kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Льготы для ГМК: «отменить нельзя продлить»

16.06.09
размер текста:

Срок действия льгот для предприятий ГМК, в соответствии с ранее принятым постановлением правительства, заканчивается совсем скоро: 1 июля нынешнего года. И сейчас в Кабмине решается извечный вопрос: где поставить запятую в решении, вынесенном в заголовок статьи. Иными словами, речь идет о том, продлевать или нет льготы для предприятий ГМК.

Напомним, что они заключаются в моратории на повышение тарифов на грузоперевозки, а также на газ, используемый в металлургическом производстве. Также правительство, согласно подписанному с собственниками предприятий меморандуму обязалось ускоренно возмещать экспортный НДС, погасить существующую просроченную задолженность по НДС и не допускать ее возникновения в дальнейшем.

Следует отметить, что этот пункт меморандума Кабмину удалось выполнить частично. Ситуация с возвратом НДС несколько улучшилась, однако значительная задолженность все равно существует: по данным ПХО «Металлургпром» на 1 мая текущего года она составила 2,811 млрд грн., в том числе 1,283 млрд грн. – просроченная к возмещению (свыше 60 дней). Следует также отметить возрастающую динамику такой задолженности: в 2008 году она составляла сначала 2,3 млрд грн., затем 2,4 млрд грн., затем 2,9 млрд грн. – и так до пикового значения 3,7 млрд грн., после чего сумма стабилизировалась на отметке 2,8 млрд грн.
Вместе с тем в самом правительстве пока нет единого подхода к вопросу о пролонгации льгот для горно-металлургической промышленности. Так, в Минпромполитики заявляют о необходимости поддержки отечественных металлургов в сложный для них период. «У металлургов сейчас тяжелая ситуация, им надо помочь» - считает, в частности, глава ведомства Владимир Новицкий. Такой точки зрения придерживается и его заместитель Сергей Грищенко, курирующий в министерстве металлургическое направление. «Конечно, я понимаю: там, где металлурги нашли, транспортники и энергетики потеряли. Но надо исходить из того, что если бы не льготы, ситуация была еще хуже. Тогда им вообще нечего было возить и некому отпускать газ» - отметил замминистра.

Между тем Минтранссвязи и Минтопэнерго обратились к правительству с просьбой не продлевать срок действия льгот для ГМК. Транспортное ведомство ссылается на недополучение «Укрзализныцей» доходов 250-280 млн грн. из-за отложенного повышения на 9,65% грузовых тарифов на основные грузы горно-металлургического профиля, а также предоставление 10% скидок на эти грузы. О недополученных доходах заявляют также руководители другой влиятельной госмонополии – НАК «Нафтогаз Украины», которых поддерживает Минтопэнерго.

Тем не менее, как удалось выяснить изданию, Минэкономики в данном случае все-таки поддерживает предложения Минпромполитики. Хотя и с некоторыми оговорками. «Я являюсь сторонником продолжения льгот, однако необходимо сделать так, чтобы условия меморандума выполнялись обеими сторонами» - заявил «Минпрому» министр экономики Богдан Данилишин. Таким образом, именно его позиция может, как минимум, уравнять количество голосов «за» и «против» при рассмотрении данного вопроса на заседании правительства. Кстати, замминистра промполитики Сергей Грищенко также сделал оговорку, что интересы госмонополий и предприятий ГМК «нуждаются в дополнительном поиске баланса». Из этого следует вывод, что наиболее вероятным сценарием может стать компромиссный вариант, предусматривающий частичное повышение расценок на услуги и продукцию госмонополий. Поскольку реализовать положение о снижении стоимости металлопродукции для «Укрзализныци» достаточно сложно.

Так, железнодорожный монополист закупает преимущественно рельсы и детали креплений к ним, а этот вид проката в Украине производится только на «Азовстали». Получается, что комбинату предлагают пойти на определенные затраты - чтобы все остальные участники рынка могли пользоваться преимуществами от преференций, предусмотренных в меморандуме. Не следует также забывать о принятом в начале июня решении Кабмина, разрешившего шести украинским химпредприятиям, выпускающим азотные удобрения, закупать природный газ у нерезидентов. Или, попросту говоря, напрямую в России, без уплаты целевых надбавок, неизбежных при сотрудничестве с НАК «Нафтогаз Украины». Понятно, что последняя при этом несет потери, не предусмотренные в ее финплане. И наверняка будет к этому апеллировать при рассмотрении вопроса по металлургам. Которые, в свою очередь, имеют неоспоримые аргументы.

Так, предприятия ГМК являются одним из основных источников поступления в страну валютной выручки – 48% в 2008 году. Они также являются крупнейшими работодателями и плательщиками налогов, формируя порядка 30% украинского ВВП. Нельзя проигнорировать и тот факт, что по сравнению с прошлым годом в Украине прогнозируется падение производства стали на 25-28%, до 27-28 млн тонн, а внутреннего потребления металлопродукции на 28,5%, до 6 млн тонн. Вместе с тем украинский рынок металлопродукции в текущем году полностью переориентировался на своего, внутреннего поставщика. Об этом свидетельствуют данные маркетинговых исследований. Например, за январь-апрель в Украине удельная доля импорта в структуре потребления металлопродукции уменьшилась с 29,5% до 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Можно вспомнить и про укрепление гривны, которое отмечается с мая и продолжается в июне. Для многих отраслей национальной экономики эта тенденция является, безусловно, позитивной, однако она снижает конкурентность украинских металлургов на внешних рынках – со всеми вытекающими отсюда последствиями. В подобных условиях необходимость в мерах по господдержке ГМК выглядит как аксиома, не требующая дополнительных доказательств.


 


Комментарии
комментариев: 1
19:05 | 18.06.2009
Металлург
Отменяйте все льготы и чем быстрее тем лучше!

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!