Мертвая петля для Антонова

Публікації

Итоги авиасалона в Le Bourget, одного из самых заметных событий мирового авиапрома, можно считать неутешительными для украинского самолетостроения. Образно говоря, сейчас оно зависло в мертвой петле, и в любой момент грозит перейти в неуправляемое пике.

Объективности ради надо сказать, что результат Le Bourget-2015 можно оценивать по-разному – в зависимости от того, считать стакан наполовину полным либо наполовину пустым. К примеру, на прошлогоднем авиасалоне в Le Bourget госконцерном "Антонов" вообще не было подписано никаких соглашений на поставку новых самолетов. Теперь же украинцы договорились о сотрудничестве с Саудовской Аравией, причем подписан не просто меморандум, а коммерческий контракт по транспортному самолету Ан-132. Однако оптимизм СМИ и должностных лиц в связи с этим представляется чрезмерным.

Только первый экземпляр соберут в Украине до конца 2016 года, а далее производство, включая сборку, будет перенесено в Саудовскую Аравию. С этой целью там планируется построить с нуля авиазавод. Причем степень локализации проекта может считаться беспрецедентной – 70%. То есть 70% поставок материалов и работ при строительстве авиазавода отдается местным компаниям. Хотя обычно при возведении крупных промышленных объектов, таких как заводы и электростанции, локализация в третьих странах обычно находится в пределах 30-40%.

Кроме того, к строительству планируется привлечь немецкие компании, а для украинской стороны предусмотрена важная, но скромная роль: ей предстоит заниматься вопросами координации и контроля производственного процесса. Очевидно, что на координации и контроле много не заработаешь, хотя проект аравийцы задумали масштабный. Работать на предприятии будет в основном местный персонал, задача "Антонова" – обеспечить их обучение и передать технологии. Так что вряд ли можно сказать, что этот контракт – праздник на улице украинских авиастроителей.

Скорее, уместно сравнение с раком в период безрыбья. Или синицей в руке. Но и она, надо признать, все-таки лучше, чем журавль в небе, то есть меморандум о сотрудничестве между госконцерном "Укроборонпром" и австрийской компанией Diamond Aircraft Industries GmbH, также подписанный на Le Bourget-2015. Он предусматривает адаптацию, сертификацию, производство и постпродажный сервис двигателей АИ-450 для самолётов DAI. Выпуском этих двигателей занимается ГП "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро им. Ивченко".

Как показывает практика, период между меморандумом о сотрудничестве и подписанием коммерческих контрактов порой растягивается на годы. И вообще не факт, что они будут подписаны. Но других итогов у Le Bourget-2015 для украинского авиапрома нет. А, значит, стимулов для развития тоже нет. Поскольку внутренний спрос не способен стать локомотивом для отрасли. Заявленная потребность украинских ведомств и госкомпаний в самолетах семейства Ан составляет 16 машин, однако работы в сборочных цехах Киевского и Харьковского авиазаводов не прибавляется. По итогам 2014 года ГП "Антонов" вообще не подписал ни одного нового контракта, возможности госбюджета-2015 также не предусматривают расходов на пополнение украинского авиапарка новыми машинами.

В этой связи сомнительным представляется оптимизм заместителя министра экономики Украины Руслана Коржа, заявившего на Le Bourget-2015, что импортозамещение в украинском авиапроме идет высокими темпами, и новый самолет Ан-178 почти полностью состоит из украинских или импортных, но не российского производства узлов и агрегатов. Как потом уточнили СМИ, о покупке неких комплектующих для Ан-178 удалось договориться с канадским концерном Bombardier. Но при этом никто не говорит, что Bombardier будет заниматься продвижением сбыта Ан-178. Между тем РФ первоначально планировала приобрести у "Антонова" 70(!) машин только типа Ан-70.

Если сравнить это количество с 16 самолетами Ан всех типов, которые хотят, но не могут купить украинские министерства и госкомпании, а также с контрактом на строительство в Украине одного самолета для Саудовской Аравии по контракту, подписанному на Le Bourget-2015, начинаешь сомневаться, что люди из правительства, радостно рапортующие о сворачивании сотрудничества с РФ в авиастроении, адекватно воспринимают окружающую действительность. Тем более, когда они употребляют словосочетание "почти полностью состоит". Но в том-то и специфика авиапрома, что, образно говоря, без какой-то одной паршивой заклепки самолет не взлетит.

Его просто не допустят к эксплуатации из соображений безопасности. И эта заклепка по-прежнему производится в России. Так в чем успех? Не менее сомнительно выглядит передача харьковского авиазавода и киевского 410 завода гражданской авиации в госконцерн "Укроборонпром", которая произошла как раз во время проведения Le Bourget-2015. Ранее эти предприятия вывели из состава ГП "Антонов", а сам авиастроительный госконцерн передали в "Укроборонмпром".

Таким образом, теперь в него вошли и предприятия авиапрома, зачем-то предварительно выведенные из "Антонова". Возможно, эти перестановки "туда-сюда" имеют значение с точки зрения того, кто из заинтересованных лиц будет контролировать финансовые потоки госпредприятий. Но не прослеживается, каким же образом это сможет способствовать выведению "Антонова" в мировые лидеры авиастроения, о чем 19 июня заявил первый заместитель главы "Укроборонпрома" Сергей Пинькас.

Скорее, наоборот. Это затруднит развитие продаж самолетов Ан по линии пассажирских и гражданских грузовых авиаперевозок. Поскольку, как следует из его названия, "Укроборонпром" объединяет предприятия военно-промышленного комплекса, торговая деятельность которых гораздо более жестко регламентируется как украинским, так и международным законодательством.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢