kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Прибыль горнякам "сделают" китайцы

04.06.09
размер текста:

Железорудным компаниям Украины, возможно, придется немного затянуть пояса, но не так сильно как прогнозировалось ранее. На сколько именно, во многом зависит от успешности переговорной стратегии китайских металлургов.

Показательные цифры

По информации Министерства экономики, в январе-мае 2009 г. горнорудные компании Украины уменьшили производство "сырой" железной руды – относительно аналогичного периода прошлого года – на 31%, до 23,384 млн т. По основным типам продукции показатели таковы. Железорудного концентрата выпущено меньше на 28% (19,34 млн т), подготовленного сырья – на 31% (21,209 млн т), в том числе агломерата на 35% (13,772 млн т), окатышей – на 21% (7,437 млн т).

Для полноты картины добавим, что среднесуточное производство железной руды в мае 2009 г. составило 154,4 тыс. т (за 5 мес. – 154,9 тыс. т; а в среднем по минувшему году – 196,2 тыс. т). Выпуск концентрата в мае находился на уровне 132,9 тыс. т в сутки (5 мес. – 128,1 тыс. т; 2008 – 155,1 тыс. т), агломерата – 92,6 тыс. т (91,2 тыс. т; 117,7 тыс. т), окатышей – 52,1 тыс. т (49,3 тыс. т; 55,8 тыс. т).

Что касается внешней торговли железорудным сырьем, то тут пока что наиболее свежие данные по результатам апреля. Так, по информации центра "Укрпромвнешэкспертиза", экспорт ЖРС в январе-апреле (в сравнении с 4 мес. 2008 г.) сократился на 10,7%, до 7,022 млн тонн. В том числе поставки концентрата упали на 36,1% (до 2,862 млн т), окатышей – на 1,3% (3 млн т), аглоруды – на целых 54,6% (до 1,158 млн тонн). Важным фактором экспорта остается Китай – точнее, уровень «нашего» экспорта на этот емкий рынок, а также уровень цен на ЖРС на внутреннем рынке КНР. Так вот, во ІІ половине мая китайский рынок оставался стабильным, в т.ч. по ценам; не ожидается особых ценовых скачков и в начале июня. В частности и потому, что стоимость ЖРС и без того достаточно низкая. Пример: в 3-й декаде мая импортные окатыши на условиях CFR основные порты Китая стоили $80-90/т – для сравнения, в мае-2008 это было $260/т.

Отечественные экспортеры в мае также предлагали свой товар (DAF/FOB) немного дешевле, чем в начале апреля. Так, если к апрелю украинский концентрат на данных условиях стоил в среднем $46/т, то в мае – уже $37-38/т. Аглоруда из Украины за месяц снизилась в цене с 45 до 36 долл./т, а цены на окатыши остались на уровне 59-60 долл./тонну.

Импорт в развитии

А вот импорт ЖРС в нашу страну весной 2009 г. вырос. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в апреле отечественные поставщики и покупатели так и не смогли прийти к ценовому консенсусу. Но основной проблемой являются огромные долги металлургов перед горняками. Так, по словам гендиректора СКМ Олега Попова, предприятия ИСД должны ГОКам Метинвеста за уже отгруженную руду более 150 млн. долл.

В целом же, согласно подтвержденным цифрам Минэкономики, за первые 4 месяца 2009 года украинскими потребителями ввезено 1,014 млн т ЖРС – это приблизительно на 34% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. При этом ввоз концентрата увеличился на 26,2% - до 720,2 тыс. т. Кроме того, отмечен импорт агломерата – 21,8 тыс. т, в то время как в начале прошедшего года он не завозился. По другим сегментам – спад импорта: аглоруды – на 68,8%, до 171,9 тыс. т, окатышей – на все 75,8%, до 99,8 тыс. тонн.

Приведем примеры резкого роста импорта. Скажем, Мариупольский меткомбинат им. Ильича в рассматриваемый период увеличил ввоз ЖРС на 2,9%, до 357 тыс. т (302 тыс. т концентрата – и 55 тыс. т аглоруды). Алчевский меткомбинат – снизил импорт концентрата (на 55%, до 118,3 тыс. т), но зато ввез 20,4 тыс. т аглоруды, которую ранее за рубежом практически не закупал. Днепровский комбинат им. Дзержинского нарастил импорт ЖРС на 27,6%, до 376,3 тыс. т, закупив 299,9 тыс. т иностранного концентрата (который также раньше не ввозил). Наконец, Днепропетровский метзавод им. Петровского за 4 мес. нынешнего года приобрел и импортировал 99,8 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, тогда как в 2008 г. не ввозил ЖРС. Стоимость импортного сырья созвучна с экспортными ценами внутренних поставщиков: концентрат – $40/т (DAF/FOB), аглоруда – $24-25/т, окатыши – $59-60/т.

Чего ждать дальше?

Если говорить о генеральных тенденциях, то первичное здесь – все еще продолжающееся ожидание металлургами столь желанного для них снижения цен на ЖРС. По оценкам операторов, продолжающиеся сейчас в мире переговоры по стоимости поставок в рамках годовых контрактов могут завершиться снижением цен на ЖРС на величину в 30-35%. К примеру, один из мировых лидеров-поставщиков – Rio Tinto – уже договорилась с такими крупными японскими покупателями, как Nippon Steel, Kobe Steel, о снижении цены на железорудную мелочь на 33% (со 145 до $97/т). А крупнокусковая руда в данном случае и вовсе подешевела на 44%, с $202/т до $112/т. Данные цены действительны ровно год, с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля следующего года.

Подобный уровень цен уже стал ориентиром и для других переговоров. Так, на схожую стоимость поставок согласилась Posco (Южная Корея). Вместе с тем, активную борьбу за снижение цен чуть ли не на 50% продолжают потребители Китая, которые могут себе это позволить как крупнейшие глобальные клиенты. Притом в отличие от предыдущих лет, когда всех потребителей КНР на переговорах представляла шанхайская Baosteel Group, в 2009 г. выбивать выгодные цены взялась Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA), объединяющая 119 компаний (свыше 90% выплавки стали в стране). А по словам руководителей второго по величине метпредприятия Китая, Hebei Iron & Steel Group, металлургам КНР нет смысла заключать долгосрочные договора на условиях, на которые согласилась Nippon Steel. В числе факторов – возможность закупать ЖРС на спотовом рынке хоть до конца года, и вовсе не подписывая «длинных» годовых контрактов.

В ответ на это другой мировой железорудный лидер, BHP Billiton, настаивает на т.н. индексной (гибкой) системе ценообразования и заявляет, что не подпишет ни одного договора с ценой, зафиксированной на весь год.

Прогнозируя же динамику рынка Украины, отметим, что по итогам мая здесь можно ожидать роста спроса на ЖРС. В объединении «Металлургпром» говорят о росте на 13%, до примерно 2,5 млн т – в привязке к подъему производства чугуна на 11% до 2,14 млн тонн. Особо выделим ожидания роста выплавки чугуна на мощностях Индустриального союза Донбасса.

Продолжится рост импорта ЖРК и аглоруды из России. Более того, некоторые отечественные покупатели уже интересуются окатышами Михайловского ГОКа; в мае же окатыши на украинский рынок поставлял лишь Качканарский ГОК (оба – РФ). Экспорт по-прежнему будет идти в первую очередь в Китай (морем), а также в Восточную Европу (железной дорогой).

В целом, все "железорудники" Украины вынуждены будут формировать цены для внутреннего рынка в привязке к большинству глобальных контрактов, которые во многом будут зависеть от переговорных ценовых «достижений» китайских и других ведущих металлургов. В противном случае Украину ожидает значительный рост импорта ЖРС, и это при агрессивной конкуренции на внешних рынках (когда нельзя компенсировать спад внутренних продаж ростом экспорта).
В общем, доходы отечественных горнорудных компаний, скорее всего, немного упадут. Но это падение будет далеко не таким серьезным, как допускалось в начале года (едва ли не на 80-90%).

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!