kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Прибыль горнякам "сделают" китайцы

04.06.09
размер текста:

Железорудным компаниям Украины, возможно, придется немного затянуть пояса, но не так сильно как прогнозировалось ранее. На сколько именно, во многом зависит от успешности переговорной стратегии китайских металлургов.

Показательные цифры

По информации Министерства экономики, в январе-мае 2009 г. горнорудные компании Украины уменьшили производство "сырой" железной руды – относительно аналогичного периода прошлого года – на 31%, до 23,384 млн т. По основным типам продукции показатели таковы. Железорудного концентрата выпущено меньше на 28% (19,34 млн т), подготовленного сырья – на 31% (21,209 млн т), в том числе агломерата на 35% (13,772 млн т), окатышей – на 21% (7,437 млн т).

Для полноты картины добавим, что среднесуточное производство железной руды в мае 2009 г. составило 154,4 тыс. т (за 5 мес. – 154,9 тыс. т; а в среднем по минувшему году – 196,2 тыс. т). Выпуск концентрата в мае находился на уровне 132,9 тыс. т в сутки (5 мес. – 128,1 тыс. т; 2008 – 155,1 тыс. т), агломерата – 92,6 тыс. т (91,2 тыс. т; 117,7 тыс. т), окатышей – 52,1 тыс. т (49,3 тыс. т; 55,8 тыс. т).

Что касается внешней торговли железорудным сырьем, то тут пока что наиболее свежие данные по результатам апреля. Так, по информации центра "Укрпромвнешэкспертиза", экспорт ЖРС в январе-апреле (в сравнении с 4 мес. 2008 г.) сократился на 10,7%, до 7,022 млн тонн. В том числе поставки концентрата упали на 36,1% (до 2,862 млн т), окатышей – на 1,3% (3 млн т), аглоруды – на целых 54,6% (до 1,158 млн тонн). Важным фактором экспорта остается Китай – точнее, уровень «нашего» экспорта на этот емкий рынок, а также уровень цен на ЖРС на внутреннем рынке КНР. Так вот, во ІІ половине мая китайский рынок оставался стабильным, в т.ч. по ценам; не ожидается особых ценовых скачков и в начале июня. В частности и потому, что стоимость ЖРС и без того достаточно низкая. Пример: в 3-й декаде мая импортные окатыши на условиях CFR основные порты Китая стоили $80-90/т – для сравнения, в мае-2008 это было $260/т.

Отечественные экспортеры в мае также предлагали свой товар (DAF/FOB) немного дешевле, чем в начале апреля. Так, если к апрелю украинский концентрат на данных условиях стоил в среднем $46/т, то в мае – уже $37-38/т. Аглоруда из Украины за месяц снизилась в цене с 45 до 36 долл./т, а цены на окатыши остались на уровне 59-60 долл./тонну.

Импорт в развитии

А вот импорт ЖРС в нашу страну весной 2009 г. вырос. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в апреле отечественные поставщики и покупатели так и не смогли прийти к ценовому консенсусу. Но основной проблемой являются огромные долги металлургов перед горняками. Так, по словам гендиректора СКМ Олега Попова, предприятия ИСД должны ГОКам Метинвеста за уже отгруженную руду более 150 млн. долл.

В целом же, согласно подтвержденным цифрам Минэкономики, за первые 4 месяца 2009 года украинскими потребителями ввезено 1,014 млн т ЖРС – это приблизительно на 34% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. При этом ввоз концентрата увеличился на 26,2% - до 720,2 тыс. т. Кроме того, отмечен импорт агломерата – 21,8 тыс. т, в то время как в начале прошедшего года он не завозился. По другим сегментам – спад импорта: аглоруды – на 68,8%, до 171,9 тыс. т, окатышей – на все 75,8%, до 99,8 тыс. тонн.

Приведем примеры резкого роста импорта. Скажем, Мариупольский меткомбинат им. Ильича в рассматриваемый период увеличил ввоз ЖРС на 2,9%, до 357 тыс. т (302 тыс. т концентрата – и 55 тыс. т аглоруды). Алчевский меткомбинат – снизил импорт концентрата (на 55%, до 118,3 тыс. т), но зато ввез 20,4 тыс. т аглоруды, которую ранее за рубежом практически не закупал. Днепровский комбинат им. Дзержинского нарастил импорт ЖРС на 27,6%, до 376,3 тыс. т, закупив 299,9 тыс. т иностранного концентрата (который также раньше не ввозил). Наконец, Днепропетровский метзавод им. Петровского за 4 мес. нынешнего года приобрел и импортировал 99,8 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, тогда как в 2008 г. не ввозил ЖРС. Стоимость импортного сырья созвучна с экспортными ценами внутренних поставщиков: концентрат – $40/т (DAF/FOB), аглоруда – $24-25/т, окатыши – $59-60/т.

Чего ждать дальше?

Если говорить о генеральных тенденциях, то первичное здесь – все еще продолжающееся ожидание металлургами столь желанного для них снижения цен на ЖРС. По оценкам операторов, продолжающиеся сейчас в мире переговоры по стоимости поставок в рамках годовых контрактов могут завершиться снижением цен на ЖРС на величину в 30-35%. К примеру, один из мировых лидеров-поставщиков – Rio Tinto – уже договорилась с такими крупными японскими покупателями, как Nippon Steel, Kobe Steel, о снижении цены на железорудную мелочь на 33% (со 145 до $97/т). А крупнокусковая руда в данном случае и вовсе подешевела на 44%, с $202/т до $112/т. Данные цены действительны ровно год, с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля следующего года.

Подобный уровень цен уже стал ориентиром и для других переговоров. Так, на схожую стоимость поставок согласилась Posco (Южная Корея). Вместе с тем, активную борьбу за снижение цен чуть ли не на 50% продолжают потребители Китая, которые могут себе это позволить как крупнейшие глобальные клиенты. Притом в отличие от предыдущих лет, когда всех потребителей КНР на переговорах представляла шанхайская Baosteel Group, в 2009 г. выбивать выгодные цены взялась Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA), объединяющая 119 компаний (свыше 90% выплавки стали в стране). А по словам руководителей второго по величине метпредприятия Китая, Hebei Iron & Steel Group, металлургам КНР нет смысла заключать долгосрочные договора на условиях, на которые согласилась Nippon Steel. В числе факторов – возможность закупать ЖРС на спотовом рынке хоть до конца года, и вовсе не подписывая «длинных» годовых контрактов.

В ответ на это другой мировой железорудный лидер, BHP Billiton, настаивает на т.н. индексной (гибкой) системе ценообразования и заявляет, что не подпишет ни одного договора с ценой, зафиксированной на весь год.

Прогнозируя же динамику рынка Украины, отметим, что по итогам мая здесь можно ожидать роста спроса на ЖРС. В объединении «Металлургпром» говорят о росте на 13%, до примерно 2,5 млн т – в привязке к подъему производства чугуна на 11% до 2,14 млн тонн. Особо выделим ожидания роста выплавки чугуна на мощностях Индустриального союза Донбасса.

Продолжится рост импорта ЖРК и аглоруды из России. Более того, некоторые отечественные покупатели уже интересуются окатышами Михайловского ГОКа; в мае же окатыши на украинский рынок поставлял лишь Качканарский ГОК (оба – РФ). Экспорт по-прежнему будет идти в первую очередь в Китай (морем), а также в Восточную Европу (железной дорогой).

В целом, все "железорудники" Украины вынуждены будут формировать цены для внутреннего рынка в привязке к большинству глобальных контрактов, которые во многом будут зависеть от переговорных ценовых «достижений» китайских и других ведущих металлургов. В противном случае Украину ожидает значительный рост импорта ЖРС, и это при агрессивной конкуренции на внешних рынках (когда нельзя компенсировать спад внутренних продаж ростом экспорта).
В общем, доходы отечественных горнорудных компаний, скорее всего, немного упадут. Но это падение будет далеко не таким серьезным, как допускалось в начале года (едва ли не на 80-90%).

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!