kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Испытание горючим

05.06.09
размер текста:

Рынок нефтепродуктов трясет уже несколько недель. Цена на самый популярный 95-й бензин достигала 6,30 грн./литр. Прогнозы экспертов пессимистичны – этим летом цены на нефтепродукты вряд ли упадут. Сезонный рост потребления и повышение мировых цен, скорее всего, вызовут очередное подорожание светлых нефтепродуктов.

Подорожание бензина вызвало возмущение со стороны многих предприятий. Мало того, что заказов сейчас «кот наплакал», так еще и транспортные расходы стали увеличиваться из-за роста стоимости топлива. И это притом, что в мире нефть подешевела с момента кризиса в три раза. Попытаемся все-таки разобраться, насколько обоснована цена на бензин и дизельное топливо в Украине.

Особенности украинских цен

Несмотря на огромную зависимость Украины от мировой конъюнктуры, ее рынок нефтепродуктов в очередной раз доказал, что живет по своим законам. Трехкратное падение мировых цен на нефть во время кризиса (со 145 до 35 долл./барр.) почти не отразилось на стоимости топлива в Украине. Бензин марки А95 в октябре-декабре подешевел лишь на треть - с 6,60 грн. до 4,70 грн. Однако уже в середине декабря цены на бензин начали расти, перешагнув планку в 5 грн. и достигнув к маю показателя 5,30-5,50 грн. Сами участники рынка доказывали, что снижать цены адекватно мировой цене на нефть они никак не могут. Мол, укрепление курса доллара на 40% полностью нивелировало падение цен на нефть. Ведь закупки нефти и нефтепродуктов осуществляются в американской валюте.

Однако, к примеру, в Польше, где злотый также обвалился к доллару на 40%, бензин в декабре-феврале не только не дорожал, но и дешевел на 10-15% в месяц.
Впрочем, хотя цены не бензин в Украине падали заметно медленнее, чем в целом в Европе, но и не так быстро росли после повышения мировых цен на нефть в апреле-мае 2009 г. В целом, сейчас бензин в Украине стоит немного дешевле, чем в странах ЕС. Причина тому – зачастую низкое качество нефтепродуктов, низкая платежеспособность населения и спад спроса на бензин на 20%. Традиционно украинский рынок медленнее реагирует на мировую конъюнктуру нефти, чем страны-соседи, и, в случае дальнейшего подорожания «черного золота» на биржах, бензин и дизельное топливо вполне могут у нас и немного подешеветь.

Кто прав, кто виноват?

Ценовой скачок на топливо вызвал негодование не только у предприятий, но и у правительства. Кабмин потребовал вернуть цены до «экономически обоснованного уровня», Антимонопольный комитет начал расследование по подозрению в картельном сговоре. Однако чиновники сами не поняли, что топливный рынок пал жертвой монополизма немногочисленных импортеров, после отказа от поддержки украинского производства нефтепродуктов в угоду импорту.

К этому привели популистские действия правительства Тимошенко еще в 2005 году. Вместо того, чтобы стимулировать развитие украинских НПЗ и конкуренцию между ними, премьер решила стабилизировать цены на бензин с помощью импорта, отменив пошлины на ввоз нефтепродуктов. Как следствие, доля украинских нефтеперерабатывающих заводов упала с 90% до 40%. Импорту действительно удалось на некоторое время стабилизировать цены, однако затем они вновь начали расти под воздействием мирового подорожания нефти.

В течение 2005-2008 гг. украинские НПЗ не только не смогли увеличить рентабельность производства и улучшить качество бензина, но и приостановили свои инновационные проекты, а затем, и вовсе стали сворачивать производство. Из-за частых корпоративных конфликтов между группой «Приват», государством и «Укртатнафтой» зачастую останавливал свою работу крупнейший в стране Кременчугский НПЗ. Отсутствие сырья и низкая рентабельность привели к сокращению производства Надвирнянского завода и завода в Дрогобыче. На длительный плановый ремонт закрылся Херсонский НПЗ.

Однако когда в Украину пришел кризис, то картина резко изменилась. Импортеры, державшие 60% рынка, начали терпеть убытки. Завозить бензин им приходилось из Польши, Румынии, Беларуси, Литвы и России. А рассчитываться в валюте. НПЗ этих стран работали с украинцами только по крупным оптовым контрактам, продавая нефтепродукты по предоплате.

Оптовики готовы были закупать дорогую продукцию, лишь бы не зависеть от долгосрочных поставок и валютных колебаний. А свои затраты, естественно, стали перекладывать на конечного потребителя. Потребители ответили на это дружным сокращением потребления.

Поэтому трейдеры вмиг переориентировались на внутренних производителей, покупая у них бензин за гривны и в меньших объемах. Нефтепродукты в данное время выпускают 3 основных игрока – Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР), Кременчугский НПЗ (Укртатнафта) и Одесский НПЗ (Лукойл). В апреле закончился ремонт на Херсонском НПЗ, принадлежащем казахской группе «Альянс». Завод готов начать производство бензина и потеснить других игроков.

Низкая конкуренция на рынке и большой спрос на отечественную продукцию не вызвала желания у украинских НПЗ идти на ценовые уступки. Рост мировых цен на нефть в марте-апреле лишь подогрел аппетиты производителей. Пользуясь тем, что импортная продукция подорожала, НПЗ вновь начали поднимать цены. И это при том, что шестая часть нефтепродуктов производится ими из украинской нефти, которая закупается по смешным ценам (около 1200-1300 грн./тонн при мировых ценах в 600 долл.) «Укрнафтой» (подконтрольна группе «Приват») и производится на Кременчугском НПЗ.

Повышение мировой цены на нефть с 45 до 55-60 долл./барр. вызвало подорожание бензина в Украине на 40-50 коп./литр. Притом, что если мировые цены начали расти в апреле, то украинский бензин – лишь во второй половине мая. Эксперты это объясняют майскими праздниками. Мол, из-за длительных выходных трейдеры были не очень активны, и довольствовались старыми запасами нефтепродуктов. Однако, вернувшись с праздников, они заметили, что цены на НПЗ уже сильно выросли. Торговцам ничего другого не оставалось, как скупать бензин по новым ценам, ведь их складские резервуары оказались пусты.
Интересен и региональный срез. Если на АЗС цены немного снизились в центральных и в трех западных областях (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская), то рост цен произошел практически на всем востоке и юге страны. Чаще всего ценники менялись в Крыму, что говорит о неустойчивости рынка.

Что касается оптового рынка, то здесь видим обратную картину. Цены выросли на Западе и в Центре страны, тогда как на Востоке и Юге они остались неизменными, или даже падали. Исключение составили разве что Крым, Херсонская и Харьковская области. В Киевской области также оптовые цены немного снизились.
Это говорит о том, что цены на розницу и опт в Украине не всегда прямо зависят друг от друга, а формируются исходя из особенностей национального оптового и розничного топливного бизнеса. И контролировать этот рынок административными мерами крайне трудно.

Однако есть ли у НПЗ и трейдеров возможности для снижения цен? Есть, но если цены и упадут, то незначительно. В случае стабильности гривны и мировых цен на нефть есть все основания для замораживания стоимости топлива. Однако если этого не произойдет, то бензин будет и далее дорожать, несмотря на падение спроса.

Цены на бензин в Украине все же остаются ниже, чем в соседних европейских странах (0,7 евро в Украине и в среднем, 0,9-1,1 евро в Польше и Румынии), и лишь немногим выше, чем в России (5,3 грн. в перерасчете). Правда, качество украинского бензина намного ниже, чем в странах ЕС, но все же, лучше, чем у северного соседа. А значит, если у АЗС и есть кризисная наценка, то она не такая большая, как говорят в Кабмине (0,8-1 грн.), а составляет, по подсчетам экспертов, 30-40 копеек, являясь, по сути, платой за риск.

Дизель дешевеет

Если на бензин цены выросли к докризисному показателю достаточно быстро, то дизельное топливо продолжало дешеветь. Причиной тому было более стремительное падение спроса на этот вид топлива. Если продажи бензина в среднем, сократились на 20%, то дизеля – на 40%. Эксперты отмечают, что именно спад спроса в промышленном секторе вызвал падение цен. Дизтопливо используют грузовые автомобили, комбайны, тракторы, а также железнодорожный транспорт. Спад перевозок и экономической активности вызвал застой в потреблении этого топлива.

Основные надежды продавцы дизеля возлагали на начало посевной компании, но они не оправдались. Во-первых, из-за отсутствия кредитования аграрии не смогли закупить достаточно горючего, во-вторых, со своими интервенциями вышел Аграрный фонд, который начал продавать продукцию по заниженным ценам. Это вынудило торговцев снижать расценки на свою продукцию. Свои потери от продажи дешевого дизеля, они опять же переложили на покупателей бензина.

Прогнозы на лето

Судя по прогнозам экспертов, мировая цена не нефть и дальше будет расти. А значит, с лагом в две недели будут расти и цены на бензин в Украине.
Американский доллар продолжает дешеветь. А поскольку все цены привязаны к доллару, то и нефть в нем будет стоить дороже. Эксперты прогнозируют рост спроса на «черное золото» со стороны Индии и Китая, которые пытаются существенно нарастить внутренний спрос. Да и в США, судя по последним новостям, сильно опустели запасы нефтепродуктов, поэтому американцам снова придется их пополнять, выходя на мировые рынки.

Лето – традиционный сезон отпусков и, соответственно, роста потребления бензина. Также на конец поры приходится начало сбора урожая, а значит, все-таки стоит ожидать повышения цены на дизельное топливо, которая сейчас искусственно занижена. Если Аграрный фонд вовремя не удовлетворит спрос аграриев с помощью интервенций, значит, дизель будет стремительно дорожать, особенно к концу августа, когда будет разгар уборки урожая.

Однако цена на нефтепродукты зависит не только от мировых тенденций, но и от внутренних, в частности, фискальных. Акциз на топливо у нас один из самых низких в Европе. Поэтому не исключено, что именно этот налог выберут депутаты и чиновники для пополнения казны.

На рассмотрении Верховной Рады уже находятся законопроекты о повышении акцизов на бензин и дизель, а также пошлин на импорт нефтепродуктов. Если пошлины таки поднимут, то это снизит импорт нефтепродуктов, зато упрочит положение украинских НПЗ, которые смогут диктовать какие угодно цены на свою продукцию.

В случае дальнейшего роста налоговых нагрузок на отрасль ожидается ухудшение качества нефтепродуктов, особенно на «небрендовых» АЗС, которые и так качеством не особо отличались. Попытки искусственно увеличить октановое число с помощью «присадок» сделает бензин еще хуже, чем сейчас, считают эксперты.
На цену и далее будет влиять курс гривны к основным валютам. Несмотря на временное укрепление гривны, ее дальнейшее победное шествие под большим вопросом. Особенно это касается второго полугодия, когда активизируются предвыборная накачка гривной и выплаты по международным долгам. Ожидаемая эмиссия гривны для покрытия бюджетных дырок еще больше пошатнет позиции национальной валюты.

Если же рост мировых цен на нефть будет совмещен с обесцениванием национальной валюты, то цены на бензин подскочат еще быстрее. Подорожание бензина автоматически вызовет негативную реакцию Кабмина и Антимонопольного комитета. Благодаря различным «меморандумам» и действиями АМК, цены на бензин могут искусственно удержать, но в таком случае АЗС сократят продажу нефтепродуктов. Часть из них может перейти на безналичные расчеты по талонам, как уже было не раз и раньше. Другая часть АЗС ухудшит качество бензина с помощью искусственного повышения октанового числа.

Что будут делать предприниматели
?

В условиях падения доходов предприниматели стали более экономными. Некоторые из них отказались от своего автопарка и предпочитают проводить открытые тендеры на перевозки. А перевозчики экономят, как могут, используя некачественный бензин или присадки, или достигают экономии с помощью установки газовых баллонов. Вообще газификация автомобилей приобретает массовый характер. Количество заявок на переоборудование автомобиля газовым баллоном выросло на 30%. И не мудрено. Литр газа стоит 2,50-3 грн. И несмотря на подорожание и больший расход топлива, все равно выходит значительно дешевле, чем бензин. Однако установка газовых баллонов – вещь затратная (от 600 долл. на легковое авто) и эти затраты нужно еще окупить. Да и газ может дальше дорожать, что может сделать невыгодным затраты на покупку «голубого топлива». Что касается грузовых автомобилей, то установка баллонов здесь еще более сложная и затратная.
Так что большая часть предприятий ожидает снижения или стабилизации цен на нефтепродукты. А экономить предпочитает на улучшении качества перевозок, отказа от езды «порожняком» и улучшения системы логистики.

Оригинально подошли к решению проблемы, например, на заводе «Оболонь», создав собственный завод по переработке в автомобильное топливо… пластиковых бутылок. Словом, из сложной ситуации предприниматели будут выходить, кто как может. Многих это будет стимулировать на инновации и оптимизацию транспортных затрат. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!