Экспертный совет: Повышение ж/д тарифов нецелесообразно

Публікації

У отечественных грузоотправителей появилась робкая надежда на то, что запланированного ранее на 1 мая повышения железнодорожных тарифов не произойдет. Как сообщил на днях новый министр инфраструктуры Владимир Омелян, повышение тарифов отправлено на пересогласование. МинПром решил выяснить, как возможное повышение тарифов отразится на бизнесе украинских промышленников и аграриев.

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький выразил уверенность, что индексация грузовых тарифов на 15% является на сегодня неприемлемой ни для ГМК, ни для других ключевых грузовладельцев "Укрзализныци". "Ценовая конъюнктура на сырьевых рынках зачастую не позволяет покрывать даже переменные затраты на производство продукции. Большинство предприятий работает в убыток только для сохранения рынков сбыта. На этом фоне необоснованное повышение ж/д тарифов может оказать решающее негативное влияние на конкурентоспособность национальных промышленных производителей", – отметил он.

С.Беленький также обратил внимание на то, что изменение подходов к ценообразованию (вместо фиксированного, как правило, минимального расстояния, планируется взымать тариф за фактическое расстояние перевозки) станет дополнительным (скрытым) повышением тарифов, что еще более усугубит негативный эффект от указанного повышения.

По мнению главы ФМУ, сегодня "Укрзализныце" необходимо сосредоточиться на собственной эффективности и противодействию коррупции. Он также отметил, что утвержденный финплан "Укрзализныци" на 2016 "Укрзализныци" содержит ряд спорных статей с явно завышенными расходами (топливо, электроэнергия и другие).

"Мы надеемся, что новый руководитель УЗ привнесет в работу железной дороги лучшие мировые практики по повышению эффективности, сокращению расходов и нетерпимости к коррупционным проявлениям. Кроме того, надеемся на решение проблемы кросс-субсидирования пассажирских перевозок не только за счет грузовладельцев", – резюмировал С.Беленький.

Исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Роман Скильский считает, что любую индексацию грузовых ж/д тарифов нельзя проводить до создания Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта. "Для цивилизованной политики в сфере транспорта нужна стратегия, а не реакция. Сегодня решения принимаются безответственно и в спешке. Логичный подход – создать орган который сможет независимо и компетентно оценить влияние такой индексации на разные отрасли народного хозяйства и потом, если это допустимо, такое повышение проводить", – отмечает он.

При этом Р.Скильский выразил уверенность, что при создании Нацкомиссии должны быть соблюдены два условия – данный орган должен быть независимым и национальным. "Независимым, чтобы не быть лоббистом одной из компаний, будь она госмонополией. Национальным – он должен принимать в расчет то влияние, которое будет оказано на разные отрасли украинской экономики", – пояснил он.

По его словам, сегодня индексация тарифов проводится по принципу cost-plus (затраты плюс надбавка к ним): "То есть берутся затраты, берется норма прибыльности – это подход для корпораций понятный, но он не просчитан и это плохо. Основным же аргументом у "Укрзализныци", почему проводится повышение или планируется индексация, приводится то, что украинские железные дороги имеют тарифы, которые ниже, чем в Европе и странах СНГ".

Р.Скильский обращает снимание на то, что прямые тарифы украинских железных дорог действительно ниже, чем в Европе и странах СНГ, но существует и огромное влияние т.н. "скрытых" тарифов. В частности это штрафные санкции, которые накладывает "Укрзализныця" за задержки подвижного состава, который поступает на предприятиях в вынужденные ремонты по причине своей непригодности к эксплуатации. Он обратил внимание на тот факт, что вагоны, которыми пользуются цементники, имеют износ до 95%, то есть при всех предыдущих повышениях тарифа инвестиций в обновление подвижного состава не было. Кроме того опоздания с подачей железнодорожных вагонов несет для предприятий отрасли репутационные риски, поскольку они не могут выполнить в срок свои контрактные обязательства. А репутационные риски, тоже можно измерить деньгами, говорит Р.Скильский.

"И если мы все это приведем к общему знаменателю, то получим тариф, который далеко не будет самым низким ни в Европе, ни в СНГ", – констатировал исполнительный директор ассоциации "Укрцемент".

Генеральный директор крупнейшего украинского сельхозпредприятия "Нибулон" Алексей Вадатурский отмечает, что повышение грузовых железнодорожных тарифов с 1 мая на 15% нанесет удар как по зернотрейдерам, так и по сельхозпроизводителям. "Зернотрейдеры утратят средства по переходящим запасам, а сельхозпроизводители пострадают еще больше, потому что это будет удар по закупочным ценам: они будут снижаться, чтобы компенсировать рост затрат на логистику, ведь иначе зернотрейдеры не смогут продать свою продукцию на внешних рынках, где очень сильная конкуренция", – пояснил он.

А.Вадатурский выразил мнение, что планируемый переход "Укрзализныци" с фиксированных грузовых тарифов на дифференцированные, в зависимости от расстояния, создаст для украинских аграриев дополнительные риски. "Будет неопределенность, люди даже не будут знать, сколько они должны заплатить железной дороге за перевозку зерна. Как они тогда смогут планировать расходы?", – подчеркнул он.

Генеральный директор "Нибулона" также отметил, что "Укрзализныця" имеет возможности для наполнения своего бюджета без повышения грузовых тарифов. По его словам, для этого надо улучшить оборачиваемость вагонного парка, уменьшить время простоев и разгрузки вагонов. "Надо работать с грузоотправителями и грузополучателями: тот, кто строго следует графику, должен платить меньше, а тот, кто использует вагоны как склад – больше", – полагает А.Вадатурский.

Он выразил надежду, что с приходом новых людей к руководству "Укрзализныци" и Мининфраструктуры ситуация может измениться к лучшему и приемлемые для украинского бизнеса решения все же будут найдены. "Всегда есть надежда, когда приходят новые люди и надо пожелать им в этом успеха", – сказал генеральный директор "Нибулона".

МинПром

Новини

22 Грудня 2023

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

Україна у 2023 році наблизилася до Європейського зеленого курсу

До декларації щодо гарантій безпеки для України приєдналася вже 31 країна

Енергоатом і американська Holtec планують створити спільне підприємство

Морський експорт компенсував втрати від блокади кордону з Польщею

Пірати захопили судно з прокатом південнокорейської Posco

Фінляндія розробила план щодо відновлення України 

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

120 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Окупанти завдали двох авіаударів по вугільних шахтах у Торецьку

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

ВСІ НОВИНИ ⇢