kjsdsf
Подробнее Запомнить город


«Запорожстали» дали отсрочку

25.06.09
размер текста:

Комбинату «Запорожсталь» существенно продлены сроки реализации природоохранных мероприятий. Такое решение 28 мая принял Запорожский облсовет. Тем самым он освободил одно из крупнейших металлургических предприятий Украины от ответственности за невыполнение инвестобязательств на суммы, исчисляемые миллиардами гривен и, как следствие, от многомиллионных штрафов.

Данное решение не вызывает особого удивления – если учесть, что финансовый директор «Запорожстали» Александр Рабцун одновременно возглавляет фракцию БЮТ в Запорожском облсовете. Разумеется, в данном случае речь идет не о собственных политических предпочтениях Александра Ивановича - который, будучи топ-менеджером, все же является наемным работником у акционеров. Поэтому здесь уместнее говорить о симпатиях к вышеупомянутой политсиле со стороны Алекса Шнайдера и Эдуарда Шифрина, совладельцев канадской Midland group, контролирующей «Запорожсталь».

Тогда становится понятно, почему третья сторона соглашения, Министерство охраны окружающей среды, возглавляемое верным соратником премьера Георгием Филиппчуком, без лишних проволочек одобрило перенос сроков реализации природоохранных мероприятий. Они были оформлены в виде региональной «Программы выхода Запорожья из экологического кризиса на 2001-2010 гг.». Документ предусматривал, в частности, сокращение выбросов в атмосферу на 70,5 тыс. тонн (50% от общего объема) за счет реконструкции газоочисток на крупных запорожских предприятиях, включая абразивный, титаномагниевый и алюминиевый комбинаты, ферросплавный и коксохимический заводы, «Укрграфит», «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь».

Последнему в реализации программы отводилась особая роль – поскольку на долю комбината приходится 39% всех вредных выбросов. Наиболее масштабная часть программы - закрытие мартеновского производства на «Запорожстали» и строительство конвертерного цеха вместе с отстойником для очистки промышленно-дренажных стоков. Реализация данного пункта, позволяющего сократить атмосферные выбросы на 13,2 тыс. тонн и жидкие на 6,2 тыс. тонн в год, оценивается в 6,463 млрд грн. Однако еще до начала кризиса руководству комбината удалось добиться переноса сроков окончания строительства конвертера с 2010 на 2012 г., а теперь, по решению облсовета, дата отодвинута еще дальше – на 2017 г. До 2017 г. включительно также отложено переведение технологических линий в цехе холодной прокатки №1 на соляно-кислотное травление с одновременным строительством аспирационных установок. Стоимость данного проекта оценивается в 699 млн грн. Помимо улучшения качества травления проката и снижения расходов кислоты и пара, реализация проекта позволяет на 1,5 млн куб. м уменьшить объем сбрасываемых в Днепр химически загрязненных стоков.

Реконструкция аглофабрики также растянута во времени до 2017 г. Так, строительство газоочистки на агломашине №1 стоимостью 122,03 млн грн. комбинату разрешили отложить до 2011 г. включительно, на агломашинах №№2-6 – до 2015 г. Реконструкция известково-дробильного, коксодробильного и шихтового отделений отложена до 2017 г. включительно. А за 9 лет много чего может произойти. К тому времени, как говорится, либо осел сдохнет, либо падишах умрет.
Следует отметить, что в 2008 г. вредные выбросы комбината в окружающую среду составили около 70 тыс. тонн. И что допустимые концентрации вредных веществ в Запорожье в 1,2-5,6 раза превышают отечественные пределы и в 1,44-200 раз — установленные Всемирной организацией здравоохранения. Медики отмечают, что неблагополучная экологическая ситуация приводит к росту онкологических заболеваний в областном центре.

Представители «Запорожстали» необходимость пролонгации инвестобязательств аргументируют сложной ситуацией, в которой в настоящее время находится комбинат. Действительно, за 4 мес. 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. предприятие сократило производство стали на 26,6% - до 1,085 млн тонн, чугуна на 24,5% - до 900 тыс. тонн, проката на 26,3% - до 897 тыс. тонн, агломерата на 15,3% - до 1,605 млн тонн. Поставки горячекатаного листа на украинский рынок в январе-апреле «Запорожсталь» уменьшила с 247,7 до 168,1 тыс. тонн. Поэтому чистую прибыль в размере 47,76 млн грн., полученную по итогам 2008 г., акционеры решили направить на пополнение оборотных средств, отказавшись от выплаты дивидендов.

С другой стороны, «Запорожсталь» заявила о намерении в 2009 г. продолжить строительство установки Kuttner по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи. Стоимость проекта – 761,92 млн грн. Он позволяет сэкономить 336 млн куб. м природного газа в год, а также 331 тыс. тонн металлургического кокса. Получается, что с финансированием проектов, несущих прямой экономический эффект, А.Шнайдер и Э.Шифрин не испытывают затруднений. А вот на выполнение социально значимых экологических обязательств денег нет. И правительство, возглавляемое лидером политсилы, которую поддерживают акционеры «Запорожстали», понимающе при этом кивает.

Между тем сложившаяся на «Запорожстали» ситуация не является чем-то уникальным. В целом по предприятиям украинского ГМК загрузка производственных мощностей сегодня не превышает 60%. И в таком случае не совсем понятно, почему одни участники рынка получают преференции в виде отсрочки выполнения инвестобязательств, а к другим продолжают предъявлять требования в полном объеме? Ранее «Минпром» писал о необъяснимой либеральности, проявленной Фондом госимущества в отношении инвестобязательств «АрселорМиттал» на комбинате «Криворожсталь». Что стоит за этой избирательностью и какие будут последствия для отрасли в целом?

Игорь Воронцов



 


Комментарии
комментариев: 1
11:57 | 25.06.2009
Паша с Уралмаша
Юлия Владимировна все равно их кинет впоследствии... Как и многих других своих бывших соратников-спонсоров...

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!