kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


«Запорожстали» дали отсрочку

25.06.09
размер текста:

Комбинату «Запорожсталь» существенно продлены сроки реализации природоохранных мероприятий. Такое решение 28 мая принял Запорожский облсовет. Тем самым он освободил одно из крупнейших металлургических предприятий Украины от ответственности за невыполнение инвестобязательств на суммы, исчисляемые миллиардами гривен и, как следствие, от многомиллионных штрафов.

Данное решение не вызывает особого удивления – если учесть, что финансовый директор «Запорожстали» Александр Рабцун одновременно возглавляет фракцию БЮТ в Запорожском облсовете. Разумеется, в данном случае речь идет не о собственных политических предпочтениях Александра Ивановича - который, будучи топ-менеджером, все же является наемным работником у акционеров. Поэтому здесь уместнее говорить о симпатиях к вышеупомянутой политсиле со стороны Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина, совладельцев канадской Midland group, контролирующей «Запорожсталь».

Тогда становится понятно, почему третья сторона соглашения, Министерство охраны окружающей среды, возглавляемое верным соратником премьера Георгием Филиппчуком, без лишних проволочек одобрило перенос сроков реализации природоохранных мероприятий. Они были оформлены в виде региональной «Программы выхода Запорожья из экологического кризиса на 2001-2010 гг.». Документ предусматривал, в частности, сокращение выбросов в атмосферу на 70,5 тыс. тонн (50% от общего объема) за счет реконструкции газоочисток на крупных запорожских предприятиях, включая абразивный, титаномагниевый и алюминиевый комбинаты, ферросплавный и коксохимический заводы, «Укрграфит», «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь».

Последнему в реализации программы отводилась особая роль – поскольку на долю комбината приходится 39% всех вредных выбросов. Наиболее масштабная часть программы - закрытие мартеновского производства на «Запорожстали» и строительство конвертерного цеха вместе с отстойником для очистки промышленно-дренажных стоков. Реализация данного пункта, позволяющего сократить атмосферные выбросы на 13,2 тыс. тонн и жидкие на 6,2 тыс. тонн в год, оценивается в 6,463 млрд грн. Однако еще до начала кризиса руководству комбината удалось добиться переноса сроков окончания строительства конвертера с 2010 на 2012 г., а теперь, по решению облсовета, дата отодвинута еще дальше – на 2017 г. До 2017 г. включительно также отложено переведение технологических линий в цехе холодной прокатки №1 на соляно-кислотное травление с одновременным строительством аспирационных установок. Стоимость данного проекта оценивается в 699 млн грн. Помимо улучшения качества травления проката и снижения расходов кислоты и пара, реализация проекта позволяет на 1,5 млн куб. м уменьшить объем сбрасываемых в Днепр химически загрязненных стоков.

Реконструкция аглофабрики также растянута во времени до 2017 г. Так, строительство газоочистки на агломашине №1 стоимостью 122,03 млн грн. комбинату разрешили отложить до 2011 г. включительно, на агломашинах №№2-6 – до 2015 г. Реконструкция известково-дробильного, коксодробильного и шихтового отделений отложена до 2017 г. включительно. А за 9 лет много чего может произойти. К тому времени, как говорится, либо осел сдохнет, либо падишах умрет.
Следует отметить, что в 2008 г. вредные выбросы комбината в окружающую среду составили около 70 тыс. тонн. И что допустимые концентрации вредных веществ в Запорожье в 1,2-5,6 раза превышают отечественные пределы и в 1,44-200 раз — установленные Всемирной организацией здравоохранения. Медики отмечают, что неблагополучная экологическая ситуация приводит к росту онкологических заболеваний в областном центре.

Представители «Запорожстали» необходимость пролонгации инвестобязательств аргументируют сложной ситуацией, в которой в настоящее время находится комбинат. Действительно, за 4 мес. 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. предприятие сократило производство стали на 26,6% - до 1,085 млн тонн, чугуна на 24,5% - до 900 тыс. тонн, проката на 26,3% - до 897 тыс. тонн, агломерата на 15,3% - до 1,605 млн тонн. Поставки горячекатаного листа на украинский рынок в январе-апреле «Запорожсталь» уменьшила с 247,7 до 168,1 тыс. тонн. Поэтому чистую прибыль в размере 47,76 млн грн., полученную по итогам 2008 г., акционеры решили направить на пополнение оборотных средств, отказавшись от выплаты дивидендов.

С другой стороны, «Запорожсталь» заявила о намерении в 2009 г. продолжить строительство установки Kuttner по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи. Стоимость проекта – 761,92 млн грн. Он позволяет сэкономить 336 млн куб. м природного газа в год, а также 331 тыс. тонн металлургического кокса. Получается, что с финансированием проектов, несущих прямой экономический эффект, А.Шнайдер и Э.Шифрин не испытывают затруднений. А вот на выполнение социально значимых экологических обязательств денег нет. И правительство, возглавляемое лидером политсилы, которую поддерживают акционеры «Запорожстали», понимающе при этом кивает.

Между тем сложившаяся на «Запорожстали» ситуация не является чем-то уникальным. В целом по предприятиям украинского ГМК загрузка производственных мощностей сегодня не превышает 60%. И в таком случае не совсем понятно, почему одни участники рынка получают преференции в виде отсрочки выполнения инвестобязательств, а к другим продолжают предъявлять требования в полном объеме? Ранее «Минпром» писал о необъяснимой либеральности, проявленной Фондом госимущества в отношении инвестобязательств «АрселорМиттал» на комбинате «Криворожсталь». Что стоит за этой избирательностью и какие будут последствия для отрасли в целом?

Игорь Воронцов



 


Комментарии
комментариев: 1
11:57 | 25.06.2009
Паша с Уралмаша
Юлия Владимировна все равно их кинет впоследствии... Как и многих других своих бывших соратников-спонсоров...

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!