Во глубине Карпатских руд

Публікації

В начале сентября малоизвестная кипрская компания Avellana Gold объявила о получении 3 спецразрешений на добычу полиметаллических руд в Закарпатье и намерении использовать их для реализации первого в Украине крупномасштабного индустриального проекта по подземной добыче металлического сырья. Впрочем, вопрос его успешной реализации остается открытым.

По словам главы Госслужбы геологии и недр Николая Бояркина, сейчас главная задача для инвестора – запуск проекта в ближайшее время. "Государство, в свою очередь, должно гарантировать стабильность условий сотрудничества минимум на 10 лет", – заявил чиновник.

Согласно информации компании она занимается приобретением, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, в первую очередь в Украине и соседних странах Восточной Европы. По данным Avellana Gold, она была основана после победы "Евромайдана" группой международных инвесторов, "воспринявших эти события как предвестие изменений на институциональном уровне, которые приведут к большей безопасности для инвесторов, что позволило бы привлечь капитал, необходимый для рекапитализации национального сектора горнодобычи".

Возглавляет фирму Брайан Саваж (Brian C Savage), председатель совета директоров Pioneer Management Llc, частной структуры, которую он основал в 2009 году для предоставления консультаций и инвестирования в проекты и предприятия в секторе природных ресурсов. По имеющимся данным, Б.Саваж обладает 35-летним опытом работы в секторе, является финансовым советником Source Capital Group, а также исполнительным главой совета директоров Certified Minerals Ltd. – сформированной им же компании для покупки и продажи касситеритовых (оловянных), колтановых (ниобиевых/танталитовых) и вольфрамитовых руд, приобретения минеральных концессий в бассейне р. Конго (Африка). Помимо того, Б.Саваж – неисполнительный директор Amur Minerals Corp., занимающейся разведкой и развитием месторождений на Дальнем Востоке России.

В свою очередь, глава геологических советников Avellana Gold – некто Чарльз Бодри (Charles Beaudry) с опытом работы в таких небезызвестных профильных операторах, как Noranda, Falconbridge, Xstrata (сейчас – Glencore) и др. А отечественное представительство Avellana Gold возглавляет Николай Гожик, ранее – главный инженер ООО "Закарпатполиметаллы" и директор ООО "Сауляк", участвовавший в оценке резервов Мужиевского золото-полиметаллического месторождения, Тарасовского титано-циркониевого месторождения, золоторудного месторождения Сауляк.

Подобный перечень "заслуг" и другие параметры рассматриваемой фирмы позволяют утверждать, что это портфельный инвестор, ориентирующийся на рисковые и "полурисковые" проекты в странах emerging markets. Обратим внимание, что структура создана "сразу после Евромайдана" – это может указывать на украинские корни ее собственников. Известно, что большинство "кипрских" предприятий, инвестирующих в Украину, на деле являются офшорами и распоряжаются средствами, полученными внутри страны и выведенными за ее пределы.

Интересно и то, что для вложения денег выбраны именно полиметаллические руды. Это комплексные минеральные ископаемые, самыми ценными в составе которых являются свинец и цинк, сопутствующими – золото, серебро, медь, олово, висмут и др., говорит завотделом геологии полезных ископаемых ИГН Леонид Галецкий. К таким месторождениям относится и вышеупомянутое Мужиевское – единственное действующее золотоносное месторождение в стране. Разведанные запасы золота здесь составляют 55 тонн, цинка и свинца – в общей сложности 1 млн тонн. Эксперты допускают, что Avellana Gold может быть допущена к работе именно на Мужиевском месторождении, но пока она не разглашает, где именно будет добывать руду. Другой вариант – соседнее Биганское месторождение комплексных алунит-барит-золото-полиметаллических руд, на базе которого уже давно допускается создание крупного ГОКа цветных металлов и редкоземельных элементов, однако оно нуждается в доразведке. Не факт, что такой ГОК есть в планах инвестора – это требует больших вложений, продолжает Л.Галецкий, а вот для добычи руды на продажу можно обойтись базовыми затратами в 10-15 млн долл. в зависимости от условий залегания (глубина, сложность извлечения).

Если этот проект будет успешным, то в Украине можно ожидать запуска еще 2-3 схожих проектов, считает Н.Бояркин. В плане "полиметаллов" интерес представляет заброшенное в 1990-е годы редкоземельное Мазуровское месторождение (Донецкая обл.) и Беляевское месторождение на Харьковщине, хотя на последнем еще даже не начиналась разведка. Сомневаются аналитики и в особом интересе иностранных инвесторов к добыче железных руд, большие запасы которых есть в отечественных недрах – на железорудных рынках сейчас избыток предложения, и выгодность таких инвестиций была бы сомнительна.

А вот титановое сырье (ильменит) и полуфабрикаты стали "модной" темой последних лет на украинском рынке, и здесь тоже есть разнообразные возможности, причем в самых разных регионах. Основную часть производства титанового сырья в Украине контролируют Group DF Дмитрия Фирташа и государство, которое отобрало у него права на 2 больших титановых актива, Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, но есть и зарубежные добытчики, например, "Вист Маркес С.Р.О." (Чехия), разрабатывающий пару ильменитовых месторождений в Житомирской области. Вполне возможно, что новые иностранные компании попробуют "зайти" в отечественную титанодобычу, и уж тем более это могут быть офшоры, представляющие украинский (или, скажем, российский) бизнес. Л.Галецкий полагает, что государство в лице Объединенной горно-химической компании может привлечь частных, в т. ч. заграничных, разработчиков на такие крупные месторождения, как Федоровское (Житомирская обл.), Тарасовское (Киевская обл.) или Волчанское (Днепропетровская обл.).

Также отметим Турско-Луговское меднорудное поле (Волынь), Прутовское месторождение сульфидного никеля и меди (Ивано-Франковская обл.), Высокопольское месторождение высокожелезистых бокситов (Днепропетровская обл.) и др. Все эти ресурсы требуют вложений, но привлекательны ввиду довольно стабильного мирового спроса на цветные и редкоземельные металлы, который растет с постепенным выздоровлением глобальной экономики от кризиса-2008 и его последствий. При этом развивалась бы и собственная база подобного сырья.

То же самое справедливо и для различных нерудных ископаемых, необходимых ГМК и другим промышленным отраслям. Л.Галецкий напоминает, что работа металлургии невозможна без флюсов (известняки, доломиты), огнеупорных глин и каолинов, магнезита, плавикового шпата, высокоглиноземистых материалов (андалузит, кианит), кварцевого сырья (кварциты, кварцевые пески), формовочного сырья (пески и глины) и т.д. Среди самых перспективных запасов специалисты выделяют такие месторождения, как Правдинское (талькомагнезит, Днепропетровская обл.), Бахтинское (плавиковый шпат, Винницкая обл.), Ильницкое и Киштинское (щелочноземельные бентониты, оба – Закарпатье), плюс целый ряд участков действующих месторождений, на разработку которых деньги выделяются очень медленно как государством, так и собственниками.

Конечно же, постоянно востребованы природные стройматериалы и сырье для их выпуска, залежи которых есть в разных регионах Украины и привлекательны для разработки. Это строительные, бетонные, балластные пески, цементное сырье, глины, облицовочный камень. В целом освоение богатых отечественных недр может принести миллиарды долларов и обеспечение важнейшими видами сырья. Но внутри страны на это денег почти не выделяется, а внешние инвесторы много лет сталкиваются с бюрократическими и правовыми неприятностями, резюмируют экономисты. Если ситуацию удастся изменить хотя бы частично, на украинском рынке могут появиться новые крупные операторы, несущие с собой капиталовложения и рабочие места.

Максим Полевой

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢