Евросоюз: двери закрываются
ПублікаціїЕвросоюз усиливает защиту своего металлорынка от импортной продукции, больше всего "досталось" России и Китаю, который был назван главной угрозой для европейских производителей. Украина может выиграть от этого – прежде всего по стальным полуфабрикатам.
В конце марта Еврокомиссия (ЕК) обнародовала новый план поддержки региональной металлургии, на долю которой приходится около 1,3% совокупного ВВП стран ЕС. По большей части план сводится к защитным мерам против импорта из таких стран, как Китай и Россия. Так, в феврале Брюссель уже ввел предварительные антидемпинговые пошлины на холоднокатаный рулон из РФ и КНР: для Магнитогорского МК они составят 19,8%, для "Северстали" – 25,4%, для Новолипецкого МК и остальных поставщиков – 26,2%. Продукция китайской компании Angang будет облагаться пошлиной в 13,8%, а прочих предприятий Поднебесной – в пределах 14,5-16%. Основанием стало заявление ЕК, что с апреля 2014-го по март 2015-го (период антидемпингового расследования) операторы из этих двух стран поставили в Евросоюз 1,43 млн тонн х/к рулона, заняв 20,1% регионального рынка и нанеся ущерб локальным производителям. Меры введены на 6 месяцев, после чего должны быть заменены на окончательные 5-летние. Отметим, что расследование было начато по жалобе отраслевой ассоциации Eurofer от имени местных производителей х/к проката: ArcelorMittal, ThyssenKrupp, Tata Steel UK и U.S. Steel Kosice. Для справки, общий металлоимпорт в ЕС в 2015 году увеличился на 20%, ключевыми поставщиками были Китай, Россия и Украина.
Выгнать их всех
Кроме того, в феврале ЕК запустила 3 новых антидемпинговых расследования против Пекина – по г/к рулону, толстому листу и бесшовным трубам. При этом Комиссия заявила, что "готова принять меры по защите промышленности Европы от разрушительных эффектов нечестной торговли". И как минимум по г/к рулону расследование стало превентивным, в ответ на угрозу нанесения ущерба, тогда как ранее, по правилам ЕС, для подачи антидемпингового иска требовались доказательства уже причиненного вреда. В целом же сейчас ведется 10 антидемпинговых расследований по металлопродукции, в 6 из которых, среди прочих государств, фигурирует Китай.
Таким образом, можно говорить об изменении порядка расследований де-факто, констатирует представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. Что касается "де-юре", то ЕК постановила сократить срок антидемпинговых и компенсационных расследований с 9 до 8 месяцев. Также будет отменено действие нормы ВТО, по которой окончательная пошлина должна быть не выше (а на практике, как правило, ниже) определенной в ходе расследования демпинговой маржи; будет создан механизм мониторинга металлоимпорта, который позволит оперативно отслеживать риски для собственного производства. Брюссель заявляет о необходимости совместных действий на международном уровне по преодолению мирового избытка мощностей и "резкого роста экспорта металлопродукции из некоторых стран" – все это тоже касается прежде всего КНР, где, по европейским оценкам, излишние мощности составляют 350 млн тонн/год.
Наряду с этим Комиссия предлагает меткомпаниям Европы активнее инвестировать в модернизацию, внедрение новых технологий, снижение выбросов парниковых газов и повышение качества человеческого капитала. Под решение этих задач Евросоюз готов выделять средства своих централизованных фондов.
Тем не менее все эти новации вызвали разочарование у руководителей метхолдингов ЕС – они ожидали более решительных действий, сообщает тамошний эксперт по ГМК Горкем Болака. Одна из претензий – в США предварительные антидемпинговые и компенсационные пошлины вводятся уже через 4,5 месяца после старта расследования. Американцы без колебаний устанавливают против китайцев санкции в 200% и выше – недосягаемый уровень для европейских металлургических лоббистов, отмечает Г.Болака. Также они выступают против признания Поднебесной страной с рыночной экономикой (с 1 декабря 2016-го), как это уже определено международными соглашениями – ведь это значительно сузит поле для завышенных пошлин против Пекина. ЕК поддерживает эту позицию и "дальнейшее обсуждение вопроса с учетом всех интересов". Исходя из этого, вполне вероятно, что заградительные меры будут усиливаться и дальше.
Наши шансы
Собственно, такая защитная политика Брюсселя вполне соответствует глобальному тренду усиления протекционизма, наметившемуся после кризиса-2008. Так, уже с начала 2016 года различные страны ввели меры или начали расследования против металлоимпорта: Турция (антидемпинговые пошлины в 30,015% на окрашенный прокат из Китая), Индия (минимально допустимые цены на ряд сортаментных позиций черных металлов, подготовка расследований, а также расследование импорта нержавеющего х/к проката), Пакистан (дополнительная регуляторная пошлина в 15% на готовый прокат), Вьетнам (расследование ввоза заготовки и прутков), Австралия (расследование импорта стальной продукции из КНР и алюминия – из Китая, Тайваня, Южной Кореи), США (предварительные антидемпинговые пошлины на г/к прокат, расследование против китайской нержавейки) и др.
Касательно же Украины Евросоюз вынужден соблюдать нормы свободной торговли, в т.ч. по металлопродукции. Так, в январе он уменьшил ввозные пошлины на отечественные стальные канаты в 5 раз, с 51,8% до 10,5% – старая ставка действовала еще с 1999 года. Срок действия пошлин – до февраля-2017, и затем, возможно, они будут отменены, допускает Б.Левич. Кроме этого, в ЕС сохранилась только одна пошлина на украинский металл – точнее, на бесшовные трубы, действующая с 2006 года. Днепропетровский трубный завод платит 12,3% таможенной стоимости, Никопольский завод бесшовных труб и Нижнеднепровский трубопрокатный завод – 13,8%, остальные – 25,7%. Эти санкции действительны до июля-2017, после чего тоже могут стать историей.
Впрочем, даже полная либерализация поставок труб или канатов почти не повлияет на металлоэкспорт из Украины в Европу. Проблема в том, что тамошний рынок хорошо прикрыт от нежелательных "гостей" не только тарифными, но и разнообразными нетарифными ограничениями, которые касаются параметров качества товара, его химсостава, соответствия экологическим требованиям и т.п. Неудивительно, что в 2015 году отечественный металлоэкспорт на европейский рынок упал на 32,7%, до 2,6 млрд долл. – это 32,4% общего объема по подгруппе 72 УКТВЭД. Рост отмечен лишь по нескольким странам, например в Нидерланды (на 7,1%, до 196,4 млн долл.) или в Хорватию (+11,6%, до 16,1 млн долл.). Металлорынок Евросоюза требователен и высококонкурентен, тем более сейчас, когда в этом объединении продолжается затяжной экономический кризис.
Смогут ли украинские металлурги хотя бы отчасти наверстать прошлогодние потери объемов металлоэкспорта в ЕС в течение 2016 года? Скорее всего, да, в том числе пользуясь вытеснением с этого рынка китайских и российских конкурентов. Нишу проката довольно прочно занимают местные производители и импортеры из других стран Запада, а вот по полуфабрикатам у украинцев традиционно есть шансы. Тем более что котировки на рынках металлопродукции начали расти, а это дает метгруппам Украины больше возможностей для ценовых маневров на платежеспособных рынках.
Максим Полевой
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram