Пожар по соседству

Публікації

Британское правительство во главе с Дэвидом Кэмероном за 2 последних года собственными руками убило национальную металлургию. Этим самым путем до сих пор шел и Кабинет министров Украины во главе с Арсением Яценюком. Хочется верить, что, глядя на пример Туманного Альбиона, новый состав КМУ с Владимиром Гройсманом не станет наступать на те же грабли.

13 млрд долл. на ветер

Индийская корпорация Tata Steel в 2007 году приобрела металлургические заводы британско-голландской компании Corus за 13 млрд долл. По нынешним меркам такая сумма выглядит астрономически-нереальной. Но если вспомнить, как стремительно тогда росли цены на металлопродукцию – сделка была вполне интересной для Ратана Тата, главы совета директоров корпорации. Однако отбить вложенные в покупку средства Tata не успела: через год начался кризис, который привел к падению спроса на металл и обвалу цен.

Уже тогда с позиций финансовой отчетности инвестиции в заводы Corus превратились в отрицательную величину. Поэтому еще в 2011-м индусы избавились от Teesside Cast Products, расположенного возле Миддлсборо. Актив перешел к таиландской Sahaviriya Steel Industries (SSI) за 469 млн долл., т.е. примерно в 3 раза дешевле, чем за него ранее заплатила сама Tata. При этом британская металлургия сталкивалась с теми же проблемами, что и остальные европейские коллеги: высокие экологические стандарты на фоне падения спроса в ЕС сделали местных производителей неконкурентными по сравнению с китайцами.

В дополнение к этому правительство Д.Кэмерона в 2013 году объявило о новой промышленно-энергетической политике. Ее суть заключается в отказе от "грязных" производств в пользу экологически чистых. На первый взгляд, цель вполне благородная с точки зрения заботы государства о здоровье своих граждан и о будущем нации. Однако в итоге получилось в полном соответствии с известной поговоркой: "Хотели как лучше – получилось как всегда". Национальная экономика усилила зависимость от импорта металлопродукции, британский бюджет потерял налоговые поступления, а у властей появилась головная боль из-за десятков тысяч новых безработных.

Во-первых, в рамках новой стратегии тарифы на электроэнергию для металлургов были повышены до заоблачных значений – сегодня они являются самыми высокими в мире. Кроме того, импорт металла из КНР нарастал угрожающими темпами. Но если в континентальной части ЕС Еврокомиссия все же ведет антидемпинговые расследования против китайской экспансии, то власти Великобритании отказались от защитных мер в интересах местного производителя.

Их аргументы очень похожи на те, которые приводит заместитель главы Минэкономторга Украины Максим Нефедов, поясняя нежелание ограничивать экспорт металлолома из Украины: "Да здравствует свободный рынок, который сам себя регулирует в условиях невмешательства властей". Действительно, предприятия местного автопрома, среди которых можно выделить завод Nissan-Renault в Сандерленде, Vauxhall, MINI и Jaguar Land Rover – поспешили заявить, что без проблем обойдутся без автолиста британского производства, полностью заменив его китайским.

"Никаких перебоев с поставками даже в случае полной ликвидации сталелитейной промышленности Великобритании на автосборочных предприятиях не будет", – цитировали СМИ анонимного представителя филиала Nissan-Renault. Результат подобной политики не заставил себя долго ждать. Первой сдалась тайская SSI, закрыв завод в Тиссайде. Tata Steel пошла другим путем, прибегнув к тактике поэтапных сокращений объемов производства и персонала: 1 тыс. британских металлургов лишилась работы, потом еще 1, тыс., 6 тыс. … Параллельно индийцы пытались договориться с правительством Д.Кэмерона о мерах господдержки, но в ответ получили лишь предложение инвестировать еще 100 млн фунтов стерлингов в экологическую модернизацию производства.

Убедившись, что диалога с Д.Кэмероном и министром по делам бизнеса Саджидом Джавидом не получается, Tata в 2015 году начала подыскивать покупателя на британские заводы. Нельзя сказать, что никто ими не интересовался, но в итоге продать удалось лишь 2 завода в Дальзеле и Клайдбридже – благодаря неофициальному согласию властей Шотландии предоставить субсидии на энерготарифы. При этом речь идет только о менее энергоемком прокатном производстве. Возобновлять выплавку стали и чугуна новый владелец, компания Liberty House, не намерена. "Нам понятно, что покупка мощностей по выпуску чугуна и стали представляет собой громадный вызов", – пояснил представитель LH в комментарии СМИ.

Опять же неофициально указывается, что без господдержки в вопросе тарифов на электроэнергию купить британские заводы Tata Steel никто не согласится. Поэтому сейчас компания собирается просто закрыть их по примеру SSI. Индийцев тоже можно понять: расходы на поддержание операционной деятельности европейских активов, большинство из которых расположены в Великобритании, составляют 3 млрд долл. в год. А Tata и так имеет отрицательные финансовые и экономические показатели. Достаточно сказать, что ее годовое производство в Индии составляет 10 млн тонн стали при численности персонала 37 тыс. человек. Тогда как у лидера индийского металлургпрома, JSW Steel – выплавка 14 млн тонн на 12,3 тыс. работников. В этих условиях желание Tata сократить расходы и убытки вполне естественно.

В результате угроза увольнения нависла над 40 тыс. работников Tata в Великобритании. Большинство из них проживает в Порт-Талботе, который по мере закрытия сталеплавильных мощностей превращается в город-призрак. На фоне растущего недовольства такой политикой в Великобритании С.Джавид был вынужден в марте приехать в Порт-Талбот и заявить, что правительство не бросит местных металлургов на произвол судьбы и они получат поддержку в виде госзаказов на инфраструктурные проекты, финансируемые из бюджета.

В свою очередь, Д.Кэмерон выразил мнение, что национализация заводов Tata Steel не является решением проблемы. Попутно он ответил на упреки оппонентов в развале британской металлургии, обвинив их в нечестной игре. Главной причиной бедственного положения в Порт-Талботе и на других предприятиях отрасли премьер-министр назвал "громадное мировое перепроизводство стали" – деликатно опустив тот момент, что в этих условиях его правительство отказалось от защиты национального производителя на внутреннем рынке.

Беспощадная война со здравым смыслом

Ситуация в украинском металлургпроме отличается от британской только нюансами. Да, тарифы на электроэнергию в Украине не настолько грабительские и нет необходимости в антидемпинговых пошлинах на большую часть продуктовой линейки – главным образом из-за слабого внутреннего спроса, вынуждающего экспортировать большую часть выплавляемого металла в виде полуфабрикатов. Зато за последние 2 года правительство А.Яценюка в 7 раз(!) повысило налоговую нагрузку на железорудный сектор.

Своевременно возвращать металлургам НДС при экспортных операциях Арсений Петрович и его подчиненные при этом забывали. Также несколько раз в 2014-2015 годах КМУ разрешал без должного обоснования повысить тарифы на перевозку грузов государственному монополисту, ПАО "Укрзализныця". Кроме того, вместо налаживания экономических связей с украинскими предприятиями, оказавшимися на неподконтрольной территории, Кабмин своими решениями блокировал кооперацию внутри ГМК, делая миллионы (с учетом занятых в смежных отраслях) украинцев заложниками политических игрищ.

В частности, речь идет о постановлении КМУ о ликвидации с 1 марта ГП "Донецкая железная дорога", в своей нынешней редакции означающего прекращение грузового железнодорожного сообщения с заводами и шахтами на неподконтрольной территории. Из-за этого возникла угроза их остановки – а ведь это активы с украинской юридической пропиской, которые исправно платят миллиарды гривен в украинский госбюджет. В условиях, когда премьер и президент по всему миру ездят с протянутой рукой и просьбами о новых кредитах, такое решение вызывает как минимум удивление.

Не вчера возникла и проблема низкой пропускной способности на железнодорожном участке "Камыш-Заря – Волноваха", из-за которой отраслевой лидер, холдинг "Метинвест", не может обеспечить сырьем полноценную работу меткомбинатов в Мариуполе. Отдельная эпопея – увеличение в 2015-2016 годах квоты на экспорт металлолома до рекордных значений, на фоне опять же рекордного падения ломосбора. Это привело к дефициту лома на внутреннем рынке, недозагрузке производственных мощностей ГМК и потере 2,7 млн тонн стальной выплавки. Что в свою очередь повлекло снижение валютных и налоговых поступлений. Одним словом, вопреки здравому смыслу, кричащему о необходимости поддержки национального производителя в условиях кризиса, правительство А.Яценюка все эти годы поступало с точностью до наоборот, добивая металлургов.

Неудивительно, что по итогам 2015 года выплавка стали в Украине упала до 23 млн тонн – хотя еще несколько лет назад было 37-39 млн тонн, т.е. почти вдвое больше. Такого кризиса, как сегодня, в истории украинского горно-металлургического комплекса не было последние 15-20 лет, подчеркивает президент объединения "Металлургпром" Александр Каленков. Несмотря на это, украинские компании не допустили массового увольнения рабочих, как их коллеги на британских и европейских метзаводах. Тем не менее ситуация более чем сложная.

А.Каленков отмечает, что сейчас предприятия ГМК не могут покрыть даже переменных затрат, не говоря о том, чтобы отбить себестоимость. "Фактически они сейчас сжигают деньги", – подчеркнул он, выступая на заседании "круглого стола" в комитете Верховной Рады по промышленной политике. Для сохранения украинского ГМК, который составляет основу национальной экономики, нужны государственные решения, убежден глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. О первоочередных мерах, необходимых для спасения отрасли, идет речь в открытом письме, с которым "Металлургпром" и ФМУ обратились к президенту, премьер-министру, главе Верховной Рады и секретарю СНБО.

По сути, это детальный план вывода ГМК и всей экономики Украины из кризиса. Он предусматривает повышение пошлины при экспорте из Украины стратегического сырья – металлолома, до 35 евро/тонну и снижение ставки на импорт металлолома до 0%. Это улучшит обеспечение металлоломом отечественных предприятий, увеличит экспортную выручку на 150 млн долл. в год, а также позволит увеличить поступления в бюджет от экспортной пошлины и нарастить производство продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Также металлурги считают необходимым расширение ПАО "Укрзализныця" пропускной способности железной дороги в направлении Мариуполь на участке "Камыш-Заря – Волноваха" до 22 грузовых поезда в сутки. Это обеспечит загрузку металлургических предприятий региона и дополнительные поступления валютной выручки около 1 млрд долл. ежегодно.

Предлагается урегулировать работу ПАО "Укрзализныця" на неподконтрольной территории Украины. Это обеспечит критически важные для государства перевозки энергетического угля для ТЭС, коксующегося угля и известняков для меткомбинатов на территории Украины, а также продукции меткомбинатов, расположенных на неподконтрольной территории, но с украинской регистрацией, которые платят налоги в бюджет Украины и выручка которых пополняет валютные запасы Украины.

Металлурги считают необходимым снизить тариф на транспортировку газа для промышленных потребителей до среднеевропейского уровня 10-12 долл./тыс. куб. м. Это поддержит конкурентность отечественных экспортеров в Европе по сравнению с европейскими производителями, работающими преимущественно на внутреннем рынке со значительно меньшими затратами на поставку газа и логистику в целом.

Необходимо также привести портовые сборы в Украине, которые составляют 2-3,5 долл./тонну, до экономически обоснованного уровня, сопоставимого со сборами в портах конкурентов – Китай, Турция, РФ, Австралия, Бразилия, где они равны 0,8 долл./тонну грузоподъемности судна.

Также металлурги настаивают на моратории на индексацию железнодорожных тарифов как минимум на 2016 год и возвращении на доработку Мининфраструктуры изменений в Сборник тарифов на железнодорожные перевозки, поскольку в нынешней редакции они значительно ухудшат положение грузовладельцев.

Еще одним фактором, стимулирующим выход ГМК из кризиса, станет восстановление возмещения НДС предприятиям, расположенным на Донбассе и перерегистрированным на подконтрольной Украине территории, которые платят налоги в бюджет Украины. При этом необходимо в апреле-мае возместить всю просроченную задолженности по НДС. Также следует продолжить применение понижающего коэффициента 0,25 к землям, которые находятся в пользовании предприятий горнодобывающей промышленности, отмечают в "Металлургпроме" и ФМУ.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢