kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


В бюджете закончились деньги: кто покроет дефицит?

05.06.09
размер текста:

Глубокое падение экономики ощутимо отобразилось на доходах государственного бюджета. С каждым месяцем налогов собирается все меньше, а расходов, предусмотренных годовым планом, становится все больше. Пока что правительство с трудом, но все же финансирует социальные статьи. Однако, уже в июне-июле Кабинету Министров все же придется искать деньги и на капитальные инвестиции, которых на данный момент в казне нет. Однако, альтернативных источников покрытия дефицита бюджета у правительства немного, что может заморозить государственные инвестиции, и сорвать и без того неидеальную подготовку к Евро 2012.

В мае правительство в лице Госказначейства в очередной раз отрапортовало о перевыполнении планов по доходам Государственного бюджета. В прошлом месяце в государственную казну Украины было мобилизовано в общей сложности 17,2 млрд. грн., или 106,8% от плановых показателей для мая 2009 года. При этом, в общий фонд пошло 13,7 млрд. грн (с учетом возмещения НДС), или 100,1% к помесячной росписи доходов, а в специальный – 3,4 млрд. грн. (без учета собственных поступлений бюджетных учреждений) или 146,1% от плана на май.
В общей сложности за первые пять месяцев текущего года в госбюджет поступило 79 млрд. грн (с учетом возмещения НДС и без учета собственных поступлений бюджетных учреждений), или 104,6% плановых показателей января – мая 2009 года.
Таким образом, несмотря на стремительное падение ВВП за первые пять месяцев, которое тщательно скрывается Кабмином, но оценивается различными независимыми экспертами на уровне от 21% до 28%, формально в Украине царит фискальная стабильность. Кабинет Министров пятый месяц подряд перевыполняет план по доходам бюджета.

Перевыполнение плана по доходам бюджета в 2009 г., %



Между тем, существует большая вероятность, что перевыполнение плана достигается за счет коррекции самого плана. В сравнении с апрелем, доходы общего и специального фондов уменьшились почти на миллиард гривен, а в сравнении с маем 2008 г. показатели аналогичного месяца 2009 г. и вовсе выглядят пессимистично. В частности, доходы общего фонда упали более чем на 30%.

Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что именно на май приходиться большая часть платежей налога на прибыль, поэтому в мае сезонно объем поступлений налоговых платежей обычно выше. Негативная тенденция в этом месяце свидетельствует о том, что поступления от налога на прибыль существенно упали в текущем году (а это пятая часть всех доходов бюджета).

Госказначейство пока не раскрывает структуру доходов, однако поскольку общий фонд сокращается, можно предположить, что доля налоговых поступлений также падает. Очевидно, недоимку Кабмин компенсирует за счет стабильных поступлений от государственных монополий и ведомственных учреждений. Как показывает официальная статистика, объем государственных инвестиций в этом году существенно сократился, что свидетельствует о том, что госсектор экономики сейчас работает, прежде всего, на наполнение бюджета, отложив инвестиционные планы до лучших времен. Кроме того, правительство уже израсходовало ряд источников доходов, поступления от которых планировались позже. В частности, платежи НБУ от превышения доходов над расходами были зачислены еще в первых месяцах, хотя согласно первоначальным планам должны были равномерно поступать на протяжении года.
Максимально мобилизовав платежи в казну в первой половине текущего года, правительство понадеялось, что во второй половине года национальная экономика восстановится, и доходы будущих периодов не только покроют текущие потребности, но и позволят компенсировать те ресурсы, которые были авансом получены в первые месяцы текущего года.

Однако, уже очевидно, что ситуация кардинально не улучшится, поэтому ожидать увеличения доходов бюджета, вряд ли стоит. При этом, в июне-июле Кабмин должен начать финансирование капитальных расходов, предусмотренных госбюджетом. В первом квартале на эти цели было выделено всего 0,6 млрд. грн., что составляет 1,5% от общих расходов бюджета, и непозволительно мало в условиях необходимости подготовки Украины к Евро-2012. Технически это объясняется тем, что правительство выделяет деньги в основном в середине и в конце года. Однако, в этом году, получить их смогут далеко не все желающие.

Дефицит бюджета продолжает стремительно расти. Изначально Кабинет Министров пытался самостоятельно бороться с этими проблемами. Для сдерживания расходной части бюджета, он фактически заморозил расширение социальных программ и бюджетных расходов на обслуживание органов государственной власти и местного самоуправления. Напомним, что Закон Украины «О государственном бюджете на 2009 год» предусматривает фиксацию номинального размера прожиточного минимума на уровне декабря 2008 года, минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы - на уровне октября 2008 года. Более того, с учетом уровня инфляции, которая в годовом исчислении составляет 20%, в текущем году реальные доходы украинцев снижаются.

Для расширения доходной базы бюджета правительство протащило через парламент повышение ставок акцизного сбора на горюче-смазочные материалы, кузова и готовые автомобили, пиво, алкогольные напитки и табачные изделия, а также ставок налога с владельцев транспортных средств. Кроме того, были проиндексированы жесткие ставки акцизного сбора на большинство товаров, которые облагаются данным налогом. Кабмин также осуществил попытки поднять ставки рыночного сбора и внедрить налог на недвижимость, но данная инициатива не нашла поддержки в парламенте.

Тем не менее, учитывая весьма глубокое падение экономики, преодолеть дефицит за счет усиления фискального давления и замораживания уровня социальных выплат не удается. В связи с этим, правительство ведет активную политику по привлечению заемных ресурсов. Приоритетным (но не основным) направлением является размещения ОВГЗ. В текущем году Законом Украины «О государственном бюджете на 2009 год» предусмотрена продажа ценных бумаг на сумму 26,1 млрд. грн. (без учета 44 млрд. грн., направленных на рекапитализацию банков). По нашим подсчетам, с начала года Министерство финансов реализовало облигаций на 7,5 млрд. грн. К слову, состоянием на 25 мая всего в обращении находились ОВГЗ на сумму 38,4 млрд. грн.

Главная проблема указанного инструмента в том, что большинство инвесторов не хотят покупать эти бумаги. НБУ изо всех сил старается стимулировать их покупку, предлагая льготные ставки по резервированию в ценных бумагах, или делаю скидку под долговые ресурсы, привлеченные в залог под ОВГЗ. Тем не менее, низкий уровень ликвидности в банковской системе и у инвестиционных компаний, а также невысокая реальная доходность, играют против госбумаг.
В такой ситуации велик соблазн наладить через госбанки с помощью ОВГЗ эмиссионный канал, по которому НБУ будет снабжать деньгами правительство. Упрощенно схема выглядит следующим образом: госбанки покупают государственные ценные бумаги, а закладывают их в НБУ, который фактически рефинансирует правительственные займы. К слову, по данным НБУ на 1 мая текущего года Ощадбанк сконцентрировал объем облигаций на сумму 10,6 млрд. грн.

Вторым направлением привлечения долговых ресурсов является использование кредита МВФ. В частности, правительство добилось согласия Фонда, что 1,5 млрд. долл. из полученного Украиной второго транша кредита в размере 2,8 млрд. долл. будут направлены на покрытие дефицита бюджета. Скорее всего, эти средства пойдут на обслуживание внешнего долга Украины. Третьим вариантом привлечения долговых средств является апробация новых инструментов. В частности, в Меморандуме об экономической и финансовой политике правительство предложило изучить возможность выпуска внутренних облигаций, деноминированных в американских долларах.

Таким образом, у правительства кроме как брать в долг, сейчас других вариантов наполнения бюджета фактически нет. При этом, именно эти деньги будут составлять фонд, из которого должны финансироваться государственные проекты, в том числе и по подготовке к Евро-2012. В данном контексте, Кабмину уже в ближайшем будущем придется либо продолжать залезать в долги, либо таки начать пересматривать бюджет.


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!