Магистральные задачи

Публікації

Украина начинает строить сразу две магистральные линии электропередач (ЛЭП). Впрочем, в модернизации нуждаются практически все существующие энергомагистрали – это важное условие стабилизации электроэнергетики страны.

В конце октября НЭК "Укрэнерго" и индийская компания Kalpataru Power Transmission Ltd. подписали договор о строительстве захода линии электропередач напряжением 330 кВ "Чернобыльская АЭС – подстанция Северная" на подстанцию "Киевская", стоимость – 15,3 млн евро. Это часть новой магистрали на 750 кВ от Ривненской АЭС до "Киевской", которая добавит в энергосистему Украины 1000 МВт мощности. Проект запущен еще в 2008 году, стоит 150 млн евро, финансируется ЕБРР и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Также он предполагает строительство двух новых линий по 60 км от подстанции "Киевская" в центральные области страны. Это был первый магистральный проект, подготовленный за все время независимости.

Другой крупный проект ЛЭП взаимосвязан с первым и тоже направлен на расширение выдачи электроэнергии с АЭС: начато возведение магистральной линии на 750 кВ от Запорожской АЭС (ЗАЭС) до подстанции "Каховская", впоследствии она может быть продлена до Одессы. В результате отечественная энергосистема дополнительно получит 700 МВт. Эта стройка тоже финансируется ЕБРР и ЕИБ, совокупная смета – 350 млн евро.

В дальнейшем на основе этих двух линий намечено создать так называемый Второй магистральный коридор, единую высоковольтную энергосистему центральных и южных регионов, ориентированную в том числе на экспорт электроэнергии в Евросоюз.

Векторы строительства

Что же до нехватки выводящих мощностей АЭС, то она возникла после запуска нескольких новых энергоблоков: в 1995 – мощностью 1000 МВт на ЗАЭС, а затем – аналогичные блоки на Хмельницкой (ХАЭС; 2005) и Ривненской (2006) станциях. Ни один из этих блоков не был обеспечен надлежащими выводами ЛЭП, и теперь их будут достраивать, что особенно актуально в условиях дефицита электроэнергии из-за нарушения поставок донбасского угля. А это сотни миллионов инвалютных затрат, говорит эксперт "Украинского ядерного форума" Ольга Кошарная, и значительные заказы для производителей металлоконструкций. В целом уже в 2015-2016 годах выдающая мощность украинских АЭС должна повыситься на 3000 МВт, что почти покрывает образовавшуюся среднюю нехватку в 3500 МВт (в пиковые моменты доходит до 5300 МВт).

Кроме того, в последние годы наша энергетика была крупным экспортером электроэнергии и в западном направлении, и в Беларусь до 2014 года, до начала системного политико-экономического кризиса. Впрочем, в Европу экспорт продолжался и в 2015 (в основном в Венгрию), за 9 месяцев года упав относительно января-сентября-2014 более чем в 3,5 раза, до 116,4 млн долл. в денежном выражении. На будущее ставится задача развития энергопоставок в ЕС, несмотря на то, что сейчас Украина вынуждена импортировать электроэнергию из России (на 72,7 млн долл. за 9 месяцев 2015 года). Экономисты уверены: Брюссель хочет использовать отечественную энергетику для снабжения восточноевропейских государств. С этим прицелом строятся и новые магистральные ЛЭП. К 2021 году в "Укрэнерго" намерены объединить сети с европейской энергосистемой ENTSO-E.

Инфраструктура энергоэкспорта создана еще в советское время, когда энергетика УССР была рассчитана в том числе на энергоснабжение союзных стран Восточной Европы в рамках Объединенной энергосистемы "Мир". Ныне она значительно изношена, некоторые линии этого направления не действовали с момента распада СССР, и пришли в негодность. Так, предусмотрена реанимация ЛЭП от ХАЭС до г. Жешув (Польша).

Одних заводов недостаточно

Итак, в коренной модернизации нуждаются и внутренние, и экспортные магистрали. В среднем по стране сегодня при передаче по ЛЭП теряется до 30% энергии. Исходя из этого, в дополнение к ЕБРР-ЕИБ в конце 2014 Всемирный банк принял решение выделить Киеву 378,5 млн долл. на общее развитие магистральных электросетей. Суммарные расходы "Укрэнерго" на эти цели в 2015 должны составить 5,5 млрд грн., в том числе 4,8 млрд на капитальное строительство.

Напомним, еще в 2006 году "Энергостратегия-2030" предполагала сооружение и реконструкцию до 5000 км магистральных ЛЭП. С тех пор из-за отсутствия финансирования выполнено лишь около 5% плана. А вот база по выпуску необходимых конструкций остается неплохой: действует целый ряд изготовителей ЛЭП. Это – холдинг "Укрстальконструкция" (включает 5 заводов металлоконструкций, в том числе профильный Донецкий завод высоковольтных опор, ДЗВО), предприятия "Схид-будконструкция", "ЗБ Постач Комплекс", "Евроформат Стальконструкция" (все – Киев), "ЖБК ПромСтрой" (Харьков), "Вэтэк" (Донецк). В частности, ДЗВО обладает 50-летним опытом строительства линий электропередачи во всех климатических зонах, в том числе за рубежом. Так, именно он поставлял все базовые конструкции для ЛЭП Кубы, начиная с 1970 года.

Все стальные элементы украинских ЛЭП подвергаются цинкованию на мощностях поставщиков. Рабочее напряжение надземных ЛЭП колеблется от 35 кВ (локальные) до 750 кВ, что предопределяет и конструкционные отличия. При этом значительная часть производителей занимается и строительно-монтажными работами, то есть имеет элементы вертикальной интеграции. А та же "Укрстальконструкция", например, считается аффилированной с ИСД и получает от него металлопрокат. Вместе с тем производители и строители ЛЭП не торгуют сырым прокатом, его можно встретить разве что в номенклатуре чисто торговых операторов.

Таким образом, у Украины есть производственный потенциал для кардинального обновления своей магистральной энергосети и ее использования как для собственного обеспечения электроэнергией, так и для экспорта. И в настоящее время стартовало сразу два масштабных проекта строительства ЛЭП, которые заметно улучшат общее состояние энергосистемы. Однако остается возникшая в 2014 году проблема некачественного и непрофессионального управления энергетикой в целом и электроэнергетикой в частности, сетует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его мнению, это стало ключевой причиной дестабилизации отечественного ТЭК в последние 1,5 года: "Малограмотный отраслевой госменеджмент в сочетании с поддержкой доминирующих в энергетике олигархических групп завел ее в глубокий кризис. Если власть в отрасли сменится, это даст возможность стабилизировать ситуацию, строить новые ЛЭП и модернизировать имеющиеся. В свою очередь, это означало бы рост потребления металла и электротехнических компонентов, что позитивно для всей экономики".

Максим Полевой

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢