kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Бюджетный кодекс поставили перед выборами

17.07.09
размер текста:

Новая редакция Бюджетного кодекса стала заложником начавшейся политической борьбы за президентское кресло. Правительство не упустило возможности протащить нормы, направленные на централизацию процесса распределения государственных средств, а оппозиция и президент, судя из содержания их критических высказываний, даже толком не ознакомились с данным документом, но уже выступают против него. Складывается впечатление, что хаос, царящий в бюджетной сфере Украины попросту выгоден всем политическим силам.

23 июня 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», который, по сути, является новой редакцией этого документа. «За» принятие законопроекта проголосовали 232 народных депутата из 436, зарегистрированных в зале. Почти в полном составе за данный закон проголосовали фракции БЮТ, Блока Литвина и КПУ, а из фракции НУ-НС его поддержали 33 народных депутата. Проигнорировали голосование в полном составе Партия регионов, а также «пропрезидентская» часть НУ-НС.

Обе политические силы уже высказали свое критическое отношение к новому бюджетному кодексу. Глава Партии регионов В.Янукович заявил, что новая предложенная правительством редакция Бюджетного кодекса приведет к ручному управлению бюджетами и экономикой в целом. Кроме того, он высказал убеждение, что данный документ может стать механизмом для фальсификации предстоящих президентских выборов.

В свою очередь, депутаты от фракции НУ-НС заявили, что будут предлагать Виктору Ющенко наложить на него вето. Президент Украины, очевидно, прислушается к пожеланию своей политической силы. Комментируя принятие новой редакции Бюджетного кодекса, он охарактеризовал данный документ как «просто пустая демагогия и популизм». Правда, при этом, В.Ющенко отметил, что «в нюансах не знаком с этим законом».

Из подобных аморфных критических замечаний, все же можно сделать вывод, что и президент и оппозиция опасаются дальнейшей концентрации власти в руках премьер-министра. Подобные опасения не лишены оснований, поскольку отдельные нормы закона действительно существенно расширяют компетенцию правительства.

Во-первых, это касается положения о переходе на прямые взаимоотношения между государственным бюджетом и непосредственно бюджетами сел, поселков и городов районного значения. Таковых насчитывается около 12,5 тыс., тогда как областных и районных всего 700. На данный момент правительство в лице Министерства финансов перечисляет эти трансферты в бюджеты областных, городах областного значения и сведенные бюджеты районов, которые потом по формуле, утвержденной Постановлением Кабинета Министров, распределяются между территориальными общинами. Действительно, в определенной степени такая система усложняет и затягивает поступление денег на места, однако правительство, очевидно, волновал не этот факт. Скорее всего, Кабинет Министров испытывает определенный дискомфорт из-за того, что не имеет возможности контролировать движение средств после передачи их на областной и районный уровень. Более того, де-факто получается, что заработанные Кабмином деньги тратятся чиновниками Президента (главами госадминистраций), которые работают против главы правительства. Очевидно, что такая ситуация не устраивает Ю.Тимошенко, особенно в преддверии президентских выборов. Переход к прямому финансированию местных бюджетов позволяет правительству обойти эту бюрократическую машину и работать напрямую с первичными органами местного самоуправления.

Во-вторых, в новом Бюджетном кодексе предполагается создание в составе специального фонда госбюджета Украины стабилизационного фонда, из которого будут финансироваться программы «обеспечения экономической стабильности, энергетической и продовольственной безопасности, ослабления зависимости экономики от негативных последствий кризисных явлений, защиты экономики от инфляционного давления и удержания равновесия на рынках стратегически важных видов продукции». Источники формирования и направления использования стабилизационного фонда будут определяться в законе о Государственном бюджете Украины, а вот порядок использования средств такого фонда будет устанавливаться Кабинетом Министров. К слову, сумма стабилизационного фонда в этом году составляет более чем 20 млрд грн. Эти деньги правительство получает право тратить на собственное усмотрение. Очевидно, что украинские власти еще не созрели для того, чтобы им доверяли расходовать такие суммы.

В-третьих, новым Бюджетным кодексом предусматривается, что каждый законопроект, внесенный в парламент, на протяжении пяти дней направляется на экспертизу в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и Кабинет Министров Украины для оценки его влияния на показатели бюджетов и соответствия бюджетному законодательству. В редакции 2001 года норма об обязательном правительственном контроле отсутствовала. Согласно новому закону, правительство фактически может заниматься законодательной деятельностью.

Таким образом, новый бюджетный кодекс в некоторой мере усиливает централизацию бюджетной системы Украины. В то же время, он существенно расширяет финансовую базу местных органов самоуправления (не путать с региональными). Однако сделано это за счет сужения базы именно региональных административно-территориальных единиц. Для примера, если сейчас областной бюджет получает 25% от налога из доходов граждан и 25% от налога из предпринимателей, то с 2010 года, согласно принятому Бюджетному кодексу, эти средства будут поступать не в областной бюджет, а непосредственно в местные бюджеты (городов районного значения, поселковых и сельских советов). Кроме того, закон предусматривает, что в 2010 году в местные бюджеты будут также поступать 100% сбора за землю и 100% налога на недвижимое имущество.

Подобное перераспределение ресурсов сразу же актуализирует ряд проблем, решение которых не прописано в новом кодексе. В частности, остается непонятным как «слабые» региональные власти будут финансировать транс-территориальные проекты (дороги, водопровод и пр.), которые являются наиболее затратными. Очевидно, что местные общины будут несостоятельными решать задачи подобного масштаба, пусть бы какими процветающими они не были. Кроме того, несмотря на низкую эффективность и высокую степень коррумпированности нынешней модели бюджетной системы, региональные власти имеют более точное и полное представление о потребностях местных общин, нежели правительство в Киеве.

Суживая ресурсную базу региональных административных единиц (прежде всего областей) и формируя прямые финансовые коммуникации с местными органами власти, правительство, очевидно, сознательно расшатывает их политическое влияние, распыляя его между тысячами территориальных общин. Несмотря на экономические недостатки такой модели, она все же может оказаться полезной для Украины. Ослабленные региональные власти, вряд ли, смогут заниматься сепаратистскими акциями подобно тем, которые они устраивали в 2004 году. Территориальные общины (даже самые богатые), не смогут влиять на политические процессы, а, будучи «на крючке» у центральной власти, вряд ли, вообще будут инициировать деструктивные политические идеи. Другой вопрос, что бюджет не должен решать подобные проблемы, иначе он сам превращается в политический инструмент.

Алексей Левицкий

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!