Логика абсурда

Публікації

В последнее время рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Несмотря на сокращение объемов производства стали в Китае и очевидный избыток поставок, цены в текущем году выросли на 28%. Созданию точных прогнозов препятствуют мощные факторы неопределенности, влияющие на рыночный баланс. Главные из них связаны, разумеется, с Китаем – как в отношении спроса, так и в сфере поставок: если в других странах мира эти факторы вполне предсказуемы, поскольку жестко следуют законам экономики, то китайские экономические тенденции изрядно корректируются не слишком предсказуемыми действиями правительства.

Свинг-фактор

Крупнейшие производители руды – Австралия и Бразилия – продолжат наращивать экспорт. По оценкам Liberum Capital, за текущий финансовый год (заканчивается в июне 2017-го) они увеличит поставки почти на 50 млн тонн. Эксперты Liberum подсчитали, что австралийские BHP Billiton, Rio Tinto Group и Roy Hill Джины Райнхарт во втором полугодии 2016 года поставят на рынок 677,8 млн тонн руды (после 636 млн тонн в первом) и 686 млн тонн – за первые шесть месяцев 2017 года. Увеличатся и поставки Vale – группа планирует в будущем году ввести в действие свой проект S11D, а это может увеличить ее экспорт на 20 млн тонн. Правда, эксперты Vale настроены вполне оптимистично: по их прогнозу, цены не опустятся ниже 50 долл./тонну.

Тем не менее аналитики Citigroup не разделяют этот оптимизм. Они ожидают, что к концу текущего десятилетия Австралия и Бразилия увеличат экспорт примерно на 100 млн тонн каждая. По их оценкам, с 835 млн тонн в 2016 году австралийские поставки вырастут до 934 млн тонн в 2020-м. За этот же период бразильский экспорт увеличится от 371 до 480 млн тонн. Это приведет к росту рыночного избытка от 20 млн тонн в текущем году до 56 млн тонн в 2018-м, что, в свою очередь, приведет к снижению цен и вынудит маргинальных производителей сократить добычу. В результате баланс на глобальном рынке будет восстанавливаться.

При этом ценовое ралли 2016 года опровергло большинство предсказаний, да и сейчас существует много противоречивых прогнозов. Тем не менее, с учетом грядущего пуска бразильского проекта S11D, мощности которого Vale будет расширять в течение четырех лет, банки от Morgan Stanley до Citigroup и BHP Billiton считают, что следует ожидать снижения цен. По мнению специалистов BHP, снижение начнется ближе к концу текущего года. Впрочем, оно, пожалуй, уже началось: хотя цены на руду (62% железа) в Киндао 23 сентября выросли на 0,8%, до 56,79 долл./тонну, они все же остаются на 3,7% ниже августовских, и это будет первый, начиная с ноября прошлого года, спад от месяца к месяцу. По прогнозу Citigroup, средняя цена в 2017 году составит 45 долл./тонну, а в 2018-м опустится до 38 долл./тонну.

Спад будет углубляться по мере роста поставок – проектная мощность нового предприятия Vale S11D составляет 90 млн тонн, из которых первые 20 млн поступят на рынок в 2017 году. Кроме того, сейчас действует еще и свинг-фактор: нынешний уровень цен позволил вернуться на рынок маргинальным производителям, которые увеличивают избыток поставок. Аналитики Citigroup полагают, что в ближайшие месяц-два снижение будет умеренным, но в 2017-му спад ускорится. Однако после 2018 года избыток поставок сократится с 56 до всего 8 млн тонн уже в 2019-м, поскольку ценовый спад 2018 года спровоцирует сокращение объемов добычи примерно на 150 млн тонн, и еще более 300 млн тонн мощностей покинут рынок в 2020 году.

Черная полоса

Перспектива снижения цен до менее 50 долл./тонну представляется вполне реалистичной. После апрельского скачка на 62% прирост цен сократился до 28% в сентябре, а далее, похоже, рынок ожидает черная полоса. Хотя некоторые горнорудные компании утверждают, что для них приоритетна стоимость, а не абсолютный объем экспорта, рынок захлестнет новый избыток поставок. Рост продаж импортной руды в Китае в текущем году был связан с остановкой местных высокозатратных предприятий, но потенциал для дальнейшего роста практически отсутствует. Те китайские месторождения, на которых добыча продолжается, менее уязвимы к колебаниям цен – многие из них находятся в непосредственной близости к сталелитейным заводам, что обеспечивает им неоспоримое преимущество перед зарубежными конкурентами в стоимости транспортировки.

Австралийское предприятие Джины Райнхарт Roy Hill в Пилбаре будет выведено на проектную мощность 55 млн тонн в начале 2017 года, а не в конце текущего, как планировалось раньше. В свою очередь, Vale сообщила, что первые карго с ее гигантского предприятия S11D появятся на рынке в январе, но, хотя проектная мощность составляет 90 млн тонн (для выхода на нее потребуется четыре года), чистая добыча, из-за временных ограничений, составит 75 млн тонн. При этом глава железорудного подразделения Vale Питер Поппинга заявил, что в 2017 году рынок будет сбалансирован и цены не упадут ниже 50 долл./тонну. А Лоуренцо Гонсалвес, гендиректор крупнейшего производителя США Cliffs Natural Resources, в своем интервью отметил, что S11D представляет собой "замещающее месторождение, а не добавление нового тоннажа". По его прогнозу, цены сохранятся в диапазоне 50-60 долл./тонну Обе компании утверждают, что влияние дополнительного выпуска не окажет такого сильного воздействия, как ожидалось.

Правда, с этим тезисом банки (в том числе Citigroup и Westpac Banking Corporation) не согласны – их эксперты уверены, что дополнительные поставки окажут давление на цены. Кстати, Westpac обнародовала более неблагоприятный ценовый прогноз (38,3 долл./тонну в 2017 году), чем 45 долл., предсказанные Citigroup. Того же мнения придерживаются и другие эксперты. В частности, главный аналитик CMC Markets в Сиднее Рик Спунер заявил: "Цены откликнутся на потенциал роста поставок уже в 4-м квартале. Риск снижения весьма ощутим. Вполне возможно снижение до менее 50 долл./тонну".

Характерно, что, в отличие от коллег-конкурентов, BHP не проявляет особого оптимизма. В компании считают, что "недостаток поставок в текущем году превратится в избыток на ближайшие 12-18 месяцев". Да и в последнем прогнозе австралийского правительства говорится, что экспорт из Австралии и Бразилии будет расширяться с опережением роста китайского импорта. Ожидается, что совокупные поставки из этих стран составят в 2017 году 1,3 млрд тонн (годовой прирост – 6,5%), тогда как китайский импорт увеличится только на 0,7%, до 981 млн тонн.

Тем не менее о прозрачности ценовых тенденций говорить не приходится: если со стороной поставок все в основном понятно, то вопрос китайского спроса остается открытым.

Фактор неопределенности

По поводу того, прошло ли пик производство стали в Китае, мнения экспертов разошлись. С одной стороны, после почти трех десятилетий непрерывного роста выплавка металла действительно уменьшилась, и у многих возникло впечатление, что пик остался позади. С другой же стороны, на что указывает BHP, несмотря на взрывной характер расширения производства вплоть до 2013 года, количество стали, которая сейчас находится в использовании, имеет значительный потенциал для расширения.

Аналитики BHP предсказывают, что спрос на сталь в Китае будет расти умеренными темпами на протяжении следующего десятилетия, хотя, по мере эволюции экономики, структура потребления будет меняться. По их оценкам, сейчас почти половину китайской стали потребляет строительство. Поэтому они считают главной причиной слабости спроса в 2015 году спад в секторе недвижимости. Поскольку скорость урбанизации снизилась (и продолжит уменьшаться), затормозятся и темпы строительства. Тем не менее, ожидается, что за ближайшие 20 лет численность городского населения в Китае вырастет еще на 250 млн человек. При этом будет увеличиваться и доля среднего класса, и относящимся к нему китайцам понадобится более просторное и комфортабельное жилье, которое будет находиться над более обширными подземными парковками, а значит, будет выстроено или обновлено с использованием большего количества стали.

Кроме того, использование стали будет отражать более зрелую структуру китайской экономики и ее "ориентацию на потребителя", которая скажется на росте численности автовладельцев. В Японии и США на долю автомобильной промышленности приходится около 20% потребления стали, тогда как в Китае – только 7%. При этом можно ожидать, что вырастет международная конкурентоспособность китайской машиностроительной отрасли, которая потребляет огромное количество стали. Совместно эти тенденции с лихвой смогут компенсировать любые спады в строительстве в ближайшие 10 лет. Да и экспорт стали будет, похоже, стабильно превышать 100 млн тонн. Поэтому в BHP считают, что комбинация этих факторов приведет производство стали к пику, который составит 935-985 млн тонн в середине 2020-х. Для этого потребуется весьма умеренный рост – около 1% в год. А учитывая, от какой базы насчитывается этот процент, перспективы спроса на железную руду можно счесть вполне оптимистичными.

Разумеется, эти аргументы звучат вполне логично. Но Дальний Восток – дело тонкое…

Галина Резник

МинПром

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢