kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Льготная подноготная

13.07.09
размер текста:

Представители горно-металлургического комплекса сумели убедить правительство продлить еще на квартал льготы, предусмотренные подписанным сторонами в конце прошлого года Меморандумом. Это уже четвертая по счету пролонгация, и, дай Бог, не последняя. В июне Кабмин для приличия пригрозил металлопроизводителям пальчиком: мол, будете и дальше продавать на внутреннем рынке продукцию по ценам выше, чем за границей, - льготную лавочку прикроем. А в июле министры сделали вид, что к их рекомендациям в ГМК чутко прислушались.

Постановление о продлении льгот для ГМК было принято Кабинетом министров 24 июня. При этом на 8 июля правительство запланировало на своем заседании проанализировать, насколько эффективно отработан документ в первом полугодии и целесообразно ли сохранять преференции для металлургов на будущее.
Но, как оказалось, тревоги последних были напрасными. В положенный день никто из членов Кабмина даже не обмолвился об отмене льгот. Ранее эту идею активнее всего проталкивал Минтранссвязи, но сейчас министерство обезглавлено и занимается исключительно тотальными внутренними кадровыми перетасовками.

Минтопэнерго, которое тоже обязано, согласно меморандуму, давать металлургам тарифные скидки на электроэнергию и газ, спор также не затевало. Ведь в условиях, когда ежемесячно Украина всем миром по крупице собирает доллары, чтобы рассчитаться за газ с "Газпромом", именно горно-металлургический комплекс является основным поставщиком валюты в страну. А тут еще и министр промышленной политики Владимир Новицкий обнадежил, что в июле в Украине ожидается 10% рост производства стали по сравнению с июньскими показателями и еще больший рост экспортных поступлений. По его данным, цены на металлопродукцию на внешних рынках понемногу поползли вверх (на 30-50 долл./тонн по разным группам товаров), что уже позволило отечественным металлургам опустошить склады от залежавшейся продукции.

При такой конъюнктуре Кабмин может себе позволить разве что раз-другой для успокоения совести пожурить сталеваров, прекрасно понимая, что сегодня с ними надо обращаться исключительно по-хорошему. Даже, несмотря на то, что Меморандум с ГМК выполнил лишь одну из двух основных задач, перед ним поставленных. Он поддержал на плаву сталеплавильную отрасль в самые черные дни, но он так и не оживил внутренний рынок металла. Даже наоборот: последний из состояния полусонливости перешел в летаргию.

2 июля топ-менеджеры крупнейших отечественных меткомпаний ("Арселор Миттал Кривой Рог", "Запорожсталь", "Интерпайп", ИСД, Мариупольский меткомбинат имени Ильича, "Метинвест Холдинг", "Смарт-Холдинг" и др.) были вызваны на рандеву к министру промышленной политики Владимиру Новицкому, чтобы услышать две новости. Традиционно - плохую и хорошую.

Первая заключалась в том, что с 1 июля Минэкономики и Госинспекции по контролю за ценами приказано тщательно мониторить цены на металлопродукцию, поставляемую отечественным потребителям. И если контролирующие органы посчитают эти цены завышенными, то даже из-за одного «жадины» пострадать могут все субъекты ГМК: правительство в одностороннем порядке выйдет из подписантов Меморандума.

И новость вторая: если металлурги будут паиньками, то не исключено, что нынешние льготы сохранят до конца года.

Основания для недовольства по поводу внутренних цен у министра были. С одной стороны, на ведомство Новицкого постоянно катит бочку Министерство транспорта, упрекая его в том, что подопечные Минпромполитики имеют докризисные тарифы на перевозку своих грузов, однако собственную продукцию для нужд железнодорожников (те же колеса, рельсы) отгружают отнюдь не по льготной стоимости. С другой стороны даже в объединении "Металлургпром" не могли не заметить июньский крен в ценовой политике украинских сталеваров.

По данным его генерального директора Василия Харахулаха, на внутреннем рынке Украины ряд позиций металлопродукции реализуется по цене, которая на 110-550 грн./тонн превышает стоимость этой же продукции на внешнем рынке. В перечень такого переоцененного товара, в частности, входит заготовка для переката, катанка, арматура, круг, квадрат, а также горячекатаный и холоднокатаный лист.

Было в чем упрекнуть металлургов и заместителю министра экономики Михаилу Поживанову. По его словам, тот факт, что внутренние цены на металлопродукцию в Украине в первом полугодии на 30% превышали экспортные, может стать причиной для антидемпинговых процессов против отечественных производителей со стороны стран-членов ВТО и ЕС. "Ведь это значит, что кто-то кого-то дотирует на экспорт. Там также наши меморандумы отслеживают, и тогда они вспомнят нам и тарифы на перевалку грузов в портах, и неповышение цен на газ и железнодорожные тарифы, и все остальное", - предупредил замминистра.

Михаил Поживанов не отрицает, что в тяжелый для бюджетообразующей отрасли период Меморандум стал для нее серьезной опорой, но вот другие сферы экономики такого благотворительного влияния не почувствовали. Если в I полугодии 2008 года, согласно информации господина Поживанова, на внутренний рынок шло 28% металла, выплавляемого в стране, то за такой же период 2009 года эта доля была почти вдвое меньшей - 15,6%.

Сами рыночные игроки в принципе согласны с замминистра в том, что надежды на внутренний рынок в условиях падения объемов внешнего сбыта себя не оправдали. Однако они не согласны, что вина за это падает на них. Ведь за уже 8-месячный период действия меморандума правительство не представило ни одной реальной государственной программы поддержки металлопотребляющих отраслей. Меры по оживлению судостроения изначально были утопичными.
Авиационные заводы только сейчас начали набирать портфель заказов. Поэтому все первое полугодие-2009 металлурги работали в Украине преимущественно на себя (проданный внутри страны металл использовался при участившихся ремонтах на предприятиях ГМК или для дальнейшего передела, например, производства труб) и на железнодорожников, которые более-менее держали планку потребления на приемлемом уровне. Остальные же "металоядные" отрасли заметно сдали.

Как следствие в сегменте строительного проката (арматура, балка, уголок, швеллер) на внутреннем рынке сужение составило по разным позициям от 65 до 79%, в сегменте плоского проката - от 45 до 56% (здесь в обоих случаях сравниваются показатели за 5 месяцев 2009 и 2008 годов). "Вторичный рынок металла практически разрушен. Молодая украинская металлоторговля, из года в год по крупицам набиравшая свой вес в структуре стального потребления, за пять месяцев текущего года снизилась в три раза в годовом измерении", - сокрушается директор по маркетингу металлотрейдинговой компании УГМК Руслан Мажинский.
Неадекватное ценовое поведение отечественных сталепроизводителей только способствовало такой разрухе. Хотя нельзя утверждать, что, завышая внутренние цены, предприятия ГМК действовали согласованно, поскольку зачастую ценовая динамика напоминала разнонаправленное броуновское движение. Да, были случаи, когда арматура "Криворожстали" стоила в Украине на 400-450 грн./тонн дороже, чем импортные аналоги. Но случались и прецеденты, когда Мариупольский комбинат имени Ильича сбывал горячекатанный лист на 350-400 грн./тонн дешевле, чем у российских конкурентов.

Похоже, сами сталепроизводители до сих пор так и не определились со стратегией работы на внутреннем рынке, поэтому действуют здесь больше по наитию, чем по плану. Свидетельство сему – имевшее место в отдельных регионах случаи дефицита некоторых видов металлопродукции.

Тем не менее, Министерству экономики удалось усмотреть в действиях металлургов и элементы прозрачности, и тенденции к выравниванию цен. Как следует из озвученного на правительственном заседании 8 июля доклада главы этого ведомства Богдана Данилишина, факты ценовых перегибов наблюдались, но теперь все уже в прошлом: металлурги перевоспитались и уже не дискриминируют отечественных покупателей. То есть, почти не дискриминируют. Ведь даже согласно данным, приведенным господином Данилишиным, проблема непаритетности цен полностью не устранена.

Судите сами: согласно итогам мониторинга, в августе 2008 года внутренняя цена на арматуру в Украине превышала экспортную на 24%, а в январе-июне 2009 года - на 6,8%. За этот же период для катанки превышение внутренних цен над внешними сократилось с 21% до 1,5%. Но если оценивать разрыв не в дробях, а в долларах, то он все равно окажется довольно существенным. Та же арматура внутри страны стоит 441 долл./тонн, а за ее пределами - 413 долл./тонн. По другим товарным группам долларовая разница хоть и ниже, но она все-таки остается.

Нынешнее выравнивание внутренних и экспортных цен происходит отнюдь не по указке правительства, а из-за оживившегося спроса на металлопродукцию за рубежом, прежде всего, на азиатских и ближневосточных рынках. Уловив момент, свои отпускные цены подняли многие мировые сталеплавильные компании. Следом потянулись и их украинские коллеги. Таким образом, ценовой паритет образовался не из-за того, что предприятия ГМК испугались Кабмина и удешевили сталь и изделия из нее, предназначенные для внутреннего потребления, а вследствие роста отпускных цен на продукцию, направляемую за пределы Украины.

Но если правительство Юлии Тимошенко хочет приписать это себе в заслуги, помешать ему никто не в силе. Ведь красиво выглядеть не запретишь.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!