kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Хозяин аммиакопровода

29.07.09
размер текста:

В Украине продолжается эпопея с приватизацией ОАО «Одесский припортовый завод» - Президент Виктор Ющенко дал добро на продажу предприятия, торги которого назначены на конец сентября текущего года. Два года назад Президент Украины приостановил продажу ОПЗ, так как создавалась угроза, что новый собственник будет пользоваться монопольным положением на рынке, создавая давление на другие химические предприятия, привязанные к аммиакопроводу «Тольятти-Одесса».

В середине текущего месяца премьер-министр Юлия Тимошенко согласовала с Президентом Виктором Ющенко продажу Одесского припортового завода. После долгих консультаций с Кабмином Ющенко наконец дал добро на исключение этого предприятия из списка объектов, приватизацию которых ранее он лично приостанавливал.

Так, в 2007 году Президент Украины приостановил продажу ОПЗ. Этому способствовал, на его взгляд, ряд причин. Во-первых, ОПЗ – уникальное предприятие, у которого много преимуществ перед такими же предприятиями химической отрасли. Но главное преимущество – это наличие в составе ОПЗ перевалочных мощностей. Данный имущественный комплекс в составе предприятия позволяет принимать и перегружать в морские суда химическую продукцию, идущую на экспорт из других предприятий России и Украины. Так как ОПЗ является конечным пунктом аммиакопровода «Тольятти - Одесса», по которому транспортируется сырье всех крупнейших химических предприятий России и Украины, в частности, «Тольяттиазот» и «Стирол», то это дает ему право контролировать отгрузку сырья данных предприятий. Другими словами, от руководства ОПЗ зависит скорость и качество отгрузки аммиака большинства химических предприятий.

Если, скажем, у ОПЗ возникнет конфликт со «Стиролом», то руководство Одесского припортового завода может задержать отгрузку объемов сырья «Стирола», тем самым, нанеся ему финансовый ущерб. Кроме того, руководство ОПЗ может также повышать цены на услуги по отгрузке и перевалке химического сырья, что также в определенной мере скажется на прибыльности других химических предприятий. Это два примера осуществления давления на конкурентов с помощью имущественного комплекса по приему и перевалке аммиака. Поэтому, говоря о продаже Одесского припортового завода, правительство говорит о продаже монополиста на рынке услуг по перегрузке химической продукции, в частности, аммиака. Мощности по перевалке аммиака составляют около 4 млн тонн в год.

Именно по этим причинам два года назад Президент Украины и приостановил первую приватизацию завода – создавалась угроза, что новый собственник может использовать рычаги давления на конкурентов. Поэтому на этот раз условия приватизации построены таким образом, что правительство Украины оставляет за собой право регулировать работу ОПЗ. Из других привлекательных сторон завода можно отметить тот факт, что ОПЗ – одно из крупнейших предприятий химической отрасли Украины с чрезвычайно успешными финансовыми и производственными показателями. Основная специализация завода - производство и реализация аммиака и карбамида, в частности, предприятие занимает второе место в Украине по объему выпуска этой продукции. Также производит азот жидкий, диоксид углерода, кислород жидкий и натрий сернокислый. Предприятие на 100% принадлежит государству. Если говорить в целом, то ОПЗ является «курицей, несущей золотые яйца». К примеру, 2006 год ОПЗ закончил с прибылью 236,7 млн грн., увеличив чистый доход на 6,31% или на 111,561 млн грн. до 1 878,533 млн грн. А уже за 2008 год ОПЗ получил 796,977 млн грн. чистой прибыли. Что же в таком случае заставило государство прибегнуть к его продаже?

По словам первого заместителя главы Секретариата Президента Украины Александра Шлапака, тенденции в химической отрасли ведут к тому, что через два-три года ситуация на заводе без серьезных инвестиций существенно ухудшится. А государство, естественно, не в силах инвестировать большие средства в модернизацию завода. Кроме того, большую роль в финансовых показателях предприятия играет цена на природный газ, так как ОПЗ является очень крупным потребителем газа. В разгар газовой войны в январе текущего года руководство ОПЗ даже пришлось приостановить производство, лишь поддерживая мощности. А так как цена на газ с каждым годом существенно увеличивается, то это, соответственно, отражается на финансовых показателях предприятия. По словам Шлапака, также большую роль для финансовых показателей предприятия сыграет отсутствие рынков сбыта продукции. Уже в этом году, утверждает он, предприятие работает с убытком, а в следующем году убытки ОПЗ могут существенно увеличиться. В результате, на сегодняшний день мы наблюдаем за пиком инвестиционной привлекательности завода, и правительству необходимо этим воспользоваться.

Однако на сегодняшний день существует и немало противников идеи продажи завода. Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), народный депутат Украины Анатолий Кинах считает, что приватизировать Одесский припортовый завод в период мирового финансового кризиса и в начале президентской избирательной кампании недопустимо. По его мнению, более неудачного момента для приватизации предприятия не существует.

«Основные фонды беспрецедентно обесцениваются, крайне неблагоприятна конъюнктура на мировом рынке. Стоимость предприятия в последнее время сократилась в несколько раз, в том числе из-за подорожания природного газа, который составляет почти 80% расходов предприятия», - отметил Кинах. Он уверен, что Украина получит за ОПЗ наименьшую из возможных цену, потеряет мощное производство и свои интересы на внешнем рынке. «Одесский припортовый завод - один из трех мировых центров производства аммиака и минеральных удобрений. Он способен самостоятельно влиять на мировые цены на минеральные удобрения, а его потеря - антигосударственный шаг», - полагает Анатолий Кинах.

Вопреки словам А.Кинаха, на сегодняшний момент цена, выставляемого на продажу пакета акций, составляет 4 млрд грн., в то время как при первой приватизации она составляла 2,5 млрд грн., что, в принципе, в долларовом эквиваленте сегодня больше лишь на 15-17 млн долл. Что касается остальных условий конкурса, то на продажу выставляется 99,567% (795 083 903 штук) акций ОПЗ. Проведение конкурса запланировано на 29 сентября 2009 года. Номинальная стоимость одной акции - 1,0 грн. Шаг увеличения цены при проведении торгов «с голоса» - 50 млн грн.

Кто же является наиболее серьезным претендентом на приобретение Одесского припортового завода? На днях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко во время встречи с секретарем Высшего народного комитета Ливии Аль-Багдади Али Аль-Махмуди предложила ливийской стороне принять участие в приватизации ОПЗ. «Мы знаем заинтересованность ливийской стороны в участии в приватизации Одесского припортового завода, которая пройдет в начале октября... Мы были бы очень и очень довольны, если бы ливийские инвесторы приняли участие в приватизации Одесского припортового завода, который дает возможность изготавливать минеральные удобрения», - сказала Ю.Тимошенко. Причем это не первая договоренность украинской и ливийской сторон. В начале мая текущего года во время визита Юлии Тимошенко в Ливию были оговорены поставки 600 тыс. тонн нефти на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. А также достигнута договоренность о строительстве около Одесского припортового завода нефтеперерабатывающего завода, который сможет ежегодно перерабатывать до 10 млн тонн нефти.

Судя из подобных договоренностей, ливийских инвесторов уже можно назвать фаворитами торгов. Подобная ситуация наблюдалась в Украине при продаже металлургического комбината «Криворожсталь», когда Юлия Тимошенко договорилась с Лакшми Митталом о его продаже. Для большей уверенности премьеру необходимо лишь внести в условия конкурса специальные условия, подходящие для ливийских инвесторов. И тогда продажа ОПЗ и строительство нефтеперерабатывающего завода для ливийцев может пройти в комплексе без особых трудностей, а премьер-министр попытается выжать из их сделки максимальную выгоду для себя. Но это лишь в том случае, если ливийские инвесторы действительно заинтересуются. А заинтересовывать Юлия Владимировна умеет.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!