» после отказа Конституционного суда рассматривать президентское представление о ее законности, дает такой приватизации «зеленый свет». На деле же может повториться тот же сценарий, что и с облэнерго. Тем более что у генераций финансовое положение еще хуже. По итогам I квартала все четыре компании показали чистые убытки: «Центрэнерго» - 64,399 млн грн., «Донбассэнерго» - 26,267 млн грн., «Днепрэнерго» - 49,082 млн грн., «Западэнерго» - 80,687 млн грн.

Для сравнения: за аналогичный период в прошлом году ими была получена чистая прибыль 53,128 млн грн., 2,29 млн грн., 33,296 млн грн. и 35,371 млн грн. соответственно. Единственным участником рынка, подтвердившим интерес к генерации, является донецкая СКМ, заявившая о готовности инвестировать в развитие «Днепрэнерго» не менее 1,1 млрд грн. в дополнение к ранее вложенному миллиарду гривен. Что же касается зарубежных компаний, то здесь показательно выглядит история с японскими компаниями, которым премьер-министр Ю.Тимошенко нынешней весной предложила участвовать в приватизации генераций. Японские топ-менеджеры приехали в Украину, ознакомились с ситуацией на месте… и уехали. И больше к этой теме не возвращались. Очевидно, что они сопоставили между собой ориентировочную стоимость продажи, дальнейшие затраты по модернизации энергоблоков, изношенных в среднем на 90%, а заодно учли риски, связанные с жестким государственным регулированием тарифной политики в сфере электроэнергетики.


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!