Подробнее Запомнить город


Металлолом вновь стал нужным. Надолго ли?

22.07.09
размер текста:

Еще не так давно промышленники наблюдали беспрецедентное падение цены на металлолом – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вторичное сырье подешевело на 66% - с 400 долларов до 135. Обвал был вызван падением на 40% спроса на украинскую металлопродукцию. Однако повышение в июне мировых цен на прокат заставило поднять плечи и торговцев ломом, которые наконец-то смогли повысить цены на свою продукцию после затяжного пике.

Повышенный спрос на металлопрокат всерьез обрадовал металлургические предприятия страны, испытывавшие серьезные проблемы с реализацией продукции. Цены на металлопрокат повысились на 50-70 долл. - до 400-450 долл. за тонну, что привело к увеличению закупок вторичного сырья и повышению цен на 10-15%. Если в мае стоимость лома колебалась на уровне 130 долларов, то к началу июля она подскочила до 145-150 долл. По прогнозам к началу осени цена может стабилизироваться до уровня 170-200 долл. за тонну.

Экспорт лома не выгодный

Что касается экспорта продукции, то тут металлотрейдерам стало сложнее продавать свою продукцию. Выросли транспортные расходы, в частности на оплату погрузки лома в портах. Также растет задолженность государства перед экспортерами по возврату НДС, которая составляет более 2 млрд. грн., а это делает экспортные операции рискованными. К тому же, до сих пор действует высокая пошлина на вывоз металлолома – 18 долл. за тонну. Хоть сейчас этого вторсырья хватает всем, и наши производители не испытывают в нем нехватки, пошлину никто не отменил. А значит, расходы по уплате ложатся на металлотрейдеров. По подсчетам экспертов выгодным может быть экспорт на сумму не ниже 235-240 долл. за тонну. Сейчас экспортная цена металлолома превышает 250 долл. (в прошлом году – до 600 долл. на FOB). По данным Ассоциации вторичных металлов металлурги подали заявок на покупку 400 тыс., но покупать готовы были по цене чуть в два раза ниже экспортной рыночной. Теперь хоть цена и несколько повысилась, она все равно не дотягивает до рыночной. Но торговцы, все же, вынуждены продавать, чтобы покрыть свои издержки и хоть что-то заработать.

Как следствие, торговцы вторсырьем сконцентрировались на внутреннем потребителе, предлагая ему крупные партии лома, которые смогли накопить за предыдущее время. Такие предприятия-гиганты как «ММК имени Ильича», «Азовсталь», «Миттал Стил Кривой Рог», «Запорожсталь» увеличили заготовки лома, в среднем, на 20-25%, подняв расценки на эту продукцию на 20-30 долларов. Увеличили заготовки лома не только гиганты, но и электроплавильные комбинаты, которые на 100% работают на вторичном сырье.

Зависимость от металлопроката

Эксперты отмечают – цены на металлолом сильно зависят от мировых цен на металлопрокат и растут если не пропорционально, то с небольшим отставанием. Поэтому для того, что бы спрогнозировать цены на вторичное сырье, необходимо внимательней следить за мировыми ценами на прокат, в частности, на длинный прокат, арматуру, квадратную заготовку.

Однако ввиду экономического кризиса спрогнозировать как будут вести себя эти рынки крайне сложно. По мнению аналитиков, рынок металлопроката будет сильно колебаться и зависеть от цен на нефть, объемов государственных антикризисных вливаний, уровня потребления в Китае и Индии, дальнейшего состояния строительного и автомобильного рынков.

«Необходимо следить за ситуацией на Ближнем Востоке, который был весьма активным в закупках металлопроката. В конце августа у мусульман наступает священный месяц Рамадан (с 22 августа по 20 сентября), в который резко падает деловая активность в странах исламского мира. Поэтому в сентябре возможно ослабление спроса на наш металл в мусульманских странах. Кроме того, в конце августа многие автогиганты закрываются на плановый ремонт на неделю-две», - сообщил «Минпрому» аналитик компании «Укрпромвнешэкспертиза» Валерий Посталовский.

Страны Африки и Ближнего Востока действительно играли главную роль в оживлении украинских металлургических предприятий. Только за последний месяц цены в этом регионе выросли на 10-15%, к примеру, на заготовку – до 410 долл., на арматуру – до 455 долл. Поэтому любое колебание цен на этих рынках может существенно снизить спрос на украинский металлопрокат.

Впрочем, сами металлурги смотрят на свои перспективы достаточно оптимистично. В августе они планируют нарастить объемы основных видов продукции на 6-13%. Как сообщает УНИАН, об этом заявил заместитель генерального объединения метзаводов «Металлургпром» Виктор Лесовой на балансовом совещании представителей горно-металлургического комплекса.

По словам Лесового, в августе отрасль должна увеличить на 9% выплавку чугуна (до 2,5 млн. тонн), на 9,4% - стали (до 2,9 млн. тонн.), проката - на 13,5% (до 2,6 млн. тонн). Представитель отрасли также отметил, что производственные мощности предприятий позволяют увеличить объемы. В частности, в августе будут задействованы две доменные печи, и общее число работающих доменных печей увеличится до 31. В июне предприятиям удалось продать больше продукции, чем они произвели за счет запасов со складов. Министр промышленной политики Владимир Новицкий считает, что июль будет самым благоприятным месяцев для производства.

Впрочем, лом может начать дорожать и по другим причинам, не связанным с внешней конъюнктурой металлопроката. К примеру, если такие естественные монополисты, как «Укрзализныця» отменят льготный режим перевозок металлолома (скидка – 10%) и повысят цена на транспортировку лома. Не исключено, что могут возникнуть некоторые затруднения и со своевременной доставкой металлолома из пунктов приема к оптовикам, так как большая часть перевозок сконцентрирована в руках частников. И если переработчики предложат им слишком низкую цену, те могут перейти на более выгодную сборку урожая. Тогда перевозчиков придется переманивать более высокими тарифами, и таким образом, нести большие расходы.

Цены трудно спрогнозировать

Все же, по мнению экспертов, третий квартал будет достаточно успешным для металлургов, соответственно, цены на металлолом немного повыситься, а к концу августа должны стабилизироваться. По словам аналитика компании Dragon Capital Сергея Гайды, металлурги уже имеют заказы на третий квартал, поэтому спрос на металлолом будет оставаться стабильным. В то же время четвертый квартал спрогнозировать достаточно трудно, так как заказов на этот период пока очень мало.

По мнению экспертов, из-за постоянных колебаний цен на металлопрокат предприятиям нет смысла делать большие запасы металлолома. «Это вымывает оборотные средства, а ведь они так нужны металлургам в условиях массовых неплатежей, задолженностей по кредитам, зарплате и так далее. Предприятия сейчас живут, скорее, этими проблемами, а не вопросами закупок металлолома, который сейчас на рынке в избытке», - отметил Сергей Гайда.

Предприятия не верят в окончательное восстановление спроса на их металлургическую продукцию, поэтому пытаются компенсировать невысокие объемы производства временным повышением цен на свою продукцию. Поэтому трейдерам вторсырья не приходится рассчитывать на значительное подорожание своей продукции. Если закупки лома и дальше будут сокращаться, трейдеры могут вообще временно прекратить прием вторсырья. Ведь они уже успели насобирать около 400 млн. тонн. потенциального лома.

Сергей Чигирь





 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!