Подробнее Запомнить город


Льготы для ГМК: «отменить нельзя продлить»

16.06.09
размер текста:

Срок действия льгот для предприятий ГМК, в соответствии с ранее принятым постановлением правительства, заканчивается совсем скоро: 1 июля нынешнего года. И сейчас в Кабмине решается извечный вопрос: где поставить запятую в решении, вынесенном в заголовок статьи. Иными словами, речь идет о том, продлевать или нет льготы для предприятий ГМК.

Напомним, что они заключаются в моратории на повышение тарифов на грузоперевозки, а также на газ, используемый в металлургическом производстве. Также правительство, согласно подписанному с собственниками предприятий меморандуму обязалось ускоренно возмещать экспортный НДС, погасить существующую просроченную задолженность по НДС и не допускать ее возникновения в дальнейшем.

Следует отметить, что этот пункт меморандума Кабмину удалось выполнить частично. Ситуация с возвратом НДС несколько улучшилась, однако значительная задолженность все равно существует: по данным ПХО «Металлургпром» на 1 мая текущего года она составила 2,811 млрд грн., в том числе 1,283 млрд грн. – просроченная к возмещению (свыше 60 дней). Следует также отметить возрастающую динамику такой задолженности: в 2008 году она составляла сначала 2,3 млрд грн., затем 2,4 млрд грн., затем 2,9 млрд грн. – и так до пикового значения 3,7 млрд грн., после чего сумма стабилизировалась на отметке 2,8 млрд грн.
Вместе с тем в самом правительстве пока нет единого подхода к вопросу о пролонгации льгот для горно-металлургической промышленности. Так, в Минпромполитики заявляют о необходимости поддержки отечественных металлургов в сложный для них период. «У металлургов сейчас тяжелая ситуация, им надо помочь» - считает, в частности, глава ведомства Владимир Новицкий. Такой точки зрения придерживается и его заместитель Сергей Грищенко, курирующий в министерстве металлургическое направление. «Конечно, я понимаю: там, где металлурги нашли, транспортники и энергетики потеряли. Но надо исходить из того, что если бы не льготы, ситуация была еще хуже. Тогда им вообще нечего было возить и некому отпускать газ» - отметил замминистра.

Между тем Минтранссвязи и Минтопэнерго обратились к правительству с просьбой не продлевать срок действия льгот для ГМК. Транспортное ведомство ссылается на недополучение «Укрзализныцей» доходов 250-280 млн грн. из-за отложенного повышения на 9,65% грузовых тарифов на основные грузы горно-металлургического профиля, а также предоставление 10% скидок на эти грузы. О недополученных доходах заявляют также руководители другой влиятельной госмонополии – НАК «Нафтогаз Украины», которых поддерживает Минтопэнерго.

Тем не менее, как удалось выяснить изданию, Минэкономики в данном случае все-таки поддерживает предложения Минпромполитики. Хотя и с некоторыми оговорками. «Я являюсь сторонником продолжения льгот, однако необходимо сделать так, чтобы условия меморандума выполнялись обеими сторонами» - заявил «Минпрому» министр экономики Богдан Данилишин. Таким образом, именно его позиция может, как минимум, уравнять количество голосов «за» и «против» при рассмотрении данного вопроса на заседании правительства. Кстати, замминистра промполитики Сергей Грищенко также сделал оговорку, что интересы госмонополий и предприятий ГМК «нуждаются в дополнительном поиске баланса». Из этого следует вывод, что наиболее вероятным сценарием может стать компромиссный вариант, предусматривающий частичное повышение расценок на услуги и продукцию госмонополий. Поскольку реализовать положение о снижении стоимости металлопродукции для «Укрзализныци» достаточно сложно.

Так, железнодорожный монополист закупает преимущественно рельсы и детали креплений к ним, а этот вид проката в Украине производится только на «Азовстали». Получается, что комбинату предлагают пойти на определенные затраты - чтобы все остальные участники рынка могли пользоваться преимуществами от преференций, предусмотренных в меморандуме. Не следует также забывать о принятом в начале июня решении Кабмина, разрешившего шести украинским химпредприятиям, выпускающим азотные удобрения, закупать природный газ у нерезидентов. Или, попросту говоря, напрямую в России, без уплаты целевых надбавок, неизбежных при сотрудничестве с НАК «Нафтогаз Украины». Понятно, что последняя при этом несет потери, не предусмотренные в ее финплане. И наверняка будет к этому апеллировать при рассмотрении вопроса по металлургам. Которые, в свою очередь, имеют неоспоримые аргументы.

Так, предприятия ГМК являются одним из основных источников поступления в страну валютной выручки – 48% в 2008 году. Они также являются крупнейшими работодателями и плательщиками налогов, формируя порядка 30% украинского ВВП. Нельзя проигнорировать и тот факт, что по сравнению с прошлым годом в Украине прогнозируется падение производства стали на 25-28%, до 27-28 млн тонн, а внутреннего потребления металлопродукции на 28,5%, до 6 млн тонн. Вместе с тем украинский рынок металлопродукции в текущем году полностью переориентировался на своего, внутреннего поставщика. Об этом свидетельствуют данные маркетинговых исследований. Например, за январь-апрель в Украине удельная доля импорта в структуре потребления металлопродукции уменьшилась с 29,5% до 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Можно вспомнить и про укрепление гривны, которое отмечается с мая и продолжается в июне. Для многих отраслей национальной экономики эта тенденция является, безусловно, позитивной, однако она снижает конкурентность украинских металлургов на внешних рынках – со всеми вытекающими отсюда последствиями. В подобных условиях необходимость в мерах по господдержке ГМК выглядит как аксиома, не требующая дополнительных доказательств.


 


Комментарии
комментариев: 1
19:05 | 18.06.2009
Металлург
Отменяйте все льготы и чем быстрее тем лучше!

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!