kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Цветмет на грани

19.06.09
размер текста:

Украинский цветмет во II квартале оказался на грани, за которой под вопросом становится само существование отрасли. Однако мировой кризис стал лишь ускорителем, а не причиной этого процесса.

Наиболее ярким примером может служить Запорожский алюминиевый комбинат. На этом предприятии, приватизированном в конце 1990-х гг., за прошедшее время успели трижды поменяться собственники. Что никак не сказалось на его основной производственной деятельности. Так, ЗАлК на протяжении последнего десятилетия продолжал выплавлять первичный алюминий – продукцию низшего передела, соответственно имеющую низкую добавленную стоимость. Цех по производству алюминиевой фольги проектной мощностью 9,6 тыс. тонн в год, позволявший создать на комбинате полный технологический смысл, так и не был запущен в промышленную эксплуатацию. И это несмотря на то, что, согласно отчету Фонда госимущества, из запланированных 200 млн долл. инвестиций «АвтоВАЗ-инвест», затем СУАЛ, и, наконец, «Российский алюминий» вложили свыше 120 млн долл. Однако это были средства, предназначенные главным образом для выполнения природоохранных мероприятий (строительство новых водоочистных сооружений, замена пылевых электрофильтров и т.д).

Поэтому не удивительно, что по итогам I квартала объем поставок алюминия на ЗАлКе уменьшился на 32,15% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 17,01 тыс. тонн. Ведь кризис способствовал сокращению производства в авиапроме и строительстве, основных потребителях первичного алюминия. Так, уже по итогам 2008 г. объем заказов европейского авиаконцерна Airbus уменьшился на 42% по сравнению с предыдущим периодом - до 777 самолетов. Не лучше обстоят дела у других крупнейших игроков: заказы американского Boeing в 2008 г. сократились на 53,5% - до 662 самолетов, бразильская Embraer понизила прогноз по выручке на 2009 г. до 5,5 млрд долл., что соответствует поставке 242 самолетов. Более ранняя оценка предполагала продажу 270 самолетов.

При этом следует отметить, что ЗАлК экспортирует свыше 90% своей продукции и не имеет прокатного производства. Между тем украинская электротехническая промышленность, которая является крупным потребителем алюминиевой проволоки, хотя и сократила ее использование в I квартале с 4,17 до 1,48 тыс. тонн, однако все же могла бы не импортировать ее, в основном из Российской Федерации (1,19 тыс. тонн), а закупать у местного производителя – если бы владельцы ЗАлКа наладили ее выпуск.

То же самое касается листа, труб и профиля. Тем более что пищевая промышленность, которая является основным потребителем алюминиевой фольги – одна из немногих отраслей, в которых не произошло значительное падение производства. По итогам I квартала в Украину импортировано 2,19 тыс. тонн алюминиевой фольги.

Причем если средняя стоимость экспортируемого в виде слитков первичного алюминия составила 1665 долл/тонн, то ввозимой фольги – уже 5014 долл/тонн. Поэтому, не отрицая влияния мирового кризиса, повлекшего падения спроса и цен на первичный алюминий и нерентабельность его производства при фиксированном тарифе на электроэнергию, следует отметить, что далеко не только в этом причина убыточной работы предприятия (около 15 млн долл. по итогам января-апреля текущего года). Так, согласно данным предприятия, в настоящее время себестоимость производства алюминия составляет 2200 долл/тонн. Между тем алюминиевый профиль в январе-марте импортировался в Украину по средней цене 3778 долл/тонн.

Впрочем, не только российские олигархи оказались неэффективными собственниками предприятий украинского цветмета. Само государство также не сумело надлежащим образом распорядиться своими активами и повысить их конкурентность. Речь идет о Запорожском титаномагниевом комбинате, на долю которого приходится 7,5% мирового производства губчатого титана. В докризисном 2007 г. рентабельность на ЗТМК составила 56%, а выпуск товарной продукции - 9,74 тыс.тонн при проектной мощности предприятия 20 тыс. тонн. В 2008 г. объемы производства незначительно увеличились: до 9,93 тыс. тонн, зато рентабельность упала до 10,1%. И это при дефиците губчатого титана, возникшего на мировых рынках в результате уверенно возраставшего спроса со стороны автопрома и авиапрома. Но даже тот, в общем-то немалый ресурс, который находился в распоряжении комбината (97,73 млн грн. чистой прибыли за 2007 г. и 8,4 млн грн. за 2008 г.), государство не использовало для развития ЗТМК.

Хотя госпрограмма развития цветной металлургии до 2011г. предусматривает организацию производства металлического титана в слитках на ЗТМК (т.к. губчатый титан является лишь полуфабрикатом) мощностью 3 тыс. тонн в год. Однако необходимые для этого электронно-лучевые печи так и не были закуплены. Таким образом, невозможной оказалась реализация и следующего этапа: создание производства титанового трубного проката мощностью 2 тыс. тонн в год. То есть ситуация один в один повторяет ту, что сложилась на ЗАлКе: спрос на полуфабрикаты цветной металлургии упал, а производство готовой продукции (сбыт которой подлежит диверсификации) не запущено.

Выше уже отмечалось снижение заказов у ведущих производителей в авиапроме. Это непосредственно сказалось и на производителях титана, доля которого в общем весе самолетов достигает 20%. Также «Минпром» ранее неоднократно писал о проблемах, которые в настоящее время испытывает мировой автопром. Поэтому производство титановой губки на ЗТМК уменьшилось с 850 до 600 тонн в месяц, а объемы реализации упали до 100 тонн в месяц. В таких условиях дифференцированный тариф на электроэнергию, предоставленный предприятию по решению правительства, мало чем может помочь предприятию. Ибо основной проблемой комбината сегодня является сбыт. А, не имея производства металлического титана и проката, ЗТМК не может рассчитывать на заказы компаний аэрокосмической отрасли и энергетики, которые также являются крупными потребителями готовой продукции титанового цикла.

Трудности украинских металлургов отражаются на работе добывающих предприятий, осуществляющих производство первичных полуфабрикатов. Но сказываются не слишком значимо, поскольку основная масса сырьевой продукции (свыше 90%) экспортируется. Так, в январе-апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом года экспорт рутила (титановый концентрат, сырье для производства губчатого титана) уменьшился на 16,6% - до 71,71 тыс. тонн на 17,34 млн долл. Производство рутила в Украине ведут Вольногорский и Иршанский ГОКи, до сентября с.г. находящиеся в аренде у подконтрольного Дмитрию Фирташу ЗАО «Крымский титан».

Которое для производства минеральных удобрений использует другой вид титанового концентрата – ильменит, также производимый в Вольногорске и Иршанске.
Что же касается Николаевского глиноземного завода, также входящего в сферу управления «Российского алюминия», то за I квартал он уменьшил производство глинозема (полуфабрикат для дальнейшего производства алюминия) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем с 685,6 до 654 тонн, то есть совсем незначительно. При этом импорт бокситов, служащих сырьем для производства глинозема, и вовсе увеличился с 840,84 тыс. тонн до 986,67 тыс. тонн – что свидетельствует об увеличении складских запасов предприятия. Следует также отметить, что еще в 2008 г. «Российский алюминий» остановил работу глиноземного цеха на ЗАлКе, сосредоточив все производство в Николаеве.

И, наконец, Артемовский завод цветных металлов также не остался в стороне от кризисных тенденций, сократив в I квартале экспорт рафинированной меди и медных сплавов по сравнению январем-мартом 2008 г. с 5,95 тыс. тонн до 541,83 тонн. При этом импорт аналогичной продукции в Украину также уменьшился с тем же периодом 2008 г. с 1,13 тыс. тонн до 644,18 тонн. Однако падение объемов производства готовой продукции на АЗЦМ выглядит не столь драматично. И потому его экспорт медной проволоки уменьшился с 2,73 тыс. тонн до 1,68 тыс. тонн, медного листа и ленты с 2,22 тыс. тонн до 1,25 тыс. тонн. А реализацию на экспорт медных труб предприятие сумело увеличить с 915,96 тонн до 986,82 тонн – несмотря на охлаждение мировой экономики в целом. Что лишний раз подтверждает тезис о выживаемости участников рынка, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не экспортирующих полуфабрикаты.



 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

Корупція в МОУ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!