kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлотрейдеры и Дарвин

03.06.09
размер текста:

На украинском рынке вторичной торговли металлом разгорелась настоящая борьба за выживание. Меткомбинаты значительно сократили отгрузку продукции трейдерам, а желающих покупать ее стало еще меньше. Это уже привело к тому, что фактически все металлоторговцы затянули пояса, а некоторые вообще свернули деятельность. Причем отсев еще не окончен.

Эволюция - это страшная вещь, но во многих случаях нужная. До кризиса на внутреннем рынке работало около 50 трейдерских компаний с объемами продаж от 2 тыс. тонн продукции в год и выше. Но только 6 из них располагали торговыми сетями в масштабах целой страны, охватывая продажами до 70% рынка. Остальные четыре десятка компаний, не говоря уже о фирмах, торгующих металлом от случая к случаю, толкались на 30-процентном пятачке. На каждого из таких торговцев приходилось в среднем менее 1% в общем объеме сбыта. Все указывает на то, что сегмент был явно перенаселен. И кризис в определенной степени решил эту проблему. Хоть и совсем не в гуманистическом ключе.

Если посмотреть статистику металлоторговли за I квартал 2009 года, то даже без лупы и калькулятора видно насколько изменилось ее лицо. Шесть трейдеров ("Атланта-ойл", "Блюз", "Днепртехсервис", "Укрметаллоторг", "Стилко" и даже такой крепкий середнячок прошлого года как "Металлинвест") закончили квартал с полными "баранками" в графе продаж. Близкими к этому результату, а значит и в зоне вылета из высшей лиги металлоторговцев по итогам января-марта оказались еще около десятка компаний.

Почему с ними такое происходит? Сэр Чарлз Дарвин объяснил бы, что выживает сильнейший. Применив этот тезис к внутреннему рынку стали, можно выявить несколько причин упадка металлоторговцев. Во-первых, сокращение потребления. Данная причина лежит на поверхности. Если в I квартале 2008 года страна потребила почти 2,4 млн тонн проката, то за аналогичный период через год - всего лишь 1,1 млн тонн. Если в прошлом году месячные объемы продаж металла через трейдеров иногда даже превышали 300 тыс. тонн, то ни в январе, ни в феврале, ни в марте 2009 года не удалось преодолеть даже 100-тысячную отметку.

Во-вторых, возросла конкуренция между первичным и вторичным рынками. Меткомбинаты в период низкого спроса дорожат любым прямым контрактом и менее охотно отдают продукцию на реализацию трейдерам. Вторичный рынок и так никогда не занимал доминирующей позиции в отечественной металлоторговле, сейчас же его доля уменьшилась до 29%. То есть национальный потребитель покупает у торговых посредников лишь каждую третью тонну стали, да и то не всегда.
В-третьих, даже в хорошие времена металлотрейдеры работали со сравнительно невысокой рентабельностью (5-10%), что в разы ниже, чем удавалось некоторым меткомбинатам. Но раньше трейдеры не сетовали, ведь за счет своей скромности в вопросах прибыли они расширяли рынок сбыта, работая на перспективу. Проблема в том, что для самых слабых перспектива так и не наступила. Нынешнее резкое снижение цен на прокат быстро опустило рентабельность значительной части металлотрейдеров в минус.

Если с карандашом пробежаться по списку всех крупнейших металлоторговцев, становится ясно: потерь не избежал никто - объемы реализации упали в лучшем случае процентов на 20, а в среднем - на 62%.

Но иногда даже понеся потери, можно окрепнуть. Этот парадокс доказывает перегруппировка сил в верхних эшелонах вторичного рынка металла. Если в прошлом году крупные трейдеры шли по рынку более плотной группой, то по итогам I квартала 2009 года образовался четко видимый отрыв между лидером сегмента, двумя преследователями и общей группой.

Сейчас компания "Метинвест-СМЦ" (Леман-Украина) занимает первое место на национальном рынке металлопродукции, более чем в 2 раза опережая по объемам продаж делящих второе и третье место - УГМК и "МД-Групп". Каждый из них реализовал в январе-марте по 28 тыс. тонн металла, тогда как "Метинвест-СМЦ" продал за этот же период почти 72 тыс. тонн продукции. Еще год назад доля "Метинвест-СМЦ во внутренней металлоторговле не превышала 25%, а отрыв от ближайших конкурентов был намного короче.

Обращает на себя внимание и тот факт, что тройка сильнейших металлотрейдеров страны сплошь сформирована из компаний, аффилированных с производителями стали. "Метинвест-СМЦ", как несложно догадаться, входит в состав "Метинвест Холдинга". Украинская горно-металлургическая компания (УГМК) тесно связана с корпорацией "Индустриальный союз Донбасса", а "МД-Груп" - с компанией Midland Group, являющейся совладелицей комбината "Запорожсталь". В нынешних условиях иметь за спиной дружественный меткомбинат - это немалое подспорье для трейдера. Если, конечно, этот комбинат сам не лежит на боку. Ведь сегодня примерно половина украинских производителей cтали отгружает продукцию только своим трейдерским структурам. Вместе с тем последние демонстрируют все больше тяги к диверсификации источников поступления товара.

К примеру, Днепровский и Алчевский меткомбинаты в I квартале отдавали свой металл на реализацию эксклюзивно УГМК. Впрочем, это не спасло компанию от падения объемов продаж более чем на 70% по сравнению с показателями за I квартал 2008 года. Причем градус этого падения был бы еще больше, если бы УГМК не стала приторговывать и продукцией чужих комбинатов - "Криворожстали", имени Ильича, завода "Донецксталь", а также импортным металлом.

Еще один обитатель трейдерского пьедестала - "МД-Груп" твердо держался родной "Запорожстали" и в результате получил 54% спада реализации. Этому тоже есть ряд объяснений. Во-первых, как и весь украинский ГМК, запорожский комбинат сократил производство. Во-вторых, "Запорожсталь" традиционно отдает трейдерам сравнительно небольшую долю производимой продукции - где-то около четверти, тогда как Мариупольский меткомбинат имени Ильича, допустим, 51%, другие - в среднем 33-35%. Еще меньше, чем "Запорожсталь", завязана на вторичный рынок лишь "Азовсталь". В-третьих, у "Запорожстали" имеется не один, а два любимых трейдера. Да, около 80% металла, отправляемого на вторичный рынок, комбинат реализует через "МД-Груп", но еще около 15% - отдает компании "Запорожметаллхолдинг". Возможно, понимая, что пора раскладывать яйца в несколько корзин, "МД-Груп" недавно удалось перепродать и небольшую партию металла с "Петровки".

"Метинвест-СМЦ", как и следовало ожидать, основной портфель продаваемой продукции формировала за счет поставок корпоративно близких "Азовстали" и Енакиевского метзавода, Но вместе с тем, компания уверенно входит и в число крупнейших покупателей продукции у Макеевского МЗ , "Криворожстали" и Мариупольского комбината имени Ильича. Именно последние два предприятия и держат сегодня в тонусе вторичный рынок металла в Украине. У них нет своих подручных трейдеров, поэтому они готовы работать со всеми, кто предложит хорошие условия. Так, у "Криворожстали" в I квартале 2009 года насчитывалось свыше 30 более-менее крупных покупателей из числа торговцев металлом, у ильичевцев - более 20. Но среди одних и других "Метинвест-СМЦ" занимала почетное второе место. В Кривом Роге по объемам закупок "Метинвест-СМЦ" уступала лишь компании "Викант", в Мариуполе - "Трансагентству", а в закупках продукции Макеевского МЗ – заняла первое место. Как результат, в целом продажи у "Метинвест-СМЦ" по итогам I квартала упали значительно меньше, чем у конкурентов, - на 35%, что и позволило ему закрепиться в статусе безоговорочного лидера на отечественном вторичном рынке металла.

По оценкам самих трейдеров, кризис отбросил всю внутреннюю торговлю металлопродукцией, как минимум, на пять лет назад. На протяжении 5 последних лет этот сегмент неуклонно рос. Теперь же ему придется повторить весь свой эволюционный путь заново. Причем без потерь на повторном заходе не обойтись. Весьма вероятно, что к концу 2009 года число трейдеров на рынке уменьшится примерно на треть от того количества, что было зафиксировано на конец прошлого года. А конкуренция между оставшимися серьезно возрастет.

В таких условиях наиболее высокие шансы выжить имеют те торговцы, которые либо пребывают в корпоративном родстве с национальными металлопроизводителями, либо обладают максимально диверсифицированным портфелем поставок, в том числе и из-за рубежа. Ведь хотя в целом продажи импортного металла в Украине упали примерно вдвое, в отдельных нишах (например, арматурной) ввозной товар даже сейчас активно теснит продукцию отечественных сталеваров.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!