kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Скупка металла?

05.11.08
размер текста:

Борьба с кризисом

Правительство намерено погашать долги предприятий за счет средств из стабилизационного фонда. Однако такой метод спасения утопающих может привести к обратному эффекту. Не исключено, что речь идет о возврате государством ведущих позиций в регулировании промышленного и финансового секторов экономики.

После малообещающего для промышленности антикризисного пакета предприятия комплекса получили первый обнадеживающий сигнал: Кабмин принял постановление о расходовании средств стабилизационного фонда, в соответствии с которым он обещает погасить кредитные долги предприятий прежде всего иностранным заемщикам. На первый взгляд, соломинка, которая может и способствовать финансовому оздоровлению отрасли – сводки с нее сейчас напоминают вести с фронтов. Но несколько принципиальных моментов до сих пор остаются неясными.

И первый из них – откуда, собственно, возьмутся необходимые средства. По предварительным оценкам, объем фонда может составить около 50 млрд грн. Пока что стабилизационный фонд является в некоторой степени виртуальным, и источники его финансирования практически не просматриваются. Министр финансов на соответствующие вопросы отвечает уклончиво, поскольку внеплановых поступлений от приватизации на сегодня нет, а все бюджетные поступления направляются на покрытие расходной части все того же бюджета. Единственный более-менее реальный источник – облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые, как предполагается, будут действенным инструментом наполнения стабфонда.

Но и в этой связи возникают некоторые вопросы: во-первых, быстро получить деньги под облигации вряд ли удастся, во-вторых, только при доходной ставке по облигациям на уровне выше средней можно ожидать спроса на них. В любом случае на сегодня денег нет. А понадобится их не менее 10 млрд грн.

Зато есть надежда и светлая перспектива. Поддавшись ей, владельцы некоторых предприятий рискуют упустить время, когда еще можно попытаться найти альтернативные источники финансирования – с каждым днем это будет сложнее и сложнее. В случае сохранения неблагоприятных тенденций на рынках сбыта базовых отраслей промышленности и в начале 2009 года собственникам многих предприятий останется лишь одно – идти на поклон к государству. Которое – и это второй вопрос – судя по всему, собирается наращивать свое влияние на промышленность.

Механизм перехвата долгов таков: долговое обязательство частной компании финансируется правительством, а затем выкупается НБУ. Относительно того, что будет происходить далее, четкого видения нет. Движение "живых" денег по указанной схеме, судя по всему, не предполагается. Позитив: предприятие по долгам выходит "в ноль". Негатив: вероятность усиления зависимости от государства, а то и переход отдельных предприятий в государственную собственность. В сухом остатке – заявка на реальную и требуемую помощь отечественной промышленности без немедленного оказания таковой, зато с тягой к госконтролю за предприятиями. В пользу подобной версии свидетельствуют открыто декларируемые намерения правительства национализировать, к примеру, Запорожский алюминиевый комбинат.

Третий момент просматривается в другой части постановления Кабмина, где речь идет, собственно, о банках. Кабмин намерен помогать с долгами и им, прежде всего – с внешними обязательствами. Механизм тот же, правда, с некоторыми отличиями: акции проблемных банков будут обмениваться на ОВГЗ СП с последующим выкупом НБУ. Синхронно с ростом капитализации банков эта мера выглядит позитивной и реально способствующей оздоровлению ситуации в банковской сфере. В то же время откачка денег в проблемные банки значительно сократит объемы финансирования реального сектора экономики, собственно, и наполняющего финансовые учреждения деньгами. В качестве временной меры обмен акций на ОВГЗ, безусловно, позитивен, но в долгосрочной перспективе может привести к дисбалансу в банковской сфере и сокращению и без того скудного внутреннего промкредитования. Государство, несомненно, усилит присутствие в коммерческом финсекторе. При этом весьма настораживает отсутствие четких критериев "проблемности" банков.

В этом контексте любопытны заявки Кабмина на дальнейшие антикризисные шаги. В частности, Минэкономики предлагает ввести декларирование цен на продукцию ГМК на внутреннем рынке, что является очередным рыночным нонсенсом. Как показывает практика, подобные инициативы правительства всегда заканчивались очередным локальным кризисом: бензиновым, сахарным и т. д. Станет ли указанное декларирование цен реальной нормой, возможно, решится уже на заседании Кабмина 5 ноября, которое пройдет в закрытом режиме.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!