kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Госсектор выжмут насухо

09.06.09
размер текста:

Правительство в последнее время максимально усилило контроль за финансовыми потоками в государственном секторе экономики. Наблюдатели связывают это с приближением президентских выборов.

Все началось с решения о переводе в «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк» счетов госпредприятий. Что было представлено как необходимость укрепления позиций государственных банков в период финансового кризиса. Однако помимо этого премьер-министр, от которой исходила инициатива, надеялась получить контроль за движением денежных средств госпредприятий в режиме on-line. Ведь до сих пор механизм правительственного контроля за состоянием госфинансов выглядел архаично: ГлавКРУ, находящееся в распоряжении Кабмина, проводило проверки, имея дело с уже свершившимся фактом, который оно могло разве что задокументировать для правоохранительных органов. Но вернуть средства, ушедшие в нежелательном направлении, на данной стадии в большинстве случаев невозможно.

Впрочем, довольно быстро стало понятно, что новый подход, хотя и дает правительству контроль в виде возможности заблокировать при необходимости движение средств госпредприятия, однако не позволяет видеть картину во всех деталях и соответственно реагировать.

Поэтому логичным продолжением выглядел следующий шаг – в виде решения о переводе в Госказначейство счетов всех госпредприятий, оказывающих платные административные услуги. Следует отметить, что нововведения, по понятным причинам, были восприняты без особого энтузиазма. Из 1500 таких предприятий в мае лишь 89 выполнили данное распоряжение. Обещание премьера уволить замминистров, ответственных за данное направление, не оказало стимулирующего действия. После чего был найден следующий выход: все финансово-хозяйственные операции, связанные с передачей в аренду и отчуждением имущества, закупкой товаров и услуг, в том числе с привлечением аудиторских, юридических и страховых компаний, Кабмин обязал согласовывать с ГлавКРУ, возглавляемым вполне надежным для премьера Николаем Сивульским. Понимая, что нельзя объять необъятное, было решено остановиться на 41 наиболее крупном предприятии, относящихся к категории монополий.

«Теневое» перераспределение доходов госсектора экономики в Украине традиционно осуществляется через бюджет. Для этого со временем изобретались все более изящные схемы, создающие иллюзию законности принимаемых решений. Но первичной все равно остается задача наполнения бюджета – иначе в схемах по выводу средств просто не будет необходимости. Известно, что основным донором для бюджета является НАК «Нафтогаз Украины». Итоги его деятельности за I квартал выглядят впечатляюще: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нефтегазовая монополия в 3 раза увеличила чистую прибыль, до 32,1 млрд грн. Валовая прибыль составила 3,2 млрд грн. по сравнению с убытком в 0,9 млрд грн. за I квартал 2008 года. И это при январских перебоях с поставками газа, когда его потребление промышленностью почти прекратилось? Любопытно, что при этом добыча газа «Нафтогазом» за 4 месяца возросла всего на 4% - до 6,71 млрд куб. м, а нефти с газоконденсатом и вовсе сократилась на 5,1%, до 1,245 млн тонн. Для сравнения: российский «Газпром» в I квартале сократил чистую прибыль в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 33,043 млрд руб. Одним словом, на фоне всеобщего негатива финансовые успехи отечественной нефтегазовой монополии выглядят не очень естественно.

Не менее подозрительно смотрятся достижения украинских морских торговых портов, находящихся в управлении Министерства транспорта и связи. Так, за I квартал консолидированная чистая прибыль МТП выросла в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 522,39 млн грн., доходы – на 66%, до 2,26 млрд грн. При этом грузооборот крупнейшего в Украине Одесского МТП за январь-март уменьшился на 19%, до 7,352 млн тонн, Ильичевского МТП, также одного из основных портов – на 9,8%, до 4,304 млн тонн. И так по всем портам. Откуда в таком случае рост чистой прибыли? Сам глава транспортного ведомства признал, что это искусственные показатели и пояснил, что они достигнуты за счет занижения стоимости основных фондов в портах, ведущей к уменьшению амортизационных отчислений и увеличению чистой прибыли. Он также отметил, что такая практика ведет к «проеданию» имеющихся производственных активов и что администрации всех портов, кроме Одесского, проигнорировали рекомендации Минтранссвязи провести дооценку основных фондов.

Зато этим рекомендациям в 2008 году внял железнодорожный монополист. И при этом опять же сумел продемонстрировать позитив: чистую прибыль за январь-март в размере 8 млн грн. по сравнению с убытком 19,9 млн грн. за I квартал прошлого года. Результат впечатляющий, если учесть падение объемов грузоперевозок за указанный период на 30%, что привело к недополучению дохода на 3,5 млрд грн. – по подсчетам самой «Укрзализныци». Таким образом, на фоне глубокого экономического спада во всем мире украинские госмонополии демонстрируют невиданный рост доходов и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет. Происходит это в том числе за счет сворачивания программ развития и уменьшения капитальных инвестиций. Иными словами, средства из госмонополий выжимают, словно воду из мокрой тряпки.

Особняком в данной ситуации стоит национальный монополист в сфере проводной связи - «Укртелеком». Несколько лет компания постепенно наращивала финансовые показатели, а в 2008 году вдруг задекларировала чистый убыток 1,526 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 267,19 млн грн. годом ранее. И в I квартале продолжала его увеличивать: с 97,55 до 181,59 млн грн. Следует отметить, что резкое ухудшение финансовых показателей является основанием для внеплановой проверки деятельности любой компании, причем не только государственной. Однако если «Нафтогаз» и «Укрзализныця» регулярно проверяются ГлавКРУ и другими контролирующими органами, то о результатах проверок «Укртелекома» общественность как минимум никто не информирует. Что опять же выглядит странно с учетом того пристального внимания, которое уделяется правительством для освещения деятельности «Нафтогаза Украины» и «Укрзализныци».



 


Комментарии
комментариев: 1
16:12 | 12.06.2009
Прхожий
Решили отнять последнее - обналичку :(

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!