kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Запорожсталь: первый пошел

09.07.09
размер текста:

Иностранные инвесторы покидают отечественный металлургический бизнес. Заработав на нещадной эксплуатации унаследованных от СССР производственных активов, природных ресурсов государства и окружающей среды в период гипервысоких цен на металлопродукцию, они больше не хотят заниматься этим делом в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, когда потребовалось вкладывать значительные инвестиции в модернизацию.

На этой неделе в Украине всплыла информация о возможной продаже третьего по величине металлургического комбината страны ОАО «Запорожсталь» (в 2008 г. комбинат выплавил 3,9 млн т стали, произвел 3,2 млн т проката, выручка составила 13,64 млрд грн, чистая прибыль – 47,65 млн грн). 7 июля Антимонопольный комитет Украины сообщил, что он официально предоставил разрешение компании Airol Beteiligungen AG (г. Цюрих, Швейцария), которая осуществляет инвестиционную деятельность с ценными бумагами и не занимается хозяйственной деятельностью в Украине, на приобретение доли в уставных фондах ООО «Рось» и ООО «Запоріжсталь-РС» (оба г. Запорожье). Первая из них, согласно информации АМК, также занимается инвестиционной деятельностью с ценными бумаги, а вторая специализируется на оптовой торговле углем, рудами и продукцией химической промышленности.

Приобретение доли в названных компаниях обеспечивает в них Airol Beteiligungen AG мажоритарную долю (более 50+1% уставного капитала). Ряд фактов дает основание предположить, что названная сделка является продажей своей доли компанией Midland Group Эдуарда Шифрина и Алексея Шнайдера, которые де-факто являются совладельцами «Запорожстали». Источник, близкий к регистратору акций ОАО «Запорожсталь-РС» также косвенно подтвердил эту информацию.
До 2009 г. владельцами комбината выступали фактически три крупных акционера: Midland Group, Игорь Дворецкий и Артур Абдинов. В прессе очень часто звучит информация о паритетном владении комбинатом между украинскими и иностранными собственниками (Midland Group), однако по нашим данным после известной реорганизации «Запорожстали» соотношение стало 40:60 в пользу иностранцев.

Еще в 2008 году пакеты акций начали «тасоваться» между структурами Midland Group, логику чего было сложно уловить. На данный момент крупнейшими акционерами комбината выступают компании ООО «Галинвест» (16,8%), Межрегиональный фондовый союз» (13,5%), ООО «Київ Секюрітіз Груп» (21,8%), ООО «Запоріжсталь-РС» (16,95%), Global Steel Іnvestments Limited (12,0%), ООО «Мидленд Кепитал Менеджмент» (11,7%). Именно последние четыре компании связывают с Midland Group.

То, что акции ООО «Запоріжсталь-РС» продает именно Midland Group может подтвердить тот факт, что из состава акционеров компании, скорее всего, вышла ООО «Гелабран Реал Истейт». По математическим расчетам, только она могла продать пакет акций, который может позволить другой компании сконцентрировать контрольный пакет акций ООО «Запоріжсталь-РС». В свою очередь, ООО «Гелабран Реал Істейт» зарегистрирована по тому же адресу, что и ООО «Київ Секюрітіз Груп», входящая в сферу влияния Midland Group.

Компанию Airol Beteiligungen AG связывают с украинским пулом инвесторов, поэтому версия о продаже пакета акций «Запорожстали» именно Эдуардом Шифриным и Алексеем Шнайдером имеет в своем основании серьезные факты.

Между тем, слухи о планах по выходу иностранных собственников циркулируют уже давно. Несмотря на свой масштаб, комбинат в последнее время обрастал хроническими проблемами. Во-первых, «Запорожсталь» является одним из самых технологически отставших предприятий страны. Основная доля стали плавится в мартенах и разливается в изложницы, что повышает ресурсоемкость и, соответственно, себестоимость продукции. Несмотря на регулярные обещания акционеров и руководства начать инвестировать в модернизацию (а не капитальный ремонт) основных фондов, никаких ощутимых подвижек в сравнении другими украинскими предприятиями сделано не было.

Во-вторых, что является закономерным продолжения первого пункта, на комбинат регулярно наседают местные и государственные органы власти с требованием уменьшить вредные для окружающей среды выбросы. Одним из главных требований было заменить мартены и реконструировать аглофабрику. До поры до времени эти процессы удавалось затягивать, однако в городе, который является одним из самых загрязненных в Украине и одним из лидеров по онкологическим заболеваниям, уже нарастает массовое недовольство, которое может подорвать влияние местных политических сил. Поэтому последние будут активно склонять комбинат к модернизации.

В-третьих, одной из наиболее серьезных экономических проблем комбината, которая была актуальна даже в условиях высоких цен на рынке металлопродукции, является тот факт, что он наименее обеспечен сырьевыми ресурсами среди украинских предприятий. При этом дефицит наблюдается практически по всем видам сырья. Сейчас комбинат является крупным, но не мажоритарным акционером Запорожского ЖРК и «Запорожкокса». Эти предприятия являются основными поставщиками на «Запорожсталь», соответственно, аглоруды и кокса, однако их мощностей недостаточно для обеспечения комбината сырьем в необходимом количестве.

Для нормальной работы (загрузки на уровне 95-97%), потребности «Запорожстали» по коксу составляют почти 2 млн. тонн. Из них только 1,5-1,7 млн. т может поставить «Запорожкокс», и то только при условии, что комбинат найдет для него уголь. В 2006 г. «Запорожтсаль» приобрела в России ПО «Шолоховское» (мощности по обогащению 1,2 млн. т коксующихся) и шахту «Быстрянская 1, 2» (план по добыче – 750 тыс. т в год). Они теоретически позволяют на 50% удовлетворить потребности «Запорожкокса» в сырье, что позволяет покрыть потребности меткомбината в коксе на 35%. Однако, для того, чтобы выйти на максимальный уровень добычи, в шахту и в комбинат необходимо инвестировать значительные средства, что акционеры комбината делают крайне неохотно. Ситуация с ЖРС еще намного хуже. ЗЖРК может покрыть только потребности в аглоруде (свыше 1 млн. т), а вот концентрат и окатыши приходиться закупать на стороне.

Устаревшие мощности предприятия, а также отсутствие стабильных поставщиков кокса и железной руды серьезно играли против прибыльности «Запорожстали» даже во время благоприятной конъюнктуры. А по мере снижения цен на металлопродукцию деятельность комбината становится попросту нерентабельной. Ситуацию усугубляет и тот факт, что "Запорожсталь" специализируется на производстве листового проката, спрос на который практически мертвый из-за глубокого спада в машиностроении. Основными потребителями продукции комбината являются производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, производители бытовой техники. Данные отрасли экономики после кризиса восстанавливаются, как правило, последними, поэтому благоприятных условий на рынках в ближайшем будущем не ожидается.

Все названные причины требуют от собственников либо начинать глубокую модернизацию, либо выходить из бизнеса.
Возможная продажа «Запорожстали» дает основания полагать, что процесс бегства спекулятивного капитала с отечественной металлургии уже начался. Несмотря на все риски, этот процесс может оказаться весьма полезным для Украины, поскольку работать в нынешних условиях на минимальных инвестициях уже практически невозможно. Сегодняшняя ситуация такова, что получить прибыль в ГМК можно только через реализацию обширной инвестпрограммы, что предполагает приход стратегического капитала, ориентированного на долгосрочную перспективу, а не на конъюнктурные спекулятивные операции.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 2
15:38 | 10.07.2009
глас Народа
глас Народа - власть Народу
Украинцы (без учёта бандэровцев-фашистов), в принципе, мудрейший Народ. Это доказано исторически. Долой тупорылого бандэровца-президента (який чистими руками вкрав «тільки»(!!!) дві буханки хліба) и его, явно цру-шную, бандэровку-мотьку! Такая должность украинцам не нужна вообще! Прихвостней воров-олигархов, клопов, выпивших всю кровь трудового Народа - на кичу! Истинную элиту нации, творцов настоящей справедливой жизни-машиностроителей, металлургов, шахтеров и крестьянство в Верховный Совет! Миллионеров-живодеров и всю эту капиталистическую мразь на свалку! Попробовали капитализм - не по нутру он нам Хохлам, трудящихся во власть! Матрос Железняк ВПЕРЁД за власть Народу! Народ, «зри в корень» - срочно меняй общественно-политическую систему!
15:43 | 04.09.2010
мда
глас Народа ... Спасибо за Янувковича ...

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!