kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


МВФ не верит в Украину

11.06.09
размер текста:

Международный валютный фонд обнародовал обновленный Меморандум экономической и финансовой политики Украины. Содержание и контекст данного документа свидетельствуют, что МВФ все меньше верит в быстрое восстановление экономики Украины, а поэтому все больше беспокоится о возврате выданного кредита, нежели об экономическом развитии страны.

В начале июня МВФ опубликовал обновленный Меморандум экономической и финансовой политики Украины. Документ содержит уточненный перечень целей и задач, которые обязуется реализовать украинское правительство в рамках второго пересмотра программы «stand by». Напомним, что в Меморандуме, который является обязательным условием получения каждого последующего транша кредита, фиксируются основные направления финансовой политики, которых украинские власти обязуются придерживаться до тех пор, пока не будет погашен кредит перед МВФ.

В сравнении с первой (ноябрьской) редакцией Меморандума, эксперты фонда более пессимистично смотрят на экономическую ситуацию в Украине. В частности, прогноз падения ВВП Украины в 2009 году составит 8%, тогда как ранее ожидалось только 3%. Между тем, и этот прогноз может оказаться чрезмерно оптимистичным. По оценкам экспертов НБУ, рассчитывающих индекс производства базовых отраслей (ИПБО), который максимально приближен к ВВП из всех публикуемых в Украине показателей, ситуация выглядит намного хуже. Падение экономики, согласно расчетам НБУ, составляет около 30%. В частности, в январе в годовом измерении падение ИПБО достигло – 32,0%, в феврале – 29,9%, в марте - 28,8%, в апреле - 28,5%.

МВФ также фиксирует глубокое падение в начале 2009 г. однако надеется, что ситуация существенно улучшится во второй половине текущего года, что позволит частично сгладить этот провал. При этом с  2010 года МВФ ожидает, что рост экономики возобновится. При этом эксперты Фонда тесно привязывают этот процесс к ситуации на внешних сырьевых рынках. Они прямо указывают, что выход из кризиса для Украины возможен только через повышение конкурентоспособности украинских товаров, что в близлежащей перспективе можно достичь только благодаря девальвации курса национальной валюты.

Как бы в контексте реализации этого механизма, МВФ в Меморандуме требует от Украины перехода к режиму гибкого обменного курсообразования. Очевидно, что МВФ не может не знать, что в условиях давления на национальную валюту либерализация этого процесса будет иметь только девальвационные движения национальной валюты. С одной стороны это будет оказывать благоприятное влияние на украинских экспортеров, которые являются локомотивом украинской экономики. С другой стороны – дальнейшее обесценивание гривны может привести к банкротству многих украинских компаний, долги которых деноминированы в иностранной валюте. Однако МВФ не проводит четкой линии между «целесообразной» и «рискованной» девальвацией, Фонд беспокоит только сохранность золотовалютных резервов страны, которые являются источников платежей по кредиту.

Достаточно пессимистично МВФ оценивает и усилия правительства по борьбе с инфляцией. По оценкам экспертов Фонда, индекс потребительских цен (ИПЦ) в 2009 году прогнозируется на уровне 16% в годовом исчислении против 17% за год в предыдущем прогнозе. Учитывая, что борьба с инфляцией признана приоритетом №1, и на нее брошены все силы и ресурсы (даже в ущерб экономическому росту), такой прогноз не выглядит оптимистичным. В частности, ради достижения 16% инфляции, украинские власти вопреки практике большинства развитых стран, обязуются проводить жесткую фискальную политику, а также привлечь финансирование из внутренних источников, вымыв и без того дефицитную ликвидность внутри страны. К слову, в годовом измерении ИПЦ в апреле составлял почти 20%, а целью правительства, зафиксированной в Меморандуме, является снижение инфляции до уровня ниже 10% к середине 2010 года.

Есть в новой редакции Меморандума и определенные позитивные настроения МВФ. В частности, согласно нынешним прогнозам, в 2009 г. ожидается небольшой профицит счета текущих операций на уровне 0,5% от ВВП по сравнению с предыдущим прогнозом дефицита в размере 2% от ВВП, чему должно способствовать снижение объемов импорта, а также снижение стоимости импортируемых энергоносителей.

В случае если правительство и НБУ успешно реализуют антикризисную программу, МВФ ожидает, что рост экономики возобновится в 2010 году и составит 1%, при этом инфляция снизится до 8%, падение реальной зарплаты в 2010 году сократится до 2,5% с 11,2% в текущем году. Также дефицит государственного бюджета снизится с 4% ВВП до 1,9% ВВП, с учетом рекапитализации банков - с 9% ВВП до 2,5%.

Прогноз МВФ на 2010 год очень похож на прогноз для 2009 года, озвученный Фондом еще несколько месяцев назад. Эксперты Фонда, как правило, не занимаются фундаментальным анализом экономики страны, а экстраполируют шаблон экономической модели для развивающихся стран на Украину. Ключевым моментом в этой модели является достижение кризисом дна. Как только эта точка фиксируется, МВФ выдвигает свой прогноз о сроке и темпе восстановления экономики. За последние полгода в Украине фиксировалось две точки, которые казались дном кризиса - ноябрь и январь. Вслед за ними наблюдались определенные восстановительные тенденции, однако позже ситуация снова ухудшалась. Очевидно, МВФ делал анализ исходя из данных марта, когда создалась иллюзия, что восстановительные тенденции в экономике уже укрепились. Скорее всего, третья редакция Меморандума будет содержать еще более пессимистические прогнозы МВФ.

Ухудшение ожиданий МВФ относительно Украины стало причиной увеличения объемов выделяемых кредитов при параллельном ужесточении требований к проводимой украинским правительством политике. Новый меморандум предусматривает, что в текущем году Украина может получить 3,2 млрд долл. в июне и 3,8 млрд долл. в ноябре (в предыдущем варианте меморандума речь шла об 1,1 млрд долл., а в августе и 3 млрд долл. в ноябре). Обновленная программа сотрудничества предусматривает, что третий транш должен быть выделен по итогам запланированного на июнь второго пересмотра. Для получения четвертого транша Украина должна, в частности, принять поправки к закону «О восстановлении платежеспособности должника или объявлении его банкротом», которые бы облегчили возможности досудебной санации и снизили уровень чрезмерных обязательств. Помимо того с конца сентября должна быть начата публикация детальной информации о банках, в частности, качестве активов и обязательств, владельцев.

Таким образом, эксперты Фонда продолжают активно работать в Украине. Очевидно, объем проделанной работы украинскими властями их не удовлетворяет, поэтому МВФ настроен достаточно скептично. Реальные ожидания Фонда относительно перспектив Украины были высказаны в начале июня международными экспертами - главой миссии Международного валютного фонда в Украине Джейлой Пазарбазиолу и директором Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартином Райзером. Они спрогнозировали в Украине системный банковский кризис, до чего не дошла пока что ни одна страна мира. По словам экспертов, в Украине это произойдет «в случае падения доверия до такого предела, когда вкладчики начинают считать, что ни один из банков не является достаточно безопасным, и вместо того, чтобы перейти в другие банки, полностью оставляют банковскую систему».

Столь пессимистический прогноз не имеет под собой реальных оснований, и озвучен, скорее, как угроза пассивного участия государства в данном процессе. Международные эксперты описывают ситуацию, которая может сложиться, в случае если, украинские власти будут действовать в прежнем русле, и призывают их занять более активную позицию. Это дает основания полагать, что пессимизм МВФ обусловлен не столько экономическим кризисом, сколько неспособностью украинской власти адекватно реагировать на него. Очевидно, по мнению экспертов Фонда, восстановление экономики в большой степени зависит от качества управления этими процессами. Несмотря на всю противоречивость экономической доктрины МВФ с этим тезисом трудно не согласиться.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!