kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Льготы для ГМК: «отменить нельзя продлить»

16.06.09
размер текста:

Срок действия льгот для предприятий ГМК, в соответствии с ранее принятым постановлением правительства, заканчивается совсем скоро: 1 июля нынешнего года. И сейчас в Кабмине решается извечный вопрос: где поставить запятую в решении, вынесенном в заголовок статьи. Иными словами, речь идет о том, продлевать или нет льготы для предприятий ГМК.

Напомним, что они заключаются в моратории на повышение тарифов на грузоперевозки, а также на газ, используемый в металлургическом производстве. Также правительство, согласно подписанному с собственниками предприятий меморандуму обязалось ускоренно возмещать экспортный НДС, погасить существующую просроченную задолженность по НДС и не допускать ее возникновения в дальнейшем.

Следует отметить, что этот пункт меморандума Кабмину удалось выполнить частично. Ситуация с возвратом НДС несколько улучшилась, однако значительная задолженность все равно существует: по данным ПХО «Металлургпром» на 1 мая текущего года она составила 2,811 млрд грн., в том числе 1,283 млрд грн. – просроченная к возмещению (свыше 60 дней). Следует также отметить возрастающую динамику такой задолженности: в 2008 году она составляла сначала 2,3 млрд грн., затем 2,4 млрд грн., затем 2,9 млрд грн. – и так до пикового значения 3,7 млрд грн., после чего сумма стабилизировалась на отметке 2,8 млрд грн.
Вместе с тем в самом правительстве пока нет единого подхода к вопросу о пролонгации льгот для горно-металлургической промышленности. Так, в Минпромполитики заявляют о необходимости поддержки отечественных металлургов в сложный для них период. «У металлургов сейчас тяжелая ситуация, им надо помочь» - считает, в частности, глава ведомства Владимир Новицкий. Такой точки зрения придерживается и его заместитель Сергей Грищенко, курирующий в министерстве металлургическое направление. «Конечно, я понимаю: там, где металлурги нашли, транспортники и энергетики потеряли. Но надо исходить из того, что если бы не льготы, ситуация была еще хуже. Тогда им вообще нечего было возить и некому отпускать газ» - отметил замминистра.

Между тем Минтранссвязи и Минтопэнерго обратились к правительству с просьбой не продлевать срок действия льгот для ГМК. Транспортное ведомство ссылается на недополучение «Укрзализныцей» доходов 250-280 млн грн. из-за отложенного повышения на 9,65% грузовых тарифов на основные грузы горно-металлургического профиля, а также предоставление 10% скидок на эти грузы. О недополученных доходах заявляют также руководители другой влиятельной госмонополии – НАК «Нафтогаз Украины», которых поддерживает Минтопэнерго.

Тем не менее, как удалось выяснить изданию, Минэкономики в данном случае все-таки поддерживает предложения Минпромполитики. Хотя и с некоторыми оговорками. «Я являюсь сторонником продолжения льгот, однако необходимо сделать так, чтобы условия меморандума выполнялись обеими сторонами» - заявил «Минпрому» министр экономики Богдан Данилишин. Таким образом, именно его позиция может, как минимум, уравнять количество голосов «за» и «против» при рассмотрении данного вопроса на заседании правительства. Кстати, замминистра промполитики Сергей Грищенко также сделал оговорку, что интересы госмонополий и предприятий ГМК «нуждаются в дополнительном поиске баланса». Из этого следует вывод, что наиболее вероятным сценарием может стать компромиссный вариант, предусматривающий частичное повышение расценок на услуги и продукцию госмонополий. Поскольку реализовать положение о снижении стоимости металлопродукции для «Укрзализныци» достаточно сложно.

Так, железнодорожный монополист закупает преимущественно рельсы и детали креплений к ним, а этот вид проката в Украине производится только на «Азовстали». Получается, что комбинату предлагают пойти на определенные затраты - чтобы все остальные участники рынка могли пользоваться преимуществами от преференций, предусмотренных в меморандуме. Не следует также забывать о принятом в начале июня решении Кабмина, разрешившего шести украинским химпредприятиям, выпускающим азотные удобрения, закупать природный газ у нерезидентов. Или, попросту говоря, напрямую в России, без уплаты целевых надбавок, неизбежных при сотрудничестве с НАК «Нафтогаз Украины». Понятно, что последняя при этом несет потери, не предусмотренные в ее финплане. И наверняка будет к этому апеллировать при рассмотрении вопроса по металлургам. Которые, в свою очередь, имеют неоспоримые аргументы.

Так, предприятия ГМК являются одним из основных источников поступления в страну валютной выручки – 48% в 2008 году. Они также являются крупнейшими работодателями и плательщиками налогов, формируя порядка 30% украинского ВВП. Нельзя проигнорировать и тот факт, что по сравнению с прошлым годом в Украине прогнозируется падение производства стали на 25-28%, до 27-28 млн тонн, а внутреннего потребления металлопродукции на 28,5%, до 6 млн тонн. Вместе с тем украинский рынок металлопродукции в текущем году полностью переориентировался на своего, внутреннего поставщика. Об этом свидетельствуют данные маркетинговых исследований. Например, за январь-апрель в Украине удельная доля импорта в структуре потребления металлопродукции уменьшилась с 29,5% до 4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Можно вспомнить и про укрепление гривны, которое отмечается с мая и продолжается в июне. Для многих отраслей национальной экономики эта тенденция является, безусловно, позитивной, однако она снижает конкурентность украинских металлургов на внешних рынках – со всеми вытекающими отсюда последствиями. В подобных условиях необходимость в мерах по господдержке ГМК выглядит как аксиома, не требующая дополнительных доказательств.


 


Комментарии
комментариев: 1
19:05 | 18.06.2009
Металлург
Отменяйте все льготы и чем быстрее тем лучше!

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!