Эмоциональный покупатель

Публікації

Глава Glencore Айвен Глейзенберг нервно наблюдает за развитием событий на рынках железной руды и угля. Он остро заинтересован в слиянии с Rio Tinto, но сейчас шансы склонить акционеров Rio к объединению практически отсутствуют. В этой ситуации он обрушивает гневные диатрибы на головы топ-менеджеров Rio и ее конкурентов за неумеренное расширение добычи, которое, по его словам, разрушает сырьевой суперцикл. А руководитель железорудного подразделения австралийской группы Сэм Уолш тактично разглагольствует о различиях между краткосрочной и долгосрочной стратегией, которые Глейзенберг не способен осознать из-за своего трейдерского менталитета.

Неудачная эскапада

Дерзкие наскоки не всегда приносят удачу. В июле прошлого года напористый руководитель торгового дома Glencore предложил Жану дю Плесси, возглавляющему ощутимо большую группу Rio Tinto, объединить компании. Тот вежливо обещал подумать над этим, взял тайм-аут на размышления и в начале августа вежливо отказался от участия в создании крупнейшей горнорудной компании мира. Глейзенберга это не остановило, и в октябре он обратился с тем же предложением к акционерам Rio. Время было смутное: обвал цен на железную руду, которая обеспечивает англо-австралийской группе 80% прибылей, вызывал у инвесторов сомнения в целесообразности стратегии расширений, которую активно продвигал Сэм Уолш. Поэтому некоторые шансы на успех у Глейзенберга были. Однако он привык покупать дешево, и не стал предлагать акционерам достойную премию. В итоге его попытка приобрести англо-австралийскую группу оказалась неудачной.

Инвесторы решили подождать объявления финансовых результатов за 2014 год, и оказалось, что правление выполняет свои обещания. Несмотря на кризис, Rio увеличила размер дивидендов и произвела обратный выкуп акций, что повысило их стоимость. Кроме того, Rio умудрилась сократить задолженность. Таким образом, акционеры убедились, что Сэм Уолш, который в случае слияния с Glencore лишится своей работы, действительно умеет сокращать затраты и обеспечивать прибыльность компании. И Глейзенбергу пришлось приостановить активные действия в этом направлении – по британским законам, следующую попытку поглощения можно было предпринять не ранее, чем через полгода, которые истекли 10 апреля 2015.

Разумеется, Глейзенберг сохранил интерес к слиянию. Помимо создания широко диверсифицированной сырьевой группы с рыночной капитализацией 130 млрд долл., объединение открыло бы доступ перегруженной долгами Glencore к финансам более благополучной компании. Кроме того, это предоставило бы возможность Глейзенбергу попытаться остановить рост избыточных поставок на переполненный рынок, что он считает остро необходимым в условиях торможения китайского спроса. По словам аналитика Liberum Бена Девиса, Glencore нуждается в Rio больше, чем все остальные. Однако теперь повторение попытки заранее обречено на неудачу: сейчас Glencore не может сделать акционерам Rio достаточно привлекательное предложение. В этом мнение Девиса сходится с точкой зрения Джеффа Ларджи из лондонского Macquarie Bank, который тоже считает, что вероятность заключения сделки в ближайшие месяцы невелика.

И действительно, когда в прошлом году Глейзенберг говорил об идее слияния Жану дю Плесси, соотношение стоимости акций Glencore/Rio составляло примерно 1:9, в январе оно увеличилось до 1:12 из-за падения цен на медь (основной источник дохода Glencore), а к маю было немногим менее 1:10. По словам Девиса, возможность сделать предложение о покупке появится у Glencore не ранее, чем этот показатель не снизится до 1:8, да и в этом случае вряд ли Glencore сможет предложить достаточную премию акционерам Rio. Начиная с октября, цена акций Rio упала на 9%, тогда как капитализация Glencore сократилась на 15%. Слабый финансовый результат Glencore аналитики связывают с высоким уровнем задолженности, при этом в Standard & Poor’s сообщили, что рейтинг ВВВ может оказаться под угрозой, если компания попытается осуществить крупную сделку в текущем году.

При этом институциональные инвесторы Rio вполне удовлетворены активностью Сэма Уолша в сферах сокращения расходов и экономии затрат, хотя у них имеются определенные сомнения по поводу его стратегии увеличения поставок руды на переполненный рынок с целью сохранения собственной рыночной доли и вытеснения более затратных конкурентов. Таким образом, возможность повысить шансы на успех своего предложения у Глейзенберга все-таки есть – для этого необходимо раздуть недовольство инвесторов Rio нынешней стратегией компании, при этом, разумеется, обвиняя топ-менеджеров во всех грехах. Но, похоже, эта возможность – единственная. И руководитель Glencore пытается максимально использовать ее, чтобы подготовить почву для будущих предложений.

Прекратите копать!

Если бы у Сэма Уолша была борода, сейчас он вальяжно поглаживал бы ее, позируя фотографам. В отличие от нервного, порывистого Глейзенберга, он сохраняет демонстративное спокойствие. И действительно, похоже, что потеря должности ему не грозит. Еще в феврале на приеме в Чатем-Хаус Уолш говорил, что даже если Глейзенберг сумеет сделать предложение, которое могло бы заинтересовать акционеров Rio, слияния не произойдет, поскольку регуляторы выставят на его пути непреодолимые препятствия. При этом, по словам Уолша, он сохраняет хорошие отношения с Глейзенбергом. А в отношении затоваренного рынка железной руды он еще в декабре заявил лондонской Times: "Мы большие мальчики, и это – бизнес. Ничего личного".

Тем временем Глейзенберг не упускает ни одной возможности сообщить миру, что Уолш и его коллеги из "Большой тройки" не постигли базовых экономических принципов спроса и поставок. Еще в 2013 году глава Glencore объявил, что топ-менеджеры железорудной отрасли рехнулись, когда решили завалить рынок сырьем. А сейчас не устает напоминать, что с 2010 по 2014 год поставки увеличились более чем на 25%, а цена на австралийскую руду в Китае снизилась за это же время на 60%. Глейзенберг считает это явным несоответствием. И, разумеется, полагает, что при грамотном руководстве такого произойти не могло. Правда, вмешаться в ход событий он не имеет возможности.

Стоит отметить, что финансовые результаты Glencore за 2014 год весьма неплохие: группа сократила чистый долг на 15%, до 30,5 млрд долл., и несколько повысила размер дивидендов. При этом Глейзенберг стремится продемонстрировать преимущества своей стратегии – компания сократила добычу угля на 15 млн тонн, причем на предприятиях, которые не были убыточными, чтобы уменьшить избыток поставок на переполненный рынок. Он заявил: "Хотя эти шахты приносят прибыль, мы предпочли убрать их с рынка, поскольку уверены, что эти тонны повлияют на рыночную цену и наш баланс. Это очень важно". И противопоставляет свою стратегию стратегии Rio, которая собирается в текущем году увеличить добычу в руды Пилбаре на 35 млн тонн за счет расширения действующих мощностей с фантастически низкими затратами – 9 долл./тонн. Разумеется, Глейзенберг критикует и других гигантов, поскольку сообща Rio, BHP Billiton и Vale планируют до конца 2018 года увеличить выпуск еще на 16%. По этому поводу Айвен Глейзенберг заявил: "Именно это убивает суперцикл, в котором цены росли десятилетиями на волне подъема развивающихся рынков, особенно Китая". Он воззвал к руководителям компаний: "Вы в глубокой яме, прекратите копать"!

В принципе отраслевые эксперты согласны с Глейзенбергом. Пол Гэйт из Sanford C. Bernstein & Co считает основной проблемой, что топ-менеджеры полагают, что их бизнес – просто добыча руды, тогда как следовало бы уделять больше внимания доходности капитала.

Тем не менее Сэм Уолш непоколебим. По его словам, когда цены на сырье восстановятся, позиции Rio станут еще более прочными. Он заявил: "Это долгосрочная стратегия, которую Глейзенберг не способен понять, поскольку Glencore – торговая компания, ориентированная на слишком краткосрочные программы". Как бы там ни было, все сознают, что ситуация в отрасли – крайне напряженная, и благоприятных перспектив не просматривается. Об этом говорят и топ-менеджеры, и эксперты. Тем не менее все участники рынка уверены, что, несмотря на все сложности, Айвен Глейзенберг не откажется от идеи слияния с Rio. Причем, как полагают в Sanford C. Bernstein & Co, дело не только в стремлении добраться до финансов Rio и ее обильной базы ресурсов, не только в синергии и не в желании создать крупнейшую в мире горнорудную компанию. Главное для него, по мнению Гэйта, доказать свою правоту. С которой Сэм Уолш может и не соглашаться. Разумеется – весьма вежливо.

Галина Резник

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

ВСІ НОВИНИ ⇢