Глубина резервов Укрзализныци

Публікації

Очередное повышение на 25% грузовых тарифов, планируемое Государственной администрацией железнодорожного транспорта, не решит проблемы "Укрзализныци". К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного изданием "Бизнес". Вместо этого они предложили железнодорожникам разумную альтернативу.

Непомерные аппетиты

Промышленники сошлись на том, что инициатива о повышении тарифов на железнодорожные грузоперевозки негативно отразится на предприятиях всех отраслей. Глава Союза химиков Украины Алексей Голубов отметил, что если раньше расходы на ж/д перевозки занимали в структуре себестоимости минеральных удобрений 2,1%, то после их повышения в 2014 показатель увеличился сначала до 5,9%, а потом и до 8,7%. При этом он отметил, что убытки "Укрзализныци" в 2014 году составили 294 млн грн., тогда как консолидированный убыток предприятий химпрома – 24 млрд грн.

"Если вы будете так продолжать, то вам скоро нечего станет возить! У вас вообще никаких грузов не будет!", – подчеркнул глава Союза химиков Украины, обращаясь к представителям руководства "Укрзализныци". Глава Украинской ассоциации производителей ферросплавов Павел Кравченко подтвердил, что подорожание ж/д перевозок вынуждает промышленников задействовать альтернативные варианты логистики. "Если в 2014 мы перевезли речным транспортом 50 тыс. тонн своих грузов, то в этом году перевезем 150 тыс. тонн", – спрогнозировал он. Также П.Кравченко обвинил железнодорожников в нежелании что-либо делать для усовершенствования своей логистики и привел в качестве примера Запорожский ферросплавный завод.

"Чтобы привезти сырье на завод, я делаю круг по Запорожью 20 км, это мне дает потери 13,5 млн грн. В стоимости вспомогательных материалов у меня 82% – железнодорожный тариф. Вот как вы боретесь за клиентов! Вы сами себе отрезаете возможность заработать!", – подчеркнул он, также обращаясь к железнодорожникам. Исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Роман Скильский предположил, что в случае очередного повышения цен на ж/д грузоперевозки стоимость цемента в тех областях, где нет цементных заводов, будет намного дороже, чем там, где они есть, и где доставку потребителям можно делать автотранспортом. Инициативу "Укрзализныци" о новом повышении тарифов он назвал абсурдной в условиях падения объемов строительства на 20% по итогам 2014 года и на 32% только за январь-февраль нынешнего года.

Заместитель генерального директора объединения "Металлургпром" Николай Абросимов напомнил, что на горно-металлургический комплекс в Украине приходится 40% всех грузовых ж/д перевозок. При этом убытки предприятий ГМК в 2014 возросли до 20 млрд грн. против 10 млрд грн. в 2013. "Но если в 2008 году, когда был кризис, собралось правительство, подписали меморандум, на год ввели мораторий на повышение ж/д тарифов – и это позволило металлургам встать на ноги, то сейчас одно повышение за другим: 12%, 30%, еще 25%. Какая отрасль это выдержит?", – подчеркнул он. Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький отметил, что в случае очередного поднятия тарифов на 25% их совокупный рост с учетом предыдущих повышений в 2014 составит 82,9%.

Между тем правительственный прогноз инфляции цен промышленных производителей утвержден постановлением Кабинета министров на уровне 31,8%. Таким образом, железнодорожники уже вышли за рамки установленного правительством коридора и хотят еще больше увеличить отрыв, отметил С.Беленький. Он привел данные, в соответствии с которыми уже сейчас, до нового повышения тарифов, рентабельность по обороту порожних вагонов "Укрзализныци" составляет 33%. "То есть даже без повышения рентабельность зашкаливает. У кого из присутствующих представителей промпредприятий есть такая рентабельность?", – подчеркнул глава Федерации металлургов Украины. Он привел данные самой "Укрзализныци", которая прогнозирует 18 млрд грн. прибыли в 2015 году от грузоперевозок.

Чем дороже – тем лучше?

Участники круглого стола постарались не ограничиваться критикой смежников, но и внесли на их рассмотрение целый ряд инициатив. Так, директор по логистике ООО "ДТЭК Энерго" Орест Логунов предложил воспользоваться опытом западных железных дорог, где тарифы повышают планомерно, без резких скачков. "Давайте будем повышать его на 2% в месяц – за год это даст те же 25%, но без шока для предприятий-грузоотправителей. И это должно быть не просто математическое повышение тарифов на величину инфляции. Почему должны повышаться тарифы, если нет улучшения качества обслуживания для клиентов-грузоотправителей?", – отметил он. Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, в свою очередь, высказался за прозрачность ценообразования на ж/д перевозки и на ж/д лом.

Его поддержал генеральный директор ПАО "Запорожогнеупор" Виктор Бусько, также представлявший точку зрения комбината "Запорожсталь" и завода "Запорожкокс". "Железнодорожные тарифы убивают наше производство! На моей памяти 10 лет тарифы постоянно повышают, при этом нет никаких изменений к лучшему. Обещали, что на полученные дополнительные средства будут покупать новые вагоны – 5 тыс. в год звучала цифра, но никогда не закупали больше 500 в год. Мы у себя на предприятиях вынуждены закупать лес и ремонтировать эти вагоны – это же стоит денег предприятиям?", – отметил он.

В.Бусько предложил деньги от дополнительного повышения тарифов аккумулировать на специальный счет и расходовать исключительно на покупку новых вагонов и ремонт ж/д путей. "Мы не против повышения. Если будем знать, что на эти деньги что-то делается. Все страдают от ограниченной пропускной способности железных дорог, но это не должно быть, как в прежние годы – повысили, и все осталось как раньше", – подчеркнул он. Представитель группы "Запорожсталь" также посоветовал руководству "Укрзализныци" навести порядок в тендерных закупках. "Откажитесь от посредников, начинайте работать непосредственно с производителями. Мы тоже через это прошли в свое время – и это сразу дало экономию 30-40% средств. Мы готовы подсказать, как это сделать, поделиться опытом", – сказал он.

А.Голубов, в свою очередь, привел данные многолетнего начальника Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина, по оценкам которого потери "Укрзализныци" от хищений при закупке материалов, работ и услуг по завышенным ценам составляют около 1 млрд грн. Еще 1 млрд грн. можно получить от продажи непрофильных активов, еще 1 млрд грн. – от сокращения на 35% центрального административного аппарата и региональных управлений железных дорог, 400 млн грн. – за счет более рационального использования локомотивов, 800 млн грн. – от реформирования системы пассажирских перевозок, включая замену ночных поездов на дневные, уменьшение периодичности курсирования и т.д. То есть "Укрзализныця" имеет большие резервы для повышения экономической эффективности своей работы и без повышения тарифов, резюмировал глава Союза химиков Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢