kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Льготная подноготная

13.07.09
размер текста:

Представители горно-металлургического комплекса сумели убедить правительство продлить еще на квартал льготы, предусмотренные подписанным сторонами в конце прошлого года Меморандумом. Это уже четвертая по счету пролонгация, и, дай Бог, не последняя. В июне Кабмин для приличия пригрозил металлопроизводителям пальчиком: мол, будете и дальше продавать на внутреннем рынке продукцию по ценам выше, чем за границей, - льготную лавочку прикроем. А в июле министры сделали вид, что к их рекомендациям в ГМК чутко прислушались.

Постановление о продлении льгот для ГМК было принято Кабинетом министров 24 июня. При этом на 8 июля правительство запланировало на своем заседании проанализировать, насколько эффективно отработан документ в первом полугодии и целесообразно ли сохранять преференции для металлургов на будущее.
Но, как оказалось, тревоги последних были напрасными. В положенный день никто из членов Кабмина даже не обмолвился об отмене льгот. Ранее эту идею активнее всего проталкивал Минтранссвязи, но сейчас министерство обезглавлено и занимается исключительно тотальными внутренними кадровыми перетасовками.

Минтопэнерго, которое тоже обязано, согласно меморандуму, давать металлургам тарифные скидки на электроэнергию и газ, спор также не затевало. Ведь в условиях, когда ежемесячно Украина всем миром по крупице собирает доллары, чтобы рассчитаться за газ с "Газпромом", именно горно-металлургический комплекс является основным поставщиком валюты в страну. А тут еще и министр промышленной политики Владимир Новицкий обнадежил, что в июле в Украине ожидается 10% рост производства стали по сравнению с июньскими показателями и еще больший рост экспортных поступлений. По его данным, цены на металлопродукцию на внешних рынках понемногу поползли вверх (на 30-50 долл./тонн по разным группам товаров), что уже позволило отечественным металлургам опустошить склады от залежавшейся продукции.

При такой конъюнктуре Кабмин может себе позволить разве что раз-другой для успокоения совести пожурить сталеваров, прекрасно понимая, что сегодня с ними надо обращаться исключительно по-хорошему. Даже, несмотря на то, что Меморандум с ГМК выполнил лишь одну из двух основных задач, перед ним поставленных. Он поддержал на плаву сталеплавильную отрасль в самые черные дни, но он так и не оживил внутренний рынок металла. Даже наоборот: последний из состояния полусонливости перешел в летаргию.

2 июля топ-менеджеры крупнейших отечественных меткомпаний ("Арселор Миттал Кривой Рог", "Запорожсталь", "Интерпайп", ИСД, Мариупольский меткомбинат имени Ильича, "Метинвест Холдинг", "Смарт-Холдинг" и др.) были вызваны на рандеву к министру промышленной политики Владимиру Новицкому, чтобы услышать две новости. Традиционно - плохую и хорошую.

Первая заключалась в том, что с 1 июля Минэкономики и Госинспекции по контролю за ценами приказано тщательно мониторить цены на металлопродукцию, поставляемую отечественным потребителям. И если контролирующие органы посчитают эти цены завышенными, то даже из-за одного «жадины» пострадать могут все субъекты ГМК: правительство в одностороннем порядке выйдет из подписантов Меморандума.

И новость вторая: если металлурги будут паиньками, то не исключено, что нынешние льготы сохранят до конца года.

Основания для недовольства по поводу внутренних цен у министра были. С одной стороны, на ведомство Новицкого постоянно катит бочку Министерство транспорта, упрекая его в том, что подопечные Минпромполитики имеют докризисные тарифы на перевозку своих грузов, однако собственную продукцию для нужд железнодорожников (те же колеса, рельсы) отгружают отнюдь не по льготной стоимости. С другой стороны даже в объединении "Металлургпром" не могли не заметить июньский крен в ценовой политике украинских сталеваров.

По данным его генерального директора Василия Харахулаха, на внутреннем рынке Украины ряд позиций металлопродукции реализуется по цене, которая на 110-550 грн./тонн превышает стоимость этой же продукции на внешнем рынке. В перечень такого переоцененного товара, в частности, входит заготовка для переката, катанка, арматура, круг, квадрат, а также горячекатаный и холоднокатаный лист.

Было в чем упрекнуть металлургов и заместителю министра экономики Михаилу Поживанову. По его словам, тот факт, что внутренние цены на металлопродукцию в Украине в первом полугодии на 30% превышали экспортные, может стать причиной для антидемпинговых процессов против отечественных производителей со стороны стран-членов ВТО и ЕС. "Ведь это значит, что кто-то кого-то дотирует на экспорт. Там также наши меморандумы отслеживают, и тогда они вспомнят нам и тарифы на перевалку грузов в портах, и неповышение цен на газ и железнодорожные тарифы, и все остальное", - предупредил замминистра.

Михаил Поживанов не отрицает, что в тяжелый для бюджетообразующей отрасли период Меморандум стал для нее серьезной опорой, но вот другие сферы экономики такого благотворительного влияния не почувствовали. Если в I полугодии 2008 года, согласно информации господина Поживанова, на внутренний рынок шло 28% металла, выплавляемого в стране, то за такой же период 2009 года эта доля была почти вдвое меньшей - 15,6%.

Сами рыночные игроки в принципе согласны с замминистра в том, что надежды на внутренний рынок в условиях падения объемов внешнего сбыта себя не оправдали. Однако они не согласны, что вина за это падает на них. Ведь за уже 8-месячный период действия меморандума правительство не представило ни одной реальной государственной программы поддержки металлопотребляющих отраслей. Меры по оживлению судостроения изначально были утопичными.
Авиационные заводы только сейчас начали набирать портфель заказов. Поэтому все первое полугодие-2009 металлурги работали в Украине преимущественно на себя (проданный внутри страны металл использовался при участившихся ремонтах на предприятиях ГМК или для дальнейшего передела, например, производства труб) и на железнодорожников, которые более-менее держали планку потребления на приемлемом уровне. Остальные же "металоядные" отрасли заметно сдали.

Как следствие в сегменте строительного проката (арматура, балка, уголок, швеллер) на внутреннем рынке сужение составило по разным позициям от 65 до 79%, в сегменте плоского проката - от 45 до 56% (здесь в обоих случаях сравниваются показатели за 5 месяцев 2009 и 2008 годов). "Вторичный рынок металла практически разрушен. Молодая украинская металлоторговля, из года в год по крупицам набиравшая свой вес в структуре стального потребления, за пять месяцев текущего года снизилась в три раза в годовом измерении", - сокрушается директор по маркетингу металлотрейдинговой компании УГМК Руслан Мажинский.
Неадекватное ценовое поведение отечественных сталепроизводителей только способствовало такой разрухе. Хотя нельзя утверждать, что, завышая внутренние цены, предприятия ГМК действовали согласованно, поскольку зачастую ценовая динамика напоминала разнонаправленное броуновское движение. Да, были случаи, когда арматура "Криворожстали" стоила в Украине на 400-450 грн./тонн дороже, чем импортные аналоги. Но случались и прецеденты, когда Мариупольский комбинат имени Ильича сбывал горячекатанный лист на 350-400 грн./тонн дешевле, чем у российских конкурентов.

Похоже, сами сталепроизводители до сих пор так и не определились со стратегией работы на внутреннем рынке, поэтому действуют здесь больше по наитию, чем по плану. Свидетельство сему – имевшее место в отдельных регионах случаи дефицита некоторых видов металлопродукции.

Тем не менее, Министерству экономики удалось усмотреть в действиях металлургов и элементы прозрачности, и тенденции к выравниванию цен. Как следует из озвученного на правительственном заседании 8 июля доклада главы этого ведомства Богдана Данилишина, факты ценовых перегибов наблюдались, но теперь все уже в прошлом: металлурги перевоспитались и уже не дискриминируют отечественных покупателей. То есть, почти не дискриминируют. Ведь даже согласно данным, приведенным господином Данилишиным, проблема непаритетности цен полностью не устранена.

Судите сами: согласно итогам мониторинга, в августе 2008 года внутренняя цена на арматуру в Украине превышала экспортную на 24%, а в январе-июне 2009 года - на 6,8%. За этот же период для катанки превышение внутренних цен над внешними сократилось с 21% до 1,5%. Но если оценивать разрыв не в дробях, а в долларах, то он все равно окажется довольно существенным. Та же арматура внутри страны стоит 441 долл./тонн, а за ее пределами - 413 долл./тонн. По другим товарным группам долларовая разница хоть и ниже, но она все-таки остается.

Нынешнее выравнивание внутренних и экспортных цен происходит отнюдь не по указке правительства, а из-за оживившегося спроса на металлопродукцию за рубежом, прежде всего, на азиатских и ближневосточных рынках. Уловив момент, свои отпускные цены подняли многие мировые сталеплавильные компании. Следом потянулись и их украинские коллеги. Таким образом, ценовой паритет образовался не из-за того, что предприятия ГМК испугались Кабмина и удешевили сталь и изделия из нее, предназначенные для внутреннего потребления, а вследствие роста отпускных цен на продукцию, направляемую за пределы Украины.

Но если правительство Юлии Тимошенко хочет приписать это себе в заслуги, помешать ему никто не в силе. Ведь красиво выглядеть не запретишь.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!