Подробнее Запомнить город


Выборы удорожают бензин

03.07.09
размер текста:

Всего за несколько недель без наличия каких-либо серьезных экономических оснований цены на бензин А-95 подскочили более чем на четверть, перевалив отметку в 7 грн/л. Подобные скачки цен на стратегически важный для экономики ресурс уже не в первый раз наблюдаются в Украине. Как правило, они фиксируются перед важными политическими событиями. В данном контексте, не исключено, что рядовые украинцы попросту стали заложниками очередного политического противостояния, разворачивающегося в канун президентских выборов.

Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго определила рекомендуемую расчетную стоимость для автомобильного топлива на первую декаду июля. Нижний предел цен бензина А-95 в этот период составит 6,89 грн. за литр, верхний — 7,10. При этом в конце июня указанные показатели были на 11-12 копеек меньше.

Украинский топливный рынок весьма специфический сегмент экономики. С одной стороны он характеризуется плюрализмом равносильных игроков, с другой – все они проводят подозрительно синхронную ценовую политику, что дает основания говорить о наличии неформального картеля.

О монополистической модели заговорили еще в начале нынешнего десятилетия, когда крупные российские нефтяные компании скупили четыре крупнейших украинских НПЗ (около 85% нефтеперерабатывающих мощностей страны). Не обладая достаточным объемом собственной нефти, Украина сознательно отдала россиянам лучшие отечественные нефтеперерабатывающие заводы, ожидая взамен стабильных поставок нефти, полной загрузки НПЗ и модернизации изношенных основных фондов этих предприятий. Владельцем Кременчугского НПЗ («Укртатнафта») в Полтавской обл. стала «Татнефть», Лисичанского НПЗ («Линос») в Луганской обл. - ТНК, Херсонского НПЗ — группа «Альянс», а Одесского НПЗ - «Лукойл».

Напомним, то в Украине всего работает шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые способны полностью обеспечить внутренний рынок. Их проектная мощность достигает 55 млн. тонн, хотя загрузка в последние годы не превышает и 20%. При этом емкость отечественного рынка светлых нефтепродуктов составляет около 10 млн. тонн, 50% из которых – бензин, а остальные 50% - дизельное топливо. Учитывая техническую характеристику украинских НПЗ, для этого понадобится 18-19 млн. тонн сырой нефти.

Ставка на экономическое партнерство с российскими компаниями, которые обладают сырьевыми ресурсами, дала определенный положительный результат. За период с 2000 по 2004 гг. первичная переработка нефти на украинских НПЗ увеличилась с 9,1 млн т. до 22 млн. тонн. При этом объемы бензина и дизельного топлива собственного производства возросли почти втрое.

В то же время, монополизм российских компаний способствовал необоснованному росту цен при низком качестве продукции. Более того, получив контроль над стратегическими НПЗ, российские компании пролоббировали полное закрытие внутреннего рынка для готовых импортных нефтепродуктов, «задушив» местных трейдеров. После этого, они фактически полностью прибрали к рукам розничную торговлю топливом (АЗС), получив, таким образом, полный контроль над нефтеперерабатывающей отраслью страны.

В результате рынок утратил стабильность и прогнозируемость. Он переживал регулярные ценовые шоки, особенно перед важными политическими событиями (принятие решения о направлении использования нефтепровода Одесса-Броды, присоединение к ЕЭП, приход к власти «оранжевых» политических сил и прочее).
В 2005 г., после очередного подобного скачка цен на бензин, сложившуюся монополию попыталось разрушить правительство Ю.Тимошенко. При этом удар наносился сразу по всем цепочкам бизнеса - от диверсификации поставки сырья до розничной реализации нефтепродуктов. Самым революционным решением первого «оранжевого» правительства стало открытие государственных границ для импортных готовых нефтепродуктов, в результате чего их доля начала стремительно расти. Если в 2002-2004 гг. топливо внутреннего производства на украинском рынке составляло более 95%, то сегодня менее 50%. На руку правительства сыграло и то, что в 2006-2007 гг. НК «Альянс» и НК «Татнефть» при разных обстоятельствах вышли из нефтеперерабатывающего бизнеса Украины и распродали свои розничные сети.

Однако, «деруссификация» нефтяной промышленности не разрушила монопольную модель рынка. Место покинувших россиян заняла группа «Приват», которая сегодня де-факто контролирует свыше 25% розничного рынка и 30% нефтеперерабатывающих мощностей. Напомним, что группа владеет двумя нефтеперерабатывающими заводами в Западной Украине – НПК «Галичина» и Надвирнянский НПЗ, крупной сетью АЗС сосредоточенной под разными брендами, а также установила оперативный контроль на «Укрнафтой», которая добывает около 3 млн. тонн нефти и контролирует около 800 АЗС. Кроме того, в 2007 г. все тот же «Приват», обладая около 1% акций, установил контроль над Кременчугским НПЗ и соответствующей сетью АЗС.

Свое влияние на рынок «Приват» продемонстрировал в феврале 2008 года в ответ на попытку правительства выдавить его представителей с Кременчугского НПЗ и «Укрнафты». Тогда все АЗС группы одновременно ограничили продажу горючего, в результате чего в течение нескольких дней цены на бензин А-95 выросли на 20-25%. При этом работу прекратили заправки формально государственной «Укрнафты», а АЗС «Привата» зарабатывали на ажиотаже. Тогда премьер-министр Ю.Тимошенко открыто обвинила в этом кризисе данную ФПГ и, на всякий случай, Секретариат президента.

Сегодняшняя ситуация до боли напоминает описанную выше. Еще в начале июня цены на украинских АЗС на бензин А-95 колебались в пределе 5,40-5,70 грн/л., однако уже к средине месяца они практически достигли 7 грн/л. Формальным объяснением этого стал рост цен на нефть в мире с 40 до 75 долл/баррель. Правда трейдеры так не объяснили, почему руководствуясь такой же логикой, они не снизили цены на бензин в несколько раз после того, как цена на нефть на мировых рынках упала почти в 5 раз с 145 до 30 долл/баррель, а экспортная пошлина в РФ – в 3 раза. Менее всего понятно, почему столь резко выросли цены на бензин на заправках группы «Приват» (к слову, отпускные цены на А-95 на Кременчугском НПЗ выросли с 12 по 22 июня с 7815 до 8165 гривен за тонну), которая использует нефть украинской добычи, стоимость которой не зависит ни от мировых цен на сырье, ни от ставки пошлин в РФ.

Несмотря на то, что цены на нефть в мире снова покатились вниз, опустившись ниже 60 долл/баррель, в третьей декаде июня нефтетрейдеры получили право повысить цены на бензин на 25 копеек, а в начале июля – еще на 12 копеек. Напомним, что еще во второй декаде июня рекомендуемые расценки на автомобильное топливо, рассчитываемые Минтопэнерго, составляли 6,53-6,73 грн за литр А-95. При этом в некоторых регионах Украины (Крым, Суммы) стоимость бензина уже тогда перевалила за 7 грн/л.

Скачок цен на бензин встретил очень вялую реакцию со стороны властей. Украинское правительство попросту старается не акцентировать на этом внимание, чтобы не раздражать лишний раз население. С публичной критикой этого процесса традиционно выступил Антимонопольный комитет. И. о. председателя комитета А.Мельниченко заявил, что в высоких ценах на бензин виновата экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) при Кабмине, которая рассчитывает коридор стоимости нефтепродуктов. По его мнению, при определении ценового коридора ЭАГ должна учитывать, что наши предприятия производят бензин более дешевый, чем импортный. Пока цену украинского бензина ЭАГ игнорирует и верхнюю планку выставляет, исходя из цен на импорт, позволяя повышать стоимость бензина до этого уровня и нашим производителям. Между тем подобная критика звучит регулярно, но серьезных практических действий АМКУ не принимает. В условиях, политической напряженности, и.о. руководителя Комитета вряд ли решится на какие-то резкие шаги.

Таким образом, поставить под контроль ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине сегодня попросту некому. При этом, чем ближе будут выборы, тем больший будет соблазн как у противников, так и у сторонников действующего правительства манипулировать ценами на рынке. Очевидно, что таким образом определенные ФПГ пытаются добиться гарантий неприкосновенности после выборов, либо каких-либо иных преференций. Наиболее пострадавшими в данной ситуации окажутся рядовые граждане, которым ничего другого не остается, как только с тревогой наблюдать за происходящим и оплачивать изрядно увеличившиеся чеки на АЗС.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 3
21:42 | 10.07.2009
legioner
da vse prowe delat-vzorvat parohky desyatkov immeno etix zapravok pri etom ostavlyat pisma:sbros cenu wakal!dymayu nahnyt wevelitsa xotyabu htoto predprinimat!a tak kak obuhno sxavaem,ny a oni do 10podumyt i opyat sxavaem!ya vot nepoùmy gde delas nawa zaporojskaya byntarskaya natyra???????blya!!!!
12:38 | 03.07.2009
Водитель
Та гнать этого жидо-массона в Израиль!!!!!!!! (Коломойского, не автора!!!) Это ж капец, гнида какая.
13:46 | 03.07.2009
седой
Так ему же всё разрешают. Кто ж его погонит?

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!