kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Кременчугский размен

24.07.09
размер текста:

Просуществовавшее больше пятнадцати лет совместное предприятие «Укртатнафта» (УТН) вскоре может быть ликвидировано. Несмотря на то, что официально процедура ликвидации еще не началась, акционеры СП уже делят активы компании. В ближайшее время в России должна состояться продажа акций ОАО «Татнефтепром», принадлежащих «Укртатнафте». Таким образом, татарская сторона изымет активы, служившие учредительным взносом при создании транснациональной компании, и тем самым поставит под угрозу свои права как акционера УТН.

Необходимая подготовка для проведения торгов по продаже добывающей компании «Татнефтепром» уже проведена - получены нужные судебные решения, а также оценка имущества, готовящегося к реализации объекта. Российская консалтинговая компания «СЭНК» оценила изъятые судом у «Укртатнафты» 74% акций в $97 млн. Заказчиком оценки является компания «Сувар-Казань», в чью пользу и были изъяты акции «Татнефтепрома». Именно эта структура добилась 19 марта от Федерального Арбитражного суда Поволжского округа РФ санкции на изъятие акций, которые отныне служат обеспечением выплаты «Укртатнафтой» долга почти в 2,5 млрд. гривен. А 20 мая судебный пристав-исполнитель Казанского межрайонного СП УФСП России Коротихина предписала Росимуществу продать с торгов акции «Татнефтепрома». С продажей «Татнефтепрома» будет запущен механизм ликвидации самой «Укртатнафты».

Откуда долги?

Долговая история с поставками нефти тянется с 2007 года. С мая по октябрь этого года поставщиками сырья на Кременчугский НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте», числились три полтавские компании: МЧП «Авто», ООО «Таиз» и ООО «Техно-Прогресс». Основным же продавцом произведенных на заводе нефтепродуктов выступала компания «Новойл», также подконтрольная «Татнефти». Таким образом, татары контролировали на выходе с завода и нефть, и нефтепродукты. Долги перед поставщиками нефти могли сформироваться лишь при условии, что покупатель нефтепродуктов не рассчитался с заводом. Несмотря на это, лояльный татарским акционерам председатель правления Сергей Глушко своей подписью заверял документ, свидетельствующий о том, что долги накапливались именно на «Укртатнафте». Татарские акционеры в лице «Татнефти» и Минимущества республики Татарстан (ее пакетом акций управляет «Татнефть») делили УТН с «Нафтогазом Украины». А значит, повесив 2,5 млрд. долгов на «Укртатнафту», часть этого бремени легла и на государство.

В начале 2008 года татары решили «переместить» долги на свою территорию, в Россию. Уже тогда «Татнефть» была настроена на разрыв отношений с украинскими партнерами на «Укртатнафте», ведь накануне – в октябре 2007-го, Сергей Глушко был отстранен от управления заводом, а в кресло директора завода вернулся его предшественник Павел Овчаренко. В январе 2009 года по договору переуступки «Авто», «Таиз» и «Техно-Прогресс» передали право требования долга российской компании «Сувар-Казань». Интересный факт: поставки нефти тремя указанными компаниями осуществлялись из ресурсов «Татнефти», при этом «Сувар-Казань» с последней формально никак не связана, по крайней мере, в открытом списке аффилированных структур (а «Татнефть», как публичная компания, обязана раскрывать такую информацию) она не числится. Более того, никакого отношения к нефтяному бизнесу эта компания также не имеет.

Так, «Сувар» специализируется на строительном бизнесе и сфере развлекательных услуг. В частности, компания владеет фитнес-центром «Планета Фитнес» в Казани и Набережных Челнах, сетью супермаркетов «Рамстро», «Сити-Центр», строительными объектами в Казани, а также несколькими казино. По информации российской прессы, «Сувар-Казань» связана с именем первого заместителя гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, а схема с «Татнефтепромом», судя по всему, представляет его личный финансовый интерес.

Не в первый раз

Нынешняя попытка отобрать «Татнефтепром» не первая. Такие попытки начали предприниматься спустя всего несколько лет существования «Укртатнафты» как совместного предприятия. Более того, взнос татарской стороны изначально был виртуальным, воспользоваться им практически компания так и не смогла. Так, изначально взносом татарской стороны, согласно межправительственному соглашению о создании УТН, должны были служить права собственности на нефть и газовый конденсат, добытый на 25 месторождения в Татарстане. При создании СП эти права были оценены в $268 млн. Но вместо этого в 1997 году собрание акционеров «Укртатнафты» разрешило ОАО «Татнефть» и ОАО «Татнефтепром» внести не права на месторождения, а акции этих двух компаний на ту же сумму.

Аргументом в пользу этого решения служило то, что Кременчугский НПЗ изначально был ориентирован на переработку высокосернистой тяжелой нефти из Татарстана, и включение «Татнефтепрома» в состав межгосударственного СП является своеобразным восстановлением прежних хозяйственных связей. Но такое обоснование было исключительно теоретическим: за все тринадцать лет существования «Укртатнафты» нефть с месторождений «Татнефтепрома» на завод не поступала. Да и сам пакет акций добывающей компании постоянно находился под угрозой блокировки или размывания. Так, еще в 2001 году татарские акционеры пытались заложить акции «Татнефтепрома» под кредитную линию в $17 млн. Попытка не увенчалась успехом, но желание осталось. В 2004 году «Татнефть» начала лоббировать идею создания совместного предприятия на базе «Татнефтепрома» и ЗАО «Татнефтеотдача» под названием «Татукрнефть». В уставный фонд этого СП предлагалось передать дочернюю компанию «Татнефтепрома» - «Зюзеевнефть», которая владеет лицензиями на разработку наиболее перспективных месторождений и обеспечивала треть добычи всей компании.

А в 2006 году Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана подписало с «Татнефтью» договор о передаче компании в доверительное управление 28,9% акций «Укртатнафты» сроком до 2011 года. Сразу после этого гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов заявил, что подписание этого договора дает право на продажу 74% акций «Татнефтепрома». Часть вырученных от продажи денег должна была якобы пойти на модернизацию Кременчугского НПЗ.

Интересно, что о готовности вложить в модернизацию нефтеперерабатывающего завода $200-300 млн. татарские акционеры «Укртатнафты» заявляли еще в 2002-2003 годах, но в действительно ни один проект так и не был реализован. В итоге вопрос модернизации татары напрямую увязали с необходимостью продажи «Татнефтепрома», которая и должна была дать необходимую сумму. Судя по всему, модернизация была лишь поводом вернуть добывающий актив под контроль «Татнефти» – именно эта компания была наиболее вероятным покупателем ее акций. Сейчас она как никогда близко подошла к этой цели: ценные бумаги, которые исходя из запасов нефти «Татнефтепрома» (около 37 млн. тонн) стоят как минимум полмиллиарда долларов, оценены меньше чем в сто миллионов. Более того, живые деньги, скорее всего, вообще фигурировать не будут, а акции будут оплачены в счет погашения дутых долгов. Сделка обещает быть выгодной. Для татарских нефтяников, естественно.

От корпоративного к межгосударственному

Если угроза продажи акций «Татнефтепрома» будет реализована, это станет прямым нарушением межправительственных соглашений о взаимном признании Россией и Украиной судебных решений, принятых на территории этих государств. Защищая свою собственность, «Укртатнафта» добилась сразу нескольких судебных вердиктов, запрещающих отчуждение ее собственности на территории РФ. Во-первых, в сентябре 2008 года компания оспорила в Хозсуде Полтавской области договор уступки права требования долгов в пользу «Сувар-Казани». Согласно украинскому законодательству, такая уступка требует согласия должника. Очевидно, такого согласия УТН не давала. Решение суда первой инстанции впоследствии было подтверждено вышестоящими судами, в том числе, Верховным Судом Украины, который в марте 2009-го признал договор уступки прав требования долга недействительным.

Российские суды проигнорировали все эти решения. Однако в соответствии с «Межгосударственным соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности коммерческих структур из государств-членов СНГ» от 1992 года, участники этого соглашения обязаны признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов. К такому как раз и относится мартовское постановление ВСУ. И такие решения, согласно межправам, не должны подтверждаться решениями российских судов. Это значит, что решение Верховного Суда должно безусловно выполняться и на территории России. Если нет – то это еще один камень в огород правовой и экономической целесообразности межгосударственных документов, подписанных в рамках СНГ.

Татары уйдут с добычей, но уйдут

Единственное, что сейчас мешает продаже «Татнефтепрома», так это угроза потери татарской стороной доли в «Укртатнафте». Отобрав «Татнефтепром», руководство «Татнефти» ставит под удар свое участие в СП. Ведь акции, которыми владеет компания (совместно с Минимущества Татарстана – 37%), подкреплены обязательствами, данными при создании совместного предприятия в 1995 году. Таких обязательств, по сути, два: поставка 8 млн. тонн нефти на Кременчугский НПЗ ежегодно и акции «Татнефтепрома» в качестве учредительного взноса. За все тринадцать лет существования УТН «Татнефть» ни разу не поставила на предприятие оговоренный объем нефти. Отобрав «Татнефтепром» российская компания даст все основания для ликвидации СП, следствием чего будет лишение татар прав на участие в его собственности.

Несостоявшаяся ликвидация УТН в 2008 году по инициативе Генпрокуратуры Украины была заблокирована правительством. Но на этот раз, если вопрос о ликвидации встанет вновь, формальных причин для блокирования ликвидации уже не будет. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно – все пойдет по сценарию «Татнефтепрома», только наоборот. Акции «Укртатнафты», которыми владеет и управляет «Татнефть», по решению суда отправятся на принудительную реализацию. После чего единственной интригой останется то, кто будет их покупателем.

Судя по тому, что НАК «Нафтогаз Украины» в силу плачевного финансового состояния даже не попытался купить 18% акций УТН, проданных в конце июня, ООО «Кросан», представляющий интересы группы «Приват», имеет шанс стать основным акционером крупнейшего нефтеперерабатывающего завода страны.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!