kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлургов ограничивают в угле

24.06.09
размер текста:

Украинские власти рассматривают возможность введения заградительных мер в отношении импорта коксующихся углей. Принятие подобного решения немного улучшит ситуацию в угольной отрасли, однако ударит по отечественной металлургии. Поскольку обе отрасли для Украины являются стратегически важными, украинскому правительству придется балансировать между интересами двух секторов экономики, с тем, чтобы не подорвать ситуацию ни в одном из них.

Менее года назад украинская металлургия фактически задыхалась от нехватки коксующихся углей. Его дефицит был одним из факторов срыва планов по выплавке стали. Отечественные ФПГ скупали шахты в Украине и РФ с тем, чтобы увеличивать добычу, вкладывали колоссальные средства в развитие глубоководных портов, чтобы иметь возможность нарастить импорт с США, Австралии и Бразилии, а также просили правительство помочь им в этом процессе.

Украинские предприятия физически способны выплавить около 40-41 млн тонн чугуна (при загрузке мощностей в 95%). В последние годы его производство достигало 36-38 млн тонн, на что требовалось 18-19 млн тонн кокса. В эквиваленте угольного концентра это составляет около 29-31 млн тонн, из которых Украина может обеспечить только 17 млн тонн, остальной же объем украинские металлурги до последнего времени импортировали с РФ (около 70%), США и Канады (25%), Казахстана (5%).

В условиях острого дефицита угля, местные производители не имели возражений против наплыва импортной продукции, поскольку осознавали, что самостоятельно не могут насытить рынок. Однако из-за кризисных явлений на мировых рынках металлопродукции спрос на коксующийся уголь в Украине существенно сузился. Украинские производители, которым удалось сохранить объем добываемого угля, начали испытывать трудности со сбытом своей продукции. По данным Министерства угольной промышленности, в январе-мае украинские предприятия поставили коксохимам 1,97 млн тонн рядового угля и 5,51 млн тонн угольного концентрата, тогда как импортеры – 0,11 и 2,68 млн тонн соответственно. Несмотря на то, что импорт упал почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рынок остался профицитным, и в большей степени, именно за счет отечественных производителей.

Очевидно, именно по инициативе недовольных угольщиков в правительстве возникла идея принять ряд мер, защищающих рынок от импорта. Сначала Минэкономики предложило ввести квоты на импорт коксующихся углей в 2009 году в объеме 5 млн тонн, а позже замглавы Минпромполитики Владимир Севернюк заявил о необходимости лицензирования всего импорта. По его словам, это необходимо для предотвращения ввоза вредных веществ, поскольку не весь уголь соответствует экологическим стандартам.

Между тем, очевидным является тот факт, что введение лицензирования и квотирования импорта коксующегося угля продиктовано желанием защитить внутренний рынок. По словам, главы комитета Верховной Рады по промышленной и регуляторной политике Натальи Королевской возникли подозрения, что российские компании захватывают украинский рынок коксующегося угля путем демпинга. По мнению Н.Королевской, это может привести к прекращению добычи коксующегося угля в Украине и стремительному росту цен на него в будущем. Депутат также поддержала применение протекционистских мер со стороны Украины.

С количественной точки зрения, нынешнего объема угля добываемого в Украине должно практически хватить для выплавки чугуна на уровне 28-29 млн тонн, что является даже оптимистическим ожиданием в этом году. Однако, конфигурация и хозяйственные связи украинского ГМК достаточно сложны, поэтому непродуманное ограничение импорта может иметь следствием очень негативные последствия для смежных отраслей экономики, прежде всего, черной металлургии.

Во-первых, украинские конкуренты, прежде всего, российские производители коксующихся углей поставляют свою продукцию вовсе не по демпинговым ценам. Действительно, цены на их товар на 15-20% ниже украинского, однако это обусловлено не сознательной манипуляцией ценами, а более низкой себестоимостью. В данном контексте теряется сам предлог для введения заградительных барьеров. Правда, поскольку РФ не является членом ВТО, Украина имеет право самостоятельно оценивать и устанавливать границы рыночных и демпинговых цен. В условиях, когда на мировых рынках держатся только те, кто смог минимизировать себестоимость продукции, навязывать металлургам более дорогой и одновременно менее качественный уголь – это изначально ставить их в худшее положение в сравнении с конкурентами.

Во-вторых, украинские предприятия не могут обеспечить металлургов в необходимом количестве всеми марками углей. В Украине дефицит составляют качественные жирные угли марки «Ж», тогда как украинские шахты могут предложить только более бедные марки. Из-за ухудшения качества кокса в связи с нехваткой коксующихся углей необходимых марок метпредприятия увеличивают нормативы расхода кокса на изготовление чугуна. В частности, в прошлом году отечественные металлургические комбинаты увеличили расход кокса с 470-480 кг/тонн до 510-511 кг/тонн, тогда как в большинстве стран мира этот показатель не превышает 350 кг/тонн.

В-третьих, во многие украинские металлургические ФПГ интегрированы российские предприятия по добыче коксующихся углей, тоесть фактически работают на Украину. В частности, «Запорожсталь» в 2006 году купила в Ростовской обл. (РФ) обогатительную фабрику «Шолоховская», к которой прилегает несколько месторождений коксующихся углей. Имеют угольные активы на территории РФ также ArcelorMittal, поставляющий уголь на «Криворожсталь», и концерн «Энерго», обеспечивающий поставки энергоносителя не только на свой ДМЗ, но и ММК им.Ильича. Кроме того, для российской группы Евраз, которая в 2007 году приобрела три украинских коксохима, источником угля для них выступают собственные шахты на Кузбассе.

Введение заградительных мер в этом случае может попросту разрушить внутрихозяйственные связи. Не удивительно, на инициативу о введении ограничений на коксующиеся угли металлурги единогласно выступили против. Жесткую позицию в этом вопросе заняла ассоциация «Укркокс», находящаяся под сильным влиянием металлургов. Кроме того, сам В. Севернюк уже поспешил заявить, что из-за сложности процедуры квотирование может быть не введено.

Между тем, правительство имеет собственные интересы. Для сохранения социальной и экономической стабильности в углепроме ему необходимо расширять рынки для украинской продукции. Введение ограничений частично снимет эту проблему, поскольку отечественным металлургам волей-неволей придется закупать отечественный уголь. Однако сделано это будет в ущерб последним, и вряд ли, сума выгод от этого решения в угольной промышленности превысит совокупные убытки в черной металлургии.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!