kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинский чермет – 2009: дно где-то рядом

10.07.09
размер текста:

Финансово-экономический кризис продемонстрировал, что фаза сверхвысоких цен на рынке металлопродукции также имеет свои временные рамки. Пока цены достигали заоблачных вершин, а рентабельность деятельности в данном секторе экономики превышала 50%, собственники производственных активов в ГМК демонстрировали готовность инвестировать в этот бизнес. Однако на данный момент цены на металлопродукцию составляют только 30-40% от прошлогоднего уровня, а инвестиции в производство необходимы, чтобы избежать дальнейшей потери конкурентоспособности, и не гарантируют даже минимальной отдачи. В подобных условиях интерес к металлургии начинает угасать.

Первое полугодие 2009 года стало для отечественных металлургов периодом протрезвления от трехгодичного периода благоденствия на внешних мировых рынках. После обвала цен на мировых рынках осенью прошлого года, они возлагали особые надежды на нынешнюю весну, которая должна была дать ответ, насколько глубоким является нынешний спад. Многие ожидали, что цены, по меньшей мере, подтянутся к прошлогодним. Однако особых позитивных тенденций так и не было зафиксировано. Лишь во второй половине июня цены на заготовку (наиболее популярную на данный момент статью экспорта украинской металлопродукции) достигли 400 долл./тонн (FOB Черное море). В среднем же, в первом полугодии цена колебалась в диапазоне 260-320 долл/тонну. На фоне прошлогодних 1100-1200 долл./тонн июньский всплеск, который в большей мере является сезонным, вряд ли можно считать началом восстановления рынков.

В первом полугодии 2009 года, в условиях избытка предложения, цены на металлопродукцию приблизились к ее себестоимости. Более того, императив сохранения позиций на рынках вынуждает многие компании продавать продукцию даже себе в убыток. Очевидно, что выжить в таких условиях могут только те компании, которые максимально минимизировали и рационализировали свои расходы. В этой ситуации очень четко проявились проблемы украинских металлургов, каждая из которых выражалась в дополнительной «надбавке» к себестоимости продукции. Среди наиболее «дорогих» проблем можно выделить:

1) Энерго- и ресурсоемкость производства металлопродукции. В частности, украинские сталевары тратят в 2-3 раза больше энергии на выплавку тонны стали, расходуют больше ЖРС, кокса и лома.

2) Неэффективность рынков сырья, проявляющаяся в повышенной плате за менее качественное сырье (в первую очередь, коксующиеся угли и производимый из них кокс). Очевидно, что некоторые украинские ФПГ возят сырье с других концов света не от хорошей жизни.

3) Непрогнозируемое и далеко не всегда обоснованное госрегулирование, проявляющееся в резких скачках цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Речь идет, прежде всего, о тарифообразовании на перевозки железнодорожным транспортом, аккордных ставок на обработку грузов в портах, ставок платы за пользование недрами, стоимости электроэнергии, перманентной неизвестности с ценой на газ и пр.

4) Узость и дороговизна транспортной инфраструктуры, что связано с отсутствием глубоководных морских портов и актуальной до последнего времени проблемой дефицита и технического состояния грузовых ж/д вагонов и ж/д инфраструктуры. Более того, не имея возможности и/или способности решить эти проблемы, правительство с удивительным упорством не пускает в эти сегменты экономики частный капитал.

Названные факторы стали причинами того, что украинские компании в игре на понижение объективно не могут выставлять настолько низкие цены, как это делают их главные конкуренты – турки, россияне и китайцы. В связи с этим они вынуждены были частично уйти с рынка, поскольку дома их также никто не ждет. Из-за нежелания правительства уделять внимание проблеме расширения внутренних рынков, металлурги вынуждены были сократить производство и законсервировать часть мощностей.

В результате, по итогам первого полугодия украинские предприятия ГМК (по предварительным данным), сократили производство чугуна, стали и проката на 34-39% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, железорудного сырья - на 22-35%. При этом, производство готового проката за шесть месяцев сократилось на 34% - до 12,354 млн тонн, стали - на 39% до 13,615 млн тонн, чугуна - на 35% до 11,976 млн тонн, производство труб снизилось на 43% - до 728 тыс. тонн, метизов - на 50% до 99 тыс. тонн, кокса - на 26% до 8,280 млн тонн.

В ежемесячной динамике мы можем констатировать стабилизацию падения производства стали на уровне 60% от докризисных объемов. С начала 2009 года ежемесячный объем выплавки стали зафиксирован возле отметки 2,3 млн тонн и отклоняется от этого уровня на очень незначительный процент.

Рис. 1. Ежемесячный объем выплавки стали в Украине, млн тонн.



На данный момент, загрузка производственных мощностей украинских металлургических предприятий составляет около 57-58%. Причем это далеко не самый худший результат в мире.

Определенную поддержку металлургам в первом полугодии оказали такие факторы как:
1. Девальвация национальной валюты, которая создала им дополнительный ресурс ценовой конкурентоспособности. Поскольку значительная часть внутренних расходов (фонд оплаты труда, тарифы госмонополий и др.) номинированы в гривнах, обесценивание национальной валюты расширило финансовые ресурсы метпредприятий. Кроме того, девальвация очистила внутренний рынок от конкурентов. За пять месяцев текущего года импорт металлопродукции в Украину по группе «черные металлы» сократился на 72,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 1575,7 тыс. тонн до 426,7 тыс. тонн). При этом значительно сократилась доля сырья, полуфабрикатов и плоского проката.

2. Замораживание и даже снижение цен на некоторые ресурсы и сопутствующие тарифы (газ, электроэнергия, перевозки и пр.). К слову, 24 июня правительство Украины продлило еще на три месяца – до 1 октября 2009 г. действие постановления № 925 от 14 октября 2008 г. «О мерах по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах страны». Напомним, что данным нормативно-правовым актом введен ряд льгот для предприятий ГМК и химпрома, в частности – мораторий на повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки и электроэнергию, отмену 12% целевой надбавки при продаже газа. Также Кабмин пообещал содействовать снижению цен на основные виды сырья для металлургического производства и сокращению до 5 дней сроков возмещения НДС для экспортеров.

3. Расширение географии экспорта. В частности, украинские компании впервые с 2004-2005 гг. вернулись в Юго-Восточную Азию, в том числе Китай.
Стоит отметить, что экспорт украинской металлопродукции продолжает сползать к низкотехнологичной продукции. По итогам января-мая 2009 года доля полуфабрикатов в общей структуре экспорта металлопродукции из Украины достигла 55,1%, тогда как за аналогичный период прошлого года составляла 45,7%. Данная тенденция является следствием низкого качества украинской продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также достаточно высокой ее себестоимостью. Очевидно, что поскольку каждый передел украинского чермета является более дорогим, нежели у конкурентов, то в сумме конечная продукция окажется более дорогой с мультипликатором количества переделов.

В разрезе по предприятиям самые высокие темпы падения выплавки стали за первые 6 месяцев показали Макеевский МЗ (вообще прекратили выплавку стали), Донецкий электрометаллургический завод (47,4%), ММК им. Ильича (46,7%), «АрселорМиттал Кривой Рог» (42,0%) и «Азовсталь» (40,5%).

Рис. 2. Производственные результаты украинских металлургических предприятий в первом полугодии 2009 г.


Рекордное падение на этих комбинатах связано со спецификой ассортимента товаров, которые они производят. Как видно, больше всего пострадали производители плоского проката (только Криворожсталь не специализируется на этом сортаменте), основными потребителями которых являются предприятия машиностроения, которое переживает сейчас очень тяжелые времена.

Таким образом, первое полугодие можно назвать периодом стабилизации падения. Украинская металлургия застыла на уровне 4-х годичной давности и ожидает улучшения ситуации. Этот период можно пережить по-разному. Между тем, уменьшение загрузки позволяет менее болезненно провести модернизацию основных фондов, о готовности к чему украинские металлурги заявляли в прошлом году. Очевидно, что после обвала цен энтузиазма в этом вопросе поубавилось, однако без реализации инвестиционных программ, они, вряд ли, смогут зарабатывать в условиях, подобных сегодняшним.

Алексей Молдован, Центр антикризисных исследований

 


Комментарии
комментариев: 3
11:21 | 17.07.2009
1
1
11:07 | 13.07.2009
Metallych
"анная тенденция является следствием низкого качества украинской продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также достаточно высокой ее себестоимостью. Очевидно, что поскольку каждый передел украинского чермета является более дорогим, нежели у конкурентов, то в сумме конечная продукция окажется более дорогой с мультипликатором количества переделов."

Интересно, какие-такие переделы автор учитывает в промежутке между производством заготовки и готового проката? Я вижу только один. И сомневаюсь, что он так неэффективен, что дешевый полуфабрикат сразу же превращается в дорогой неконкурентноспособный прокат. Так что причина невостребованности на внешних рынках другая.
07:57 | 11.07.2009
Металлург
Все правильно, халява которая досталась от СССР кончилась и сразу кончился интерес собственников к отрасли. Ни чего не делается, ремонтов нет, модернизации нет, людей разгоняют, оптимизаторы хреновы, все ржавеет со страшной силой. Пора учить Китайский язык г-да АЛИГАРХИ!

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!