kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Цветмет на грани

19.06.09
размер текста:

Украинский цветмет во II квартале оказался на грани, за которой под вопросом становится само существование отрасли. Однако мировой кризис стал лишь ускорителем, а не причиной этого процесса.

Наиболее ярким примером может служить Запорожский алюминиевый комбинат. На этом предприятии, приватизированном в конце 1990-х гг., за прошедшее время успели трижды поменяться собственники. Что никак не сказалось на его основной производственной деятельности. Так, ЗАлК на протяжении последнего десятилетия продолжал выплавлять первичный алюминий – продукцию низшего передела, соответственно имеющую низкую добавленную стоимость. Цех по производству алюминиевой фольги проектной мощностью 9,6 тыс. тонн в год, позволявший создать на комбинате полный технологический смысл, так и не был запущен в промышленную эксплуатацию. И это несмотря на то, что, согласно отчету Фонда госимущества, из запланированных 200 млн долл. инвестиций «АвтоВАЗ-инвест», затем СУАЛ, и, наконец, «Российский алюминий» вложили свыше 120 млн долл. Однако это были средства, предназначенные главным образом для выполнения природоохранных мероприятий (строительство новых водоочистных сооружений, замена пылевых электрофильтров и т.д).

Поэтому не удивительно, что по итогам I квартала объем поставок алюминия на ЗАлКе уменьшился на 32,15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 17,01 тыс. тонн. Ведь кризис способствовал сокращению производства в авиапроме и строительстве, основных потребителях первичного алюминия. Так, уже по итогам 2008 г. объем заказов европейского авиаконцерна Airbus уменьшился на 42% по сравнению с предыдущим периодом - до 777 самолетов. Не лучше обстоят дела у других крупнейших игроков: заказы американского Boeing в 2008 г. сократились на 53,5% - до 662 самолетов, бразильская Embraer понизила прогноз по выручке на 2009 г. до 5,5 млрд долл., что соответствует поставке 242 самолетов. Более ранняя оценка предполагала продажу 270 самолетов.

При этом следует отметить, что ЗАлК экспортирует свыше 90% своей продукции и не имеет прокатного производства. Между тем украинская электротехническая промышленность, которая является крупным потребителем алюминиевой проволоки, хотя и сократила ее использование в I квартале с 4,17 до 1,48 тыс. тонн, однако все же могла бы не импортировать ее, в основном из Российской Федерации (1,19 тыс. тонн), а закупать у местного производителя – если бы владельцы ЗАлКа наладили ее выпуск.

То же самое касается листа, труб и профиля. Тем более что пищевая промышленность, которая является основным потребителем алюминиевой фольги – одна из немногих отраслей, в которых не произошло значительное падение производства. По итогам I квартала в Украину импортировано 2,19 тыс. тонн алюминиевой фольги.

Причем если средняя стоимость экспортируемого в виде слитков первичного алюминия составила 1665 долл/тонн, то ввозимой фольги – уже 5014 долл/тонн. Поэтому, не отрицая влияния мирового кризиса, повлекшего падения спроса и цен на первичный алюминий и нерентабельность его производства при фиксированном тарифе на электроэнергию, следует отметить, что далеко не только в этом причина убыточной работы предприятия (около 15 млн долл. по итогам января-апреля текущего года). Так, согласно данным предприятия, в настоящее время себестоимость производства алюминия составляет 2200 долл/тонн. Между тем алюминиевый профиль в январе-марте импортировался в Украину по средней цене 3778 долл/тонн.

Впрочем, не только российские олигархи оказались неэффективными собственниками предприятий украинского цветмета. Само государство также не сумело надлежащим образом распорядиться своими активами и повысить их конкурентность. Речь идет о Запорожском титаномагниевом комбинате, на долю которого приходится 7,5% мирового производства губчатого титана. В докризисном 2007 г. рентабельность на ЗТМК составила 56%, а выпуск товарной продукции - 9,74 тыс.тонн при проектной мощности предприятия 20 тыс. тонн. В 2008 г. объемы производства незначительно увеличились: до 9,93 тыс. тонн, зато рентабельность упала до 10,1%. И это при дефиците губчатого титана, возникшего на мировых рынках в результате уверенно возраставшего спроса со стороны автопрома и авиапрома. Но даже тот, в общем-то немалый ресурс, который находился в распоряжении комбината (97,73 млн грн. чистой прибыли за 2007 г. и 8,4 млн грн. за 2008 г.), государство не использовало для развития ЗТМК.

Хотя госпрограмма развития цветной металлургии до 2011г. предусматривает организацию производства металлического титана в слитках на ЗТМК (т.к. губчатый титан является лишь полуфабрикатом) мощностью 3 тыс. тонн в год. Однако необходимые для этого электронно-лучевые печи так и не были закуплены. Таким образом, невозможной оказалась реализация и следующего этапа: создание производства титанового трубного проката мощностью 2 тыс. тонн в год. То есть ситуация один в один повторяет ту, что сложилась на ЗАлКе: спрос на полуфабрикаты цветной металлургии упал, а производство готовой продукции (сбыт которой подлежит диверсификации) не запущено.

Выше уже отмечалось снижение заказов у ведущих производителей в авиапроме. Это непосредственно сказалось и на производителях титана, доля которого в общем весе самолетов достигает 20%. Также «Минпром» ранее неоднократно писал о проблемах, которые в настоящее время испытывает мировой автопром. Поэтому производство титановой губки на ЗТМК уменьшилось с 850 до 600 тонн в месяц, а объемы реализации упали до 100 тонн в месяц. В таких условиях дифференцированный тариф на электроэнергию, предоставленный предприятию по решению правительства, мало чем может помочь предприятию. Ибо основной проблемой комбината сегодня является сбыт. А, не имея производства металлического титана и проката, ЗТМК не может рассчитывать на заказы компаний аэрокосмической отрасли и энергетики, которые также являются крупными потребителями готовой продукции титанового цикла.

Трудности украинских металлургов отражаются на работе добывающих предприятий, осуществляющих производство первичных полуфабрикатов. Но сказываются не слишком значимо, поскольку основная масса сырьевой продукции (свыше 90%) экспортируется. Так, в январе-апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом года экспорт рутила (титановый концентрат, сырье для производства губчатого титана) уменьшился на 16,6% - до 71,71 тыс. тонн на 17,34 млн долл. Производство рутила в Украине ведут Вольногорский и Иршанский ГОКи, до сентября с.г. находящиеся в аренде у подконтрольного Дмитрию Фирташу ЗАО «Крымский титан».

Которое для производства минеральных удобрений использует другой вид титанового концентрата – ильменит, также производимый в Вольногорске и Иршанске.
Что же касается Николаевского глиноземного завода, также входящего в сферу управления «Российского алюминия», то за I квартал он уменьшил производство глинозема (полуфабрикат для дальнейшего производства алюминия) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем с 685,6 до 654 тонн, то есть совсем незначительно. При этом импорт бокситов, служащих сырьем для производства глинозема, и вовсе увеличился с 840,84 тыс. тонн до 986,67 тыс. тонн – что свидетельствует об увеличении складских запасов предприятия. Следует также отметить, что еще в 2008 г. «Российский алюминий» остановил работу глиноземного цеха на ЗАлКе, сосредоточив все производство в Николаеве.

И, наконец, Артемовский завод цветных металлов также не остался в стороне от кризисных тенденций, сократив в I квартале экспорт рафинированной меди и медных сплавов по сравнению январем-мартом 2008 г. с 5,95 тыс. тонн до 541,83 тонн. При этом импорт аналогичной продукции в Украину также уменьшился с тем же периодом 2008 г. с 1,13 тыс. тонн до 644,18 тонн. Однако падение объемов производства готовой продукции на АЗЦМ выглядит не столь драматично. И потому его экспорт медной проволоки уменьшился с 2,73 тыс. тонн до 1,68 тыс. тонн, медного листа и ленты с 2,22 тыс. тонн до 1,25 тыс. тонн. А реализацию на экспорт медных труб предприятие сумело увеличить с 915,96 тонн до 986,82 тонн – несмотря на охлаждение мировой экономики в целом. Что лишний раз подтверждает тезис о выживаемости участников рынка, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не экспортирующих полуфабрикаты.



 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!