kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Запорожсталь: первый пошел

09.07.09
размер текста:

Иностранные инвесторы покидают отечественный металлургический бизнес. Заработав на нещадной эксплуатации унаследованных от СССР производственных активов, природных ресурсов государства и окружающей среды в период гипервысоких цен на металлопродукцию, они больше не хотят заниматься этим делом в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, когда потребовалось вкладывать значительные инвестиции в модернизацию.

На этой неделе в Украине всплыла информация о возможной продаже третьего по величине металлургического комбината страны ОАО «Запорожсталь» (в 2008 г. комбинат выплавил 3,9 млн т стали, произвел 3,2 млн т проката, выручка составила 13,64 млрд грн, чистая прибыль – 47,65 млн грн). 7 июля Антимонопольный комитет Украины сообщил, что он официально предоставил разрешение компании Airol Beteiligungen AG (г. Цюрих, Швейцария), которая осуществляет инвестиционную деятельность с ценными бумагами и не занимается хозяйственной деятельностью в Украине, на приобретение доли в уставных фондах ООО «Рось» и ООО «Запоріжсталь-РС» (оба г. Запорожье). Первая из них, согласно информации АМК, также занимается инвестиционной деятельностью с ценными бумаги, а вторая специализируется на оптовой торговле углем, рудами и продукцией химической промышленности.

Приобретение доли в названных компаниях обеспечивает в них Airol Beteiligungen AG мажоритарную долю (более 50+1% уставного капитала). Ряд фактов дает основание предположить, что названная сделка является продажей своей доли компанией Midland Group Эдуарда Шифрина и Алексея Шнайдера, которые де-факто являются совладельцами «Запорожстали». Источник, близкий к регистратору акций ОАО «Запорожсталь-РС» также косвенно подтвердил эту информацию.
До 2009 г. владельцами комбината выступали фактически три крупных акционера: Midland Group, Игорь Дворецкий и Артур Абдинов. В прессе очень часто звучит информация о паритетном владении комбинатом между украинскими и иностранными собственниками (Midland Group), однако по нашим данным после известной реорганизации «Запорожстали» соотношение стало 40:60 в пользу иностранцев.

Еще в 2008 году пакеты акций начали «тасоваться» между структурами Midland Group, логику чего было сложно уловить. На данный момент крупнейшими акционерами комбината выступают компании ООО «Галинвест» (16,8%), Межрегиональный фондовый союз» (13,5%), ООО «Київ Секюрітіз Груп» (21,8%), ООО «Запоріжсталь-РС» (16,95%), Global Steel Іnvestments Limited (12,0%), ООО «Мидленд Кепитал Менеджмент» (11,7%). Именно последние четыре компании связывают с Midland Group.

То, что акции ООО «Запоріжсталь-РС» продает именно Midland Group может подтвердить тот факт, что из состава акционеров компании, скорее всего, вышла ООО «Гелабран Реал Истейт». По математическим расчетам, только она могла продать пакет акций, который может позволить другой компании сконцентрировать контрольный пакет акций ООО «Запоріжсталь-РС». В свою очередь, ООО «Гелабран Реал Істейт» зарегистрирована по тому же адресу, что и ООО «Київ Секюрітіз Груп», входящая в сферу влияния Midland Group.

Компанию Airol Beteiligungen AG связывают с украинским пулом инвесторов, поэтому версия о продаже пакета акций «Запорожстали» именно Эдуардом Шифриным и Алексеем Шнайдером имеет в своем основании серьезные факты.

Между тем, слухи о планах по выходу иностранных собственников циркулируют уже давно. Несмотря на свой масштаб, комбинат в последнее время обрастал хроническими проблемами. Во-первых, «Запорожсталь» является одним из самых технологически отставших предприятий страны. Основная доля стали плавится в мартенах и разливается в изложницы, что повышает ресурсоемкость и, соответственно, себестоимость продукции. Несмотря на регулярные обещания акционеров и руководства начать инвестировать в модернизацию (а не капитальный ремонт) основных фондов, никаких ощутимых подвижек в сравнении другими украинскими предприятиями сделано не было.

Во-вторых, что является закономерным продолжения первого пункта, на комбинат регулярно наседают местные и государственные органы власти с требованием уменьшить вредные для окружающей среды выбросы. Одним из главных требований было заменить мартены и реконструировать аглофабрику. До поры до времени эти процессы удавалось затягивать, однако в городе, который является одним из самых загрязненных в Украине и одним из лидеров по онкологическим заболеваниям, уже нарастает массовое недовольство, которое может подорвать влияние местных политических сил. Поэтому последние будут активно склонять комбинат к модернизации.

В-третьих, одной из наиболее серьезных экономических проблем комбината, которая была актуальна даже в условиях высоких цен на рынке металлопродукции, является тот факт, что он наименее обеспечен сырьевыми ресурсами среди украинских предприятий. При этом дефицит наблюдается практически по всем видам сырья. Сейчас комбинат является крупным, но не мажоритарным акционером Запорожского ЖРК и «Запорожкокса». Эти предприятия являются основными поставщиками на «Запорожсталь», соответственно, аглоруды и кокса, однако их мощностей недостаточно для обеспечения комбината сырьем в необходимом количестве.

Для нормальной работы (загрузки на уровне 95-97%), потребности «Запорожстали» по коксу составляют почти 2 млн. тонн. Из них только 1,5-1,7 млн. т может поставить «Запорожкокс», и то только при условии, что комбинат найдет для него уголь. В 2006 г. «Запорожтсаль» приобрела в России ПО «Шолоховское» (мощности по обогащению 1,2 млн. т коксующихся) и шахту «Быстрянская 1, 2» (план по добыче – 750 тыс. т в год). Они теоретически позволяют на 50% удовлетворить потребности «Запорожкокса» в сырье, что позволяет покрыть потребности меткомбината в коксе на 35%. Однако, для того, чтобы выйти на максимальный уровень добычи, в шахту и в комбинат необходимо инвестировать значительные средства, что акционеры комбината делают крайне неохотно. Ситуация с ЖРС еще намного хуже. ЗЖРК может покрыть только потребности в аглоруде (свыше 1 млн. т), а вот концентрат и окатыши приходиться закупать на стороне.

Устаревшие мощности предприятия, а также отсутствие стабильных поставщиков кокса и железной руды серьезно играли против прибыльности «Запорожстали» даже во время благоприятной конъюнктуры. А по мере снижения цен на металлопродукцию деятельность комбината становится попросту нерентабельной. Ситуацию усугубляет и тот факт, что "Запорожсталь" специализируется на производстве листового проката, спрос на который практически мертвый из-за глубокого спада в машиностроении. Основными потребителями продукции комбината являются производители сварных труб, предприятия автомобильного, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, производители бытовой техники. Данные отрасли экономики после кризиса восстанавливаются, как правило, последними, поэтому благоприятных условий на рынках в ближайшем будущем не ожидается.

Все названные причины требуют от собственников либо начинать глубокую модернизацию, либо выходить из бизнеса.
Возможная продажа «Запорожстали» дает основания полагать, что процесс бегства спекулятивного капитала с отечественной металлургии уже начался. Несмотря на все риски, этот процесс может оказаться весьма полезным для Украины, поскольку работать в нынешних условиях на минимальных инвестициях уже практически невозможно. Сегодняшняя ситуация такова, что получить прибыль в ГМК можно только через реализацию обширной инвестпрограммы, что предполагает приход стратегического капитала, ориентированного на долгосрочную перспективу, а не на конъюнктурные спекулятивные операции.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 2
15:38 | 10.07.2009
глас Народа
глас Народа - власть Народу
Украинцы (без учёта бандэровцев-фашистов), в принципе, мудрейший Народ. Это доказано исторически. Долой тупорылого бандэровца-президента (який чистими руками вкрав «тільки»(!!!) дві буханки хліба) и его, явно цру-шную, бандэровку-мотьку! Такая должность украинцам не нужна вообще! Прихвостней воров-олигархов, клопов, выпивших всю кровь трудового Народа - на кичу! Истинную элиту нации, творцов настоящей справедливой жизни-машиностроителей, металлургов, шахтеров и крестьянство в Верховный Совет! Миллионеров-живодеров и всю эту капиталистическую мразь на свалку! Попробовали капитализм - не по нутру он нам Хохлам, трудящихся во власть! Матрос Железняк ВПЕРЁД за власть Народу! Народ, «зри в корень» - срочно меняй общественно-политическую систему!
15:43 | 04.09.2010
мда
глас Народа ... Спасибо за Янувковича ...

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!