Ненужные полмиллиарда

Публікації

Украина теряет 0,5 млрд долл. валютной выручки в год из-за недозагрузки производственных мощностей мариупольских металлургических комбинатов им.Ильича и "Азовсталь". Обеспечить их полноценную работу не позволяет низкая пропускная способность железнодорожного участка "Камыш-Заря – Волноваха". Многочисленные обращения металлургов к правительству с просьбой обязать госкомпанию ПАО "Укрзализныця" провести модернизацию на этом отрезке пути пока не дали результата. Возможно, в "УЗ" отреагируют на рекомендации транспортного комитета Верховной Рады?

На военных рельсах

Трудности с поставками железной руды, известняка и кокса в Мариуполе впервые ощутили летом 2014 года, когда АТО на Донбассе перешла в активную фазу. Новостные ленты пестрели сообщениями о попавших под обстрелы грузовых составах, сошедших с рельсов, о гибели и ранениях железнодорожников. В итоге традиционные маршруты поставки сырья были перерезаны, а металлурги Приазовья оказались на голодном пайке.

Одно время, когда на фронте стало совсем горячо, группа "Метинвест", в состав которой входят два мариупольских меткомбината, "Азовсталь" и ММКИ, даже была вынуждена перейти на доставку грузов на комбинаты морем путем каботажа через порты Азовского и Черного морей. Однако выяснилось, что это слишком дорогой и затратный способ транспортировки, повышающий себестоимость производства до значений, когда готовый металл теряет конкурентность на внешних рынках. Которые, кстати, давно трещат по швам от наплыва дешевой металлопродукции из Китая, России, Турции и других стран.

И бороться за сбыт на фоне колоссального избытка предложения можно только одним способом – снижая себестоимость. Понятно, что ни о какой прибыли в таких условиях речи идти не могло. Перед руководством комбинатов стояла иная цель – сохранить производство, не допустить его остановки. А заодно показать мариупольцам, что только в мирном труде на благо Украины – будущее Донбасса. И со всеми этими задачами металлургические комбинаты Мариуполя успешно справились. Хотя это были, мягко говоря, очень непростые задачи. И ждать от кого-то из Киева помощи в тот момент не приходилось.

Тем не менее в итоге был найден временный, как тогда казалось, выход из положения: удалось организовать доставку сырья на меткомбинаты по альтернативному маршруту, через железнодорожную ветку "Камыш-Заря – Волноваха". Пропускная способность этого участка даже на сегодня оставляет желать лучшего: в среднем 13 составов за сутки. Ранее он не был задействован в магистральных грузоперевозках, поэтому на отдельных перегонах представляет собой одноколейный путь с изношенными рельсами и шпалами, давно требующими замены.

Неудивительно, что по причине несостоятельности в обеспечении поставок со стороны "Укрзализныци" в 2015 году были остановлены две из восьми доменных печей мариупольских комбинатов. Уже тогда металлурги начали бить тревогу и апеллировать к руководству "Укрзализныци", Министерству инфраструктуры и Кабинету министров, обращая их внимание на необходимость срочного решения проблем.

Большинство этих вопросов носят субъективный характер: железнодорожникам не хватает тепловозных бригад, не хватает работающих тепловозов, у них постоянно куда-то девается дизельное топливо. Доходило до того, что меткомбинатам приходилось заниматься заправкой тепловозов "УЗ"… за свой счет, восстанавливать тепловозы "УЗ". Только бы не допустить остановки стратегически важных для Украины предприятий.

Между тем очевидно, что такой экстрим не может продолжаться бесконечно. И тем не менее год спустя на выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам транспорта, которое состоялось в Мариуполе 22 июня, мариупольцы с сожалением констатировали: ничего не изменилось. Более того, в начале нынешнего апреля комбинаты были вынуждены возобновить морские каботажные грузоперевозки из Бердянска и портов Черного моря в Мариуполь.

Причины необеспечения поставок сырья те же: несвоевременное обеспечение подвижного состава "УЗ" дизельным топливом и запасными частями, заправка тепловозов только в депо приписки и неоптимальный график сменных локомотивных бригад. Кроме того, по-прежнему остается критическим состояние железнодорожного пути на проблемном участке "Камыш-Заря – Волноваха".

Подобная нерасторопность руководства "УЗ" выглядит более чем удивительно с учетом падения объемов железнодорожных грузоперевозок. За 2015-й они уменьшились на 9,4%, до 350 млн тонн, в январе-мае текущего года – еще на 0,5%, до 134,8 млн тонн. Казалось бы, в данной ситуации менеджмент ПАО "Укрзализныця" должен сделать все необходимое, чтобы решить организационные вопросы в части обеспечения ГСМ, запчастями, вопросы с графиком локомотивных бригад, Это не требует финансовых ресурсов, на отсутствие которых так любят ссылаться железнодорожники.

Наоборот, выполнение комплекса элементарных оргмероприятий позволит железнодорожникам существенно увеличить объемы грузоперевозок. А значит, и свои доходы. Вместо этого компенсировать их падение "УЗ" пытается за счет повышения тарифов – на 15% с 1 мая. Т.е. идет по самому простому для себя пути. Который, тем не менее, противоречит национальным экономическим интересам. Возможно, железнодорожники позволяют себе подобный антигосударственный подход только потому, что как госкомпания не чувствуют над собой надлежащего контроля со стороны Мининфраструктуры и Кабмина?

Объединение "Укрметаллургпром" и Федерация металлургов Украины еще в начале апреля представили руководству страны план по восстановлению работы горно-металлургического комплекса страны. Одним из его пунктов значится расширение пропускной способности железнодорожного участка "Камыш-Заря – Волноваха" до 22 грузовых поезда в сутки: это будет способствовать загрузке металлургических предприятий региона и дополнительному поступлению около 500 млн долл. валютной выручки в страну.

Вот только через 10 дней после этого правительство Арсения Яценюка было отправлено в отставку. А новое, похоже, оказалось не готово с ходу начать разгребать весь вал накопившихся проблем, который достался от предшественников. Да и в "УЗ" уже успело смениться руководство… Но и металлурги, несущие огромные финансовые потери, не могут ждать бесконечно.

Стальная опора экономики

Горно-металлургический комплекс остается базовой отраслью украинской экономики и ее спасательным кругом, обеспечивая примерно 30% всех валютных поступлений в страну. Одновременно предприятия ГМК Украины – крупнейшие налогоплательщики, которые дают работу примерно 1 млн украинцев – с учетом занятых в смежных отраслях. В свою очередь, мариупольские меткомбинаты – важнейшая часть отраслевого механизма. По итогам 2015 года на них пришлось 25,6% всего объема стали, выплавленной в Украине.

Исходя из ситуации с логистикой в Мариуполе, становится понятно, почему в 2015-м ММКИ сократил производство чугуна на 27%, до 3,56 млн тонн, "Азовсталь" – на 23%, до 2,83 млн тонн. Логично, что и в целом по Украине за 2015 год производство чугуна снизилось на 16%, до 22,95 млн тонн. Нелогичным представляется другое: почему в ситуации, когда руководители страны вынуждены стабильно выступать перед международным сообществом в роли просителей кредитов и финансовой помощи, Кабмин не хочет принять необходимые меры для того, чтобы доходы национальной экономики пополнили 0,5 млрд долл.?

Эта сумма, кстати, сопоставима с ожидаемой макрофинансовой помощью от ЕС и очередным кредитным траншем от МВФ, а также размером кредитных гарантий от правительства США. Обсуждению в том числе данного вопроса ценой в 0,5 млрд долл. было посвящено выездное заседание комитета Верховной Рады по транспортной политике под председательством Ярослава Дубневича, которое состоялось 22 июня в Мариуполе. По итогам заседания комитет рекомендовал руководству ПАО "Укрзализныця" уже в ближайшее время за счет операционых мероприятий увеличить пропуск грузовых поездов до 16 пар в сутки. Кроме того, за счет реализации инвестиционного проекта в срок до 1 октября 2016 года увеличить пропускную способность участка "Запорожье – Камыш-Заря – Волноваха – Мариуполь" до 27-30 грузовых поездов в сутки. О выполнении указанных мероприятий железнодорожники должны сообщить транспортному комитету ВР до 1 августа. Времени на реализацию мероприятий у них немного, а на раскачку – так и вовсе нет.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢