kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлургов ограничивают в угле

24.06.09
размер текста:

Украинские власти рассматривают возможность введения заградительных мер в отношении импорта коксующихся углей. Принятие подобного решения немного улучшит ситуацию в угольной отрасли, однако ударит по отечественной металлургии. Поскольку обе отрасли для Украины являются стратегически важными, украинскому правительству придется балансировать между интересами двух секторов экономики, с тем, чтобы не подорвать ситуацию ни в одном из них.

Менее года назад украинская металлургия фактически задыхалась от нехватки коксующихся углей. Его дефицит был одним из факторов срыва планов по выплавке стали. Отечественные ФПГ скупали шахты в Украине и РФ с тем, чтобы увеличивать добычу, вкладывали колоссальные средства в развитие глубоководных портов, чтобы иметь возможность нарастить импорт с США, Австралии и Бразилии, а также просили правительство помочь им в этом процессе.

Украинские предприятия физически способны выплавить около 40-41 млн тонн чугуна (при загрузке мощностей в 95%). В последние годы его производство достигало 36-38 млн тонн, на что требовалось 18-19 млн тонн кокса. В эквиваленте угольного концентра это составляет около 29-31 млн тонн, из которых Украина может обеспечить только 17 млн тонн, остальной же объем украинские металлурги до последнего времени импортировали с РФ (около 70%), США и Канады (25%), Казахстана (5%).

В условиях острого дефицита угля, местные производители не имели возражений против наплыва импортной продукции, поскольку осознавали, что самостоятельно не могут насытить рынок. Однако из-за кризисных явлений на мировых рынках металлопродукции спрос на коксующийся уголь в Украине существенно сузился. Украинские производители, которым удалось сохранить объем добываемого угля, начали испытывать трудности со сбытом своей продукции. По данным Министерства угольной промышленности, в январе-мае украинские предприятия поставили коксохимам 1,97 млн тонн рядового угля и 5,51 млн тонн угольного концентрата, тогда как импортеры – 0,11 и 2,68 млн тонн соответственно. Несмотря на то, что импорт упал почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рынок остался профицитным, и в большей степени, именно за счет отечественных производителей.

Очевидно, именно по инициативе недовольных угольщиков в правительстве возникла идея принять ряд мер, защищающих рынок от импорта. Сначала Минэкономики предложило ввести квоты на импорт коксующихся углей в 2009 году в объеме 5 млн тонн, а позже замглавы Минпромполитики Владимир Севернюк заявил о необходимости лицензирования всего импорта. По его словам, это необходимо для предотвращения ввоза вредных веществ, поскольку не весь уголь соответствует экологическим стандартам.

Между тем, очевидным является тот факт, что введение лицензирования и квотирования импорта коксующегося угля продиктовано желанием защитить внутренний рынок. По словам, главы комитета Верховной Рады по промышленной и регуляторной политике Натальи Королевской возникли подозрения, что российские компании захватывают украинский рынок коксующегося угля путем демпинга. По мнению Н.Королевской, это может привести к прекращению добычи коксующегося угля в Украине и стремительному росту цен на него в будущем. Депутат также поддержала применение протекционистских мер со стороны Украины.

С количественной точки зрения, нынешнего объема угля добываемого в Украине должно практически хватить для выплавки чугуна на уровне 28-29 млн тонн, что является даже оптимистическим ожиданием в этом году. Однако, конфигурация и хозяйственные связи украинского ГМК достаточно сложны, поэтому непродуманное ограничение импорта может иметь следствием очень негативные последствия для смежных отраслей экономики, прежде всего, черной металлургии.

Во-первых, украинские конкуренты, прежде всего, российские производители коксующихся углей поставляют свою продукцию вовсе не по демпинговым ценам. Действительно, цены на их товар на 15-20% ниже украинского, однако это обусловлено не сознательной манипуляцией ценами, а более низкой себестоимостью. В данном контексте теряется сам предлог для введения заградительных барьеров. Правда, поскольку РФ не является членом ВТО, Украина имеет право самостоятельно оценивать и устанавливать границы рыночных и демпинговых цен. В условиях, когда на мировых рынках держатся только те, кто смог минимизировать себестоимость продукции, навязывать металлургам более дорогой и одновременно менее качественный уголь – это изначально ставить их в худшее положение в сравнении с конкурентами.

Во-вторых, украинские предприятия не могут обеспечить металлургов в необходимом количестве всеми марками углей. В Украине дефицит составляют качественные жирные угли марки «Ж», тогда как украинские шахты могут предложить только более бедные марки. Из-за ухудшения качества кокса в связи с нехваткой коксующихся углей необходимых марок метпредприятия увеличивают нормативы расхода кокса на изготовление чугуна. В частности, в прошлом году отечественные металлургические комбинаты увеличили расход кокса с 470-480 кг/тонн до 510-511 кг/тонн, тогда как в большинстве стран мира этот показатель не превышает 350 кг/тонн.

В-третьих, во многие украинские металлургические ФПГ интегрированы российские предприятия по добыче коксующихся углей, тоесть фактически работают на Украину. В частности, «Запорожсталь» в 2006 году купила в Ростовской обл. (РФ) обогатительную фабрику «Шолоховская», к которой прилегает несколько месторождений коксующихся углей. Имеют угольные активы на территории РФ также ArcelorMittal, поставляющий уголь на «Криворожсталь», и концерн «Энерго», обеспечивающий поставки энергоносителя не только на свой ДМЗ, но и ММК им.Ильича. Кроме того, для российской группы Евраз, которая в 2007 году приобрела три украинских коксохима, источником угля для них выступают собственные шахты на Кузбассе.

Введение заградительных мер в этом случае может попросту разрушить внутрихозяйственные связи. Не удивительно, на инициативу о введении ограничений на коксующиеся угли металлурги единогласно выступили против. Жесткую позицию в этом вопросе заняла ассоциация «Укркокс», находящаяся под сильным влиянием металлургов. Кроме того, сам В. Севернюк уже поспешил заявить, что из-за сложности процедуры квотирование может быть не введено.

Между тем, правительство имеет собственные интересы. Для сохранения социальной и экономической стабильности в углепроме ему необходимо расширять рынки для украинской продукции. Введение ограничений частично снимет эту проблему, поскольку отечественным металлургам волей-неволей придется закупать отечественный уголь. Однако сделано это будет в ущерб последним, и вряд ли, сума выгод от этого решения в угольной промышленности превысит совокупные убытки в черной металлургии.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!