Затяжное падение

Публікації

Украинский авторынок находится в глубоком кризисе. Экономический кризис, вызванное им резкое падение доходов населения, а также усиление налогового давления привели к тому, что автопродажи в текущем году окажутся на уровне конца 1990 годов прошлого века. Что касается отечественного автопрома, его результаты также обещают стать весьма неутешительными.

По информации "Укравтопрома", в январе-феврале в Украине было продано и поставлено на учет в ГАИ 5,5 тыс. новых легковых автомобилей, что в 4,9 раза меньше, чем год назад. Стоит отметить, что суммарные автопродажи за первые два месяца текущего года оказались хуже, чем за один только декабрь 2014 года. Тогда в Украине было реализовано более 7,6 тыс. автомобилей.

К такому печальному результату привели сразу несколько факторов. Конечно, в первую очередь нельзя забывать о военном – для автомобильных импортеров и отечественных производителей де-факто потеряны Крым и территории в зоне АТО, которые до кризиса давали в совокупности более 20% рынка. Но основной причиной стало существенное снижение доходов населения. По данным Государственной службы статистики, в январе-феврале 2015 года реальная зарплата в Украине уменьшилась на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем, это только "белая" зарплата, с учетом "конвертов" сокращение доходов стало гораздо более существенным.

Кроме того, обвалу автопродаж поспособствовали и налоговые инициативы властей. В конце прошлого года Верховная Рада ввела дополнительный 5-10% налог на импорт (автомобили облагаются пятипроцентным налогом). Также был введен налог на автомобили примиум-класса. Напомним, согласно этой норме, с 1 апреля владельцы автомобилей, которым не более 6 лет, будут платить в госбюджет 25 тыс. грн. ежегодно. Естественно, что ввоз данных автомашин в Украину резко снизился. Также был повышен и акцизный сбор.

Казалось бы, в теории подорожание иномарок – как из-за налоговых инициатив, так и из-за девальвации национальной валюты – должно способствовать улучшению ситуации в украинском автопроме. Однако эти факторы никак не помогают отечественным автопроизводителям.

"Девальвация гривны в 2014-2015 годах не дала должного ценового преимущества и не увеличила спрос на украинские автомобили, потому что параллельно с ослаблением гривны украинские покупатели были подвержены самому серьезному экономическому кризису с 2009 года. Как следствие кризиса, упала покупательская способность и покупательские настроения, в результате чего резко сократился спрос на все легковые автомобили, но в большей мере на бюджетные авто, на которых специализировались украинские автопроизводители", – поясняет старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.

Стоит отметить, что снижение объемов производства в автопроме наблюдается еще с 2012 года. В том "футбольном" году из сборочных цехов выехали 76,281 тыс. автомобилей, что на 27,1% меньше, чем годом ранее. Во многом основной причиной спада стало введение с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора в РФ – основном рынке сбыта автотранспортных средств. В следующем году правительство сделало попытку поддержать автопром, внедрив спецпошлины на импорт, а также утилизационный сбор. Тем не менее выпуск автомобилей сократился еще на 34%, до менее чем 45,8 тыс. 2014 год для украинского автопрома может считаться "черным" – спад на 43% и всего 28,751 выпущенных автомобилей.

А.Андрейченко отмечает, что в 2014 году затраты на единицу произведенной продукции выросли настолько, что собирать автомобили в Украине стало просто нецелесообразно. "Загрузка производственных мощностей в 2014 году упала до 7%, – подчеркивает эксперт. – Это не позволило украинским производителям воспользоваться большей локализацией производства и девальвацией гривны, чтобы получить ценовое превосходство. Отмена утилизационного сбора и снижение специальных пошлин в апреле 2014 года также сказалась на падении конкурентоспособности украинских авто по сравнению с импортом. Автопроизводители один за другим отреагировали на кризис сворачиванием производства".

Нынешний год автопроизводители встретили на минорной ноте. В частности, в январе в Украине было произведено всего 352 автомобиля – в 10 раз меньше, чем годом ранее, и на 30% меньше, чем в декабре. При этом сборкой легковых авто занимался только завод "Еврокар", из цехов которого вышло 224 авто. Большая часть автозаводов в Украине простаивает. На таком негативном фоне выигрышно смотрится только работающий в своей нише большегрузных автомобилей КрАЗ. В прошлом году завод увеличил производство на 49%, до 1388 единиц, правда, понес при этом убыток в 135 млн грн. (как объясняют на предприятии, из-за курсовой разницы). На этот год акционеры КрАЗа запланировали выпуск 1800 автомобилей.

На потерянном для украинских производителей российском рынке также наблюдается спад. В частности, General Motors 18 марта объявил об уходе с российского авторынка бренда Opel и подтвердил фактическое сворачивание бизнеса Chevrolet. А на днях совместное предприятие PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors сообщили о намерении приостановить выпуск ряда своих моделей на заводе в Калуге. Тем не менее падение российского авторынка в текущем году будет смягчено за счет господдержки. Российские власти приняли решение потратить 10,7 млрд руб. (185 млн долл.) бюджетных ассигнований на закупку транспортных средств для госнужд. А в целом на поддержку автопрома планируется направить 25 млрд руб. (433 млн долл.), часть из которых будет направлена на программу льготного кредитования.

Украинским же производителям в этом году, вероятнее всего, придется рассчитывать только на собственные силы. Как отмечает А.Андрейченко, в госбюджете-2014 не заложены средства на помощь автопроизводителям. "Не получится улучшить условия для украинских автопроизводителей и за счет заградительных пошлин, так как с приходом новой власти в 2014 году был взят твердый курс на либерализацию торговых отношений. И отмена утилизационного сбора, снижение спецпошлин и подписание соглашения об ассоциации с ЕС – тому подтверждение, – считает он. – Вложение государственных средств в автопром является далеко не самой плохой инвестицией, учитывая экономический эффект как на автозаводы, так и смежные отрасли. Однако для реализации инвестиций необходимы средства, которыми Украина на данный момент не обладает".

Очевидно, что в 2015 году украинский автопром поставит очередной антирекорд. Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" прогнозирует падение производства легковых автомобилей на 40%, до 15,5 тыс. в этом году. "Однако каждый дополнительный месяц простоя автомобилестроителей увеличивает шансы большего падения. Базовый сценарий построен на ожиданиях восстановления спроса во второй половине года и открытии новых экспортных направлений для автомобилей украинского производства", – резюмировал он.

Владимир Никитин

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢