kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Биоэнергетика получила «зеленый» свет

04.08.09
размер текста:

В условиях кризиса в основных отраслях экономики – металлургии, автомобилестроении, энергетике и транспорте, инвесторы активно ищут новые направления для вложения средств. Многие эксперты полагают, что таким направлением может стать производство биотоплива.

Их аргументы сводятся к следующему: население Земли продолжает увеличиваться и потребности в энергии и ресурсах будут возрастать. Значит, традиционные источники энергии и топлива будут дорожать. При этом правительства развитых стран будут уделять все больше внимания защите климата. В свою очередь, банки при финансировании промышленных проектов будут требовать увеличения в балансе экологических составляющих, стимулируя все больше частных инвесторов вкладывать деньги в "зеленые" технологии. Вот почему одним из перспективных направлений в ближайшее десятилетие считается производство биодизеля и биоэтанола, добавляемых к традиционному минеральному топливу, снижая его расход, а заодно и вредные выбросы в атмосферу.

Национальный потенциал производства биотоплива в Минагрополитики оценивают в 2,8 млн тонн в год – с учетом существующей сырьевой базы. На такой уровень Украина может выйти в течение 10 лет. Сегодня же мы имеем порядка 50 небольших действующих объектов, совокупно выпускающих не более 25 тыс. тонн биодизеля в год – в основном для собственных нужд предприятий АПК. Вместе с тем уже сегодня имеются достаточно серьезные инвестпроекты. Так, компания «Биотопливо Подолья» за счет чешских кредитов осуществляет реконструкцию Каменец-Подольского сахарозавода под производство 75 тыс. тонн биодизеля в год. Кроме того, разработан проект строительства завода по производству 300 тыс. тонн биодизеля в год в Донецкой обл. Сырьевая база под такие проекты уже есть. Так, если еще в 2004 году посевные площади под рапс составляли 126 тыс. га, то уже в 2008 году – 1,8 млн га. Соответственно валовой сбор семян этой культуры, используемой как сырье для производства биодизеля, возрос с 189 тыс. тонн до 2,85 млн тонн.

Биоэтанол сегодня производится исключительно на предприятиях госконцерна «Укрспирт» - поскольку до июня 2009 года в Украине действовала госмонополия на выпуск биоэтанола. Однако пока что оборудованием, позволяющим вырабатывать 36 тыс. тонн биоэтанола в год, располагают 4 спиртзавода: Барский, Гайсинский, Лужанский и Лохвицкий.

В текущем году «Укрспирт» заявил о планах по переоборудованию еще 6 своих предприятий под биоэтанол. Это Коростышевский, Октябрьский, Ивашковский, Наумовский, Хоростковский и Трилесский спиртзаводы. Под реализацию проекта привлечены инвестиции в размере 160 млн грн., а общая мощность производства составит 114 тыс. тонн биоэтанола в год.

Кроме того, в 2009 году ожидается ввод в эксплуатацию завода с производственной мощностью 300 тыс. тонн биоэтанола в год на территории Золотоношского р-на (Черкасская обл), построенного компанией «Корона-Агро». При этом проблем с сырьем потенциально также не возникает: в 2008 году площадь посевов под кукурузу (используемой как сырье для биоэтанола) в Украине составила 1,8 млн га и в Минагрополитики отмечают, что существует возможность увеличения этого показателя практически в два раза.

Еще одним перспективным направлением развития «зеленых» технологий называют производство биогаза. По оценкам экспертов, из 473 видов отходов животноводства в Украине можно ежегодно получать 16,706 млрд куб. м биогаза, или 13,373 млн тонн в пересчете на условное топливо. В настоящее время в «Укрспирте» на Лужанском спиртзаводе построена установка по производству биогаза, позволяющая на 32% сократить потребление природного газа для технологических нужд предприятия. В негосударственном секторе крупная установка по производству биогаза с мощностью 3,3 тыс. куб. м в сутки введена в эксплуатацию в с.Оленевка (Днепропетровская обл) компанией «Агро-Овен» при техподдержке правительства Нидерландов.

Ожидается, что в 2009 году начнется внедрение проектов немецкой tech Biogas в Мироновском р-не Киевской обл., а также в Сумской обл. (компания «Райз-Агро») и голландской BTG group в сельхозпредприятии «Песковское» (Черниговская обл). Кроме того, немецкая LTV разрабатывает проект использования биогаза для теплоснабжения пгт Опытное (Киевская обл). При этом LTV намерена выступить инвестором данного проекта. В свою очередь, «Укрспирт» собирается в 2009-2010 гг. установить оборудование по производству биогаза на 10 своих предприятиях – для обеспечения их собственных нужд. Существенным ускорителем процесса стал принятый парламентом в июне 2009 года закон «Про содействие использованию биологических видов топлива». Документ, в частности, предусматривает льготные ставки акциза на бензины с использованием биоэтанола, а также освобождение от таможенной пошлины оборудования, ввозимого в Украину для производства биотоплива.

Таким образом, срок окупаемости «зеленых» инвестпроектов сокращается. Вместе с тем отмечаемое в настоящее время падение более чем в два раза мировых цен на нефть снизило экономическую эффективность решений по замене традиционного минерального топлива на его биоальтернативу. Поэтому новый всплеск интереса инвесторов к биоэнергетике ожидается не ранее 2011 года – с возобновлением роста стоимости нефти. При этом общий объем рынка «зеленых» технологий только в Евросоюзе к 2020 году может достичь 300 млрд евро, по оценкам экспертов.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 1
15:08 | 05.08.2009
AlterNRG (bng com ua)
уважаемый автор,
поясните, пожалуйста, какие расчетвы позволили вам утверждать, что срок окупаемости "зеленых" инвестпроектов сокращается? Вы знакомы с данными по капитальным и операционным затратам на подобные проекты? Вы видели реальные расчеты себестоимости биогаза и биоэтанола по данным проектам? Я подчеркну слово реальные, а не те, о которых голословно заявляют горе-эксперты.
Давайте все-таки начнем оперировать цифрами. Экономика - это не журналистика. С экономическими расчетами особенно не подискутируешь.

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!