kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Автопром: нужно пару лет потерпеть

01.07.09
размер текста:

В условиях обвала спроса украинские автопромышленники ожесточенно «цепляются» за нерыночные методы государственного регулирования работы автопрома, пример – «тимошенковская» надбавка к ввозной пошлине. Но все равно, прогнозируют эксперты, отрасль не поднимется раньше 2011 года.

Вокруг надбавки

В середине июня компания «Еврокар» объявила о планах инвестировать более $120 млн в окончание строительства автомобильного завода полного цикла. Напомним, что сборочное предприятие компании в Закарпатье заработало в начале 2002 г. и первоначально выпускало автомобили под чешским брендом Skoda (затем добавился немецкий Volkswagen). Производственная мощность предприятия – 15 машин за смену, или 8 000 ежегодно при работе в 2 смены. Ныне идет установка нового сварочного оборудования, завершена отделка производственного корпуса под окраску, и до начала следующего года будет проводиться монтаж и испытание оборудования.

«Еврокар» - один из нескольких крупнейших автопроизводителей Украины, поэтому его позиция важна для отечественного автопрома. Почему же компания действует столь парадоксально на фоне обвала рынка? По словам председателя наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олега Боярина, «за 2-3 года рынок восстановится, и в выигрыше тогда будут те, кто не испугался кризиса, и смело отвечал на его вызовы. При этом сроки восстановления украинского авторынка, прежде всего, будут зависеть от грамотных действий правительства».

Действительно, власти страны в начале года сделали просто-таки королевский подарок внутренней автопромышленности – в виде 13% надбавки к ввозной пошлине (в том числе и на автомобили). Вскоре, почти для всех товаров надбавка была отменена – но для авто все равно сохранилась. И производители автомобилей борются за ее максимальное продление. Операторы рынка напоминают, что сама по себе пошлина на ввоз авто, согласно требованиям ВТО, была в 2008 г. снижена с 25% до нормативных 10%. Так или иначе, уже есть проект документа Министерства экономики об отмене надбавки. Но битва будет тяжелой. Так, парламентский комитет по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства, по нашей инсайдерской информации, предметно подготовился к сражению за продление надбавки еще на полгода. Для справки, этот комитет ВР контролируется БЮТ и коммунистами – в лице соответственно Натальи Королевской, а также многолетнего (теперь уже экс-) главы Николая Кравченко. Да и на должность нового министра транспорта и связи реально претендует лишь никто иной как бютовец Тариэл Васадзе. Что лишний раз подтверждает тесную связь БЮТ и нынешнего Кабмина Юлии Тимошенко с автопромышленным лобби.

Больше того, автопромышленники требуют от Кабмина заключить с ними Меморандум о взаимопонимании, подобный подписанному с металлургами. Кроме того, заинтересованные круги предлагают обязать Министерство финансов, Минэкономики и Минпромполитики во время подготовки изменений в госбюджет на 2009 г. – и при разработке бюджета на последующие годы – «рассмотреть возможность» выделения средств на удешевление кредитов для автозаводов (а также для стимулирования потребкредитов на покупку отечественных авто). Лоббисты заявляют: нужно сократить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда автозаводов (путем уменьшения сборов на общеобязательное соцстрахование, внедрения экономических стимулов новых рабочих мест), освободить от уплаты НДС операции по передаче основных фондов, которые вносятся как инвестиция, а еще – отменить запрет на векселя при расчетах по НДС при импорте.

Важные нюансы

Рвение лоббистов понятно: «надбавка-2009» позволила украинским автопроизводителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке в сравнении с импортерами. Последние вынуждены сокращать поставки и/или «уходить в тень». Притом наиболее выигравшими считаются изготовители недорогих марок – ВАЗ (сборка в Украине) и ЗАЗ. Действительно, говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, мелкоузловые сборщики тоже выигрывают у импортеров по цене – в частности, за счет того, что ввоз комплектующих от пошлин освобожден. А в компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» (дилер ЗАЗ) на таком фоне уже даже берут на себя смелость постулировать стабилизацию авторынка Украины.

И в дальнейшем внутренние производители могут еще больше укрепиться на отечественном рынке. Например, в мае некоторые крупнейшие мировые бренды – Toyota, Opel, линейка General Motors (Buick, Cadillac, Chevrolet и Hummer), Ford – в связи с общим обвалом рынка делали большие скидки на свой товар, чем воспользовались и украинские дилеры. Кроме того, последние использовали ранее накопленные складские запасы, которых может хватить еще в среднем на 2-3 месяца. Однако затем действие указанных факторов полностью исчерпается.

Кстати, юристы насчет 13%-ой надбавки уточняют: она действительно не противоречит нормативам ВТО, в т.ч. базовому – Генеральному соглашению о тарифах и торговле. Так, согласно ст. ХІІ Соглашения, определяющей ограничения в целях равновесия платежного баланса, наша страна может увеличивать ввозные пошлины – если необходимо предотвратить серьезное сокращение монетарных резервов, или же остановить таковое, либо когда монетарные резервы крайне малы. И авторы надбавки учли все это в Законе «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом» № 923-VI, которым оная надбавка введена: согласно преамбуле, причина принятия закона – именно критическое состояние платежного баланса Украины.

Но есть иной нюанс: по сути, незаконен механизм продления действия надбавки. По закону 923-VI, право продления закреплено за Кабмином, а это противоречит ст. 67 Конституции, по которой порядок уплаты и размеры налогов и сборов устанавливаются исключительно законами Украины.

Цифры и перспективы

И все же ситуация на внутреннем рынке остается напряженной. Так, наши правительственные собеседники подтверждают: по результатам 5 месяцев 2009 г. продажи автомашин на отечественном рынке упали относительно января-мая прошлого года в 3,7 раза, до немногим более 71 тыс. штук. При этом соотношение импорта и внутреннего предложения составило 46:54. Отдельно в мае реализовано примерно 12,7 тыс. авто.

Интересно также, что за 4 мес. 2009 г. (в стоимостном выражении) реальный объем экспорта украинских легковых автомобилей составил $46,6 млн – это на 75% меньше, чем за январь-апрель минувшего года. Грузовиков экспортировано на $10,4 млн (минус 76%), автобусов – на $1,8 млн (-95%).
На таком фоне особенно интересно смотрятся такие немногочисленные позитивы, как договор корпорации «Укравто» Тариэла Васадзе с «ВТБ Банком» (РФ) о кредитной линии на $80 млн. По экспертным данным, часть средств пойдет на развитие ЗАЗ, а другая часть – на кредиты физлицам для покупки машин из номенклатуры компании. А кроме ЗАЗ, это Chevrolet, Opel, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, Lada, Chery. Займ выдается корпорации на год под средние 11% годовых, с возможным продлением еще на 1 год; ля потребительских кредитов намечена выдача в гривне под 20,49% годовых сроком на 2 года.

По этому поводу почетный президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе замечает, что не собирается ограничиваться сотрудничеством с одним только банком: «В одиночку ни один банк не сможет финансировать такую большую компанию, как наша. Тем более что мы сейчас восстанавливаем объемы производства». Действительно, во ІІ полугодии ЗАЗ планируется перевести с 1-сменного на 1,5-сменный режим, чему поспособствовали экспортные заказы. Как информирует нас председатель правления завода Николай Евдокименко, сегодня экспорт (в основном марки ЗАЗ Lanos) превышает объемы внутреннего сбыта.
Что в перспективе? По оценке исполнительного директора альянса Renault-Nissan Карлоса Гона, европейский авторынок вряд ли восстановится до 2011 г. Точный же момент выхода из пике будет определяться государственной поддержкой спроса, включая бонусы за отказ от старых авто «в обмен» на новые. Все это справедливо и для Украины.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 2
18:02 | 02.07.2009
Кирил
Рынок соблюдает конкуренцию и это главное для страны,а кто больше завез или продал импортных автомобилей для рядового граждана Украины не столь существенно если вовремя зарплату выплатят,а выплатят вовремя можно не сомневатся укр.автопром вовремя платит налоги
13:49 | 06.07.2009
Алексей
А мне , как бы глубоко наплевать на то, как регулярно отечественный автопром платит налоги, и платит ли он вообще. Мне важно ездить на нормальной машине, с нормальным сервисом и по нормальной цене, а не по цене, которая выше, чем в Евпропе или Штатах. А пока наш автопром учится делать машины - мы поддерживаем иностранного автопроизводителя !

загрузка...


Статьи
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!