Черная полоса

Публікації

Мировая сталелитейная промышленность находится в состоянии глубокой рецессии. По оценкам World Steel Association, повышение глобального спроса на 0,7% в 2014 году сменилось его снижением на 1,7% в 2015, а в будущем году ожидается лишь незначительное восстановление на 0,7%. При этом на рынке сохраняется масштабное перепроизводство, а на его сокращение рассчитывать не стоит, поскольку значительная часть избыточных мощностей находится в Китае, правительство которого не решится реструктурировать отрасль, обеспечивающую миллионы рабочих мест. Особенно – в условиях слишком резкого торможения экономического подъема.

Отложенный регресс

Сталелитейную промышленность настигла лавина проблем. Стимулирование экономик после глобального финансового кризиса 2008 года некоторое время поддерживало спрос на сталь, но этот ресурс уже исчерпан. Эксперты VTB Capital утверждают, что при нынешнем уровне цен менее 50% действующих предприятий работают безубыточно. Виктор Бильски, глава аналитического департамента VTB Capital, назвал нынешнюю рецессию в отрасли самой глубокой за последние 10 лет. Он полагает, что вполне возможно повторение ситуации, которая имела место в 1991-1992 годах.

По данным CRU, из 2,3 млрд тонн имеющихся в мире мощностей 700 млн тонн не задействованы, и для восстановления рыночного баланса необходимо до 2020 года закрыть 400-500 млн тонн. Однако 300 млн тонн таких избытков находится в Китае, а закрытие этих предприятий чревато ростом безработицы, что приведет к социальной нестабильности. Разумеется, правительство страны не пойдет на такой риск.

Ну, а перспективы в отношении глобального спроса остаются довольно мрачными. В консалтинговом агентстве CRU полагают, что вялый рост потребления после глобального финансового кризиса сменится в текущем году спадом на 3%, что связано в немалой мере с торможением китайской экономики, а в период с 2016 по 2019 год средняя скорость роста составит 2%. Пессимизм этих экспертов разделяют и в World Steel Association. Правда, эксперты Ассоциации надеются, что спад в текущем году будет меньшим и составит только 1,7%, а в 2016 спрос увеличится на 0,7%. Однако их оптимизм основан на надежде, что китайская экономика стабилизируется.

По прогнозу World Steel Association, после пика потребления в 2013 году спрос на сталь в Китае сократится на 3,5% в 2015 и на 2% в 2016 году. Экономика страны слишком резко затормозила подъем, поскольку меры по ее перебалансировке оказали на инвестиции и недвижимость более серьезное влияние, чем ожидалось. В результате существенно снизилась активность в строительной и обрабатывающей отраслях. При этом возрастает риск, что это торможение экономики и связанная с ним волатильность финансового рынка окажут влияние на глобальные рынки. Тем не менее в World Steel Association надеются, что хотя развивающиеся экономики уязвимы к внешним потрясениям, такие страны, как Индия, сохранят стабильность и в условиях глобального спада. По прогнозу Ассоциации, спрос на сталь в новых и развивающихся экономиках, исключая Китай, несмотря на глубокий спад в некоторых странах, увеличится на 1,7% в 2015 году и на 3,8% в 2016.

В развитых странах ситуация в текущем году тоже складывается не лучшим образом. В США ожидается спад потребления из-за повышения валютного курса и снижения активности в энергетическом секторе. В ЕС эксперты World Steel Association предсказывают более уверенное восстановление, связанное со снижением цен на нефть, уменьшением процентных ставок и ослаблением евро. Однако в развитых странах Азии – Японии и Корее – ожидается спад потребления из-за неблагоприятных экономических тенденций. В целом в развитых странах спрос на сталь сократится на 2,1% в текущем году и восстановится на 1,8% в 2016. Глобальный же спрос, исключая Китай, уменьшится на 0,2% в 2015 году и увеличится на 2,9% в 2016.

По словам председателя Экономического комитета Worldsteel Ганса Юргена Керкхоффа, эпоха мощного подъема, связанного с бурным экономическим развитием Китая, завершилась. Торможение подъема экономики в этой стране, сокращение инвестиций, тревожная ситуация на финансовых рынках и геополитические конфликты во многих развивающихся регионах оказывают сильное давление на рынки стальной продукции. Эксперт полагает, что нисходящая ветвь цикла завершится, когда у Китая перехватят эстафету другие развивающиеся регионы достаточного размера, у которых есть потенциал для создания и поддержки нового мощного подъема.

Поднебесный подкат

По мнению многих экономистов, надежды на стабилизацию в Китае могут не оправдаться. Недавно Всемирный банк снизил прогноз темпов экономического роста в этой стране от 7 до 6,9% в 2015 году и до 6,7% в 2016. МВФ снизил свои прежние прогнозы до 6,8 и 6,3% соответственно. Китайское правительство утверждает, что все идет по плану, но понятно, что это несколько не соответствует действительности. Понятно, что ручное управление гигантской экономикой, на долю которой приходится 17% глобального ВВП, не может быть ювелирно точным. А в период реформирования – и подавно.

Например, попытки безболезненной ликвидации спекулятивных пузырей на рынках недвижимости и ценных бумаг привели к сокращению инвестиций в недвижимость и резкому уменьшению активности в строительном секторе, что оказало серьезное влияние на потребление стальной продукции. По данным National Bureau of Statistics, в конце августа годовой спад количества новых проектов в квадратных метрах составил 17%.

В ручном режиме осуществляется и регулирование в сталелитейной промышленности. В условиях спада внутреннего потребления китайские власти стимулируют производителей к экспорту. Но стимулы охватывают не всю сталь – они действуют только для определенных категорий продукции, а на вывоз других категорий правительство устанавливает барьеры. Так, введены налоговые льготы для экспорта продукции высоких переделов, особенно для низколегированной стали, а экспорт полуфабрикатов облагается повышенными сборами. Эти меры приняты для предотвращения экспорта ценных ресурсов, включающих энергию, использованную для превращения сырья в нерафинированную сталь.

Однако сталелитейные заводы и трейдеры часто находят простейшие пути обхода правил и регуляторных положений. Более того, власти соглашаются с изменениями исторически сложившихся общепринятых норм, изменениями, которые производители используют для увеличения объемов экспорта в обход барьеров. Типичный пример – положение об ограничении налоговых льгот при экспорте легированных сталей. Традиционно легированная сталь определяется как материал, в который добавляется как минимум 0,5% легирующего элемента для улучшения механических качеств. В Китае же льготное налогообложение охватывает материал со значительно меньшим содержанием легирующей добавки, которая никак не влияет на механические свойства стали. В результате экспорт на Запад стали, легированной по китайскому определению, составляет около 80% многих категорий продукции. По этому поводу неоднократно возмущалось агентство MEPS, другие эксперты тоже с недоверием относятся к китайской статистике. Впрочем, китайцы не обращают особого внимания на эти протесты, а правительство охотно соглашается идти навстречу своим производителям, чтобы поддержать отрасль в трудные времена.

Последствия такого регулирования в стране, которая потребляет и производит половину глобального выпуска, ощущаются во всем мире: китайский экспорт приводит к обвалу цен. За последние несколько недель наплыв дешевого китайского металла обвалил цены до 11-летнего минимума. По словам гендиректора Voestalpine Вольфганга Эдера, в Южной Европе сталь из Китая продается по 300 евро/тонн, а эта цена значительно ниже затрат самых эффективных производителей Евросоюза.

Соответственно, в мире поднимается волна протекционизма, хотя эти защитные меры эксперты считают нерациональными в долгосрочном плане, поскольку они препятствуют сокращению перепроизводства. Тем не менее такие меры весьма популярны, поскольку интенсивное политическое давление и социальные протесты вынуждают правительства сохранять рабочие места. Причем это происходит не только в Китае, где вопрос занятости населения стоит особенно остро. По этому поводу Эдвин Бэссон, гендиректор World Steel Association, напомнил о проблемах, с которыми столкнулась ArcelorMittal в 2012 году, когда компании стали угрожать национализацией при попытках закрыть доменные печи во Франции.

С другой стороны, официальный представитель CISA справедливо указал, что даже если Китай сократит объемы производства, освободившееся место сразу захватят индийские, российские или турецкие компании – более конкурентоспособные производители вытеснят с рынка высокозатратные заводы, которые находятся в развитых странах. В соответствии с этой концепцией, Китай увеличивает экспорт. По прогнозу CISA, после прошлогоднего скачка зарубежных поставок на 50%, до 94 млн тонн, в текущем году экспорт стали превысит 100 млн тонн.

Фактически сейчас Китай выстраивает свою стратегию на рынке стали по примеру "большой тройки" производителей железной руды. И не исключено, что добьется того же результата.

Галина Резник

МинПром

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢