Вирус LPG

Публікації

Одним из самых быстрорастущих рынков в Украине является рынок сжиженного газа (LPG). Только в нынешнем году, по оценкам экспертов, он уже увеличился в размерах более чем на 30%. И это повлекло за собой типичные болезни роста. Самая распространенная – чувство легкого, но постоянного голода: традиционные источники поставок газа в Украину уже не справляются с возросшим апетитом.

Миллион – Родине

Согласно статистике World LPG Association Украина входит в Топ-10 стран мира по объемам потребления сжиженного газа автотранспортом. В 2015 г. отечественный парк автомобилей с установленным газобалонным оборудованием вырос на 15%. В том же прошлом году Украина впервые в своей истории преодолела рубеж потребления LPG в 1 млн тонн. 70-80% от этого количества сгорело в автомобильных двигателях, остальное ушло на бытовые и производственные нужды. Уже сейчас из каждых 4 литров топлива, продаваемого в Украине через АЗС, 1 л – это автогаз. Примерно на 7000 заправок, зарегистрированных в стране, приходится более 3000 газовых модулей.

За 10 лет объемы потребления сжиженного газа в Украине выросли вдвое. Оно увеличивалось стабильно год к году за одним исключением в 2013 г., когда было зафиксировано падение на 6%. Но за два следующих года проседание было перекрыто с лихвой, и кривая потребления дальше рвется ввысь. LPG с вирусной настойчивостью занимает все новые ниши на топливном рынке. Когда процесс остановится, не берутся загадывать даже эксперты и участники рынка. Боятся сглазить. По прогнозам консалтинговой компании UPECO, уже за 2016 г. Украина в целом потребит около 1,3 млн тонн LPG, из которых 80-85% уйдет на заправку автотранспорта. С подобной оценкой динамики рынка согласны и в Украинской ассоциации сжиженного газа, где рассчитывают выйти на показатель потребления в 1,5 млн тонн уже в 2017 г.

Секрет такой популярности прост: ездить на сжиженном газе экономнее, чем на любом другом топливе. Проверенная годами шоферская истина утверждает, что если цена сжиженного газа составляет 50% и меньше от цены бензина А-95, на использование LPG можно переходить не колеблясь. В 2015-м такое соотношение держались практически весь год. 2016 год держал подобный тренд на протяжении всего первого полугодия. Но в конце июня случился крупный пожар на далеком Локосовском ГПЗ в Сибири, эхо которого громко аукнулось на рынке автогаза Украины. Во-первых, внутренние розничные цены стремительно взлетели примерно на 30% вверх, оптовые – на все 50%. Во-вторых, к операторам рынка пришло внезапное озарение: сегодня украинский LPG-баланс слишком опасно кренится в сторону РФ. Зависимость от российского ресурса приблизилась к критическому уровню.

Российская рулетка

Если анализировать статистику, то и в 2014-м, и в 2015-м на российский сжиженный газ приходилось около половины от общего объема импорта в Украину, но тогда адекватным противовесом им служила продукция украинских заводов и поставки из Беларуси и Казахстана. Например, еще в 2014 г. более 50% украинского спроса на LPG удовлетворялось за счет внутреннего производства. Однако в 2016-м роль отечественных производителей, судя по всему, опустится ниже 30%. В то же время продукт из РФ вплотную приблизился к 50%-ному уровню покрытия украинского рынка (т. е. каждый второй литр сжиженного газа, покупаемого в Украине, имеет сегодня российское происхождение). В некоторые месяцы российская доля в объемах нашего импорта LPG уже приближалась к 80%.

Главными снабженцами украинских LPG-операторов в 2016 г. выступали компании "Роснефть" и "Лукойл", каждая из которых только в первом полугодии отгрузила свыше 100 тыс. тонн ресурса в адрес клиентов в Украине. При этом лукойловский спурт заслуживает особого внимания. В прошлые годы компания Вагита Алекперова не отличалась особой активностью на украинском газовом направлении. Но в 2016 г. она увеличила отгрузки более чем в 10 раз. В Украину поступал продукт от нескольких перерабатывающих предприятий "Лукойла", но львиная доля приходилась на газ упомянутого выше Локосовского ГПЗ. Пожар вывел это предприятие из строя как минимум до конца года. Но к тому времени, когда его отремонтируют, структура отечественного LPG-рынка может заметно преобразиться.

Многие украинские операторы, работающие со сжиженным газом, одновременно являются игроками и в более традиционных бензиновом и дизельном сегментах. Поэтому им трудно избавиться от неприятных аналогий, касающихся сотрудничества с Россией. После начала войны на Донбассе уже было зафиксировано несколько случаев, когда власти РФ гласно или негласно запрещали отправку нефтепродуктов в Украину, срывая все графики и ломая логистику. Непосредственно LPG эти запреты пока не касались, но риск витает в воздухе все время. Вместе с тем после аварии на Локосовском ГПЗ стала четко наблюдаться тенденция, которую на рынке назвали "черепашьими поставками". Это когда законтрактованный товар вроде бы и поступает, но не в полных объемах и не в оговоренные сроки. Причем эта практика перекинулась и на Беларусь – второго после России импортера сжиженного газа в Украину. По состоянию на первое полугодие 2016 г. Мозырский НПЗ и Белорусский ГПЗ (г. Речица) обеспечивали около 21% нужд украинских LPG-потребителей. Но сейчас вследствие недополучения российского сырья и они перестали отличаться дисциплинированностью при поставках сжиженного газа в Украину. Что ж, свято место пусто не бывает.

За лесами, за морями

18 сентября в порт Черноморск под Одессой (бывший Ильичевск) прибыл танкер с грузом 2,5 тыс. тонн сжиженного газа на борту. Газ произведен в Египте на заводе совместной египетско-бахрейнской компании в г. Рас-Шухейр. Импортером ресурса стала компания "Газтрон-Украина" – один из средних оптовиков на отечественном рынке. По сравнению с общей емкостью рынка, данная партия не имеет существенного значения для его насыщения. Но важность события в другом. Это первый эксперимент по ввозу в Украину LPG морским путем. До сих пор отечественные порты служили лишь для того, чтобы отправлять газ за пределы страны – транзитом или на экспорт. Если практика морского ввоза приживется, она может серьезно перекроить нынешний украинский LPG-рынок и обеспечить ему достойную диверсификацию. В "Газтрон-Украина" утверждают, что уже готовятся к фрахту следующего газового танкера.

По словам аналитика консалтинговой группы "А-95" Артема Куюна, на фоне появившейся угрозы полного прекращения импорта из РФ морские поставки могут стать важнейшим рычагом стабилизации рынка сжиженного газа в Украине. Руководитель компании UPECO Александр Сиренко также считает начало морских поставок LPG позитивным фактором, но отмечает, что на такой эксперимент трейдеров натолкнули не только нестабильность поступлений из традиционных источников, но и повышение внутренних цен в стране. Если они опустятся, экономическая целесообразность альтернативных маршрутов окажется под вопросом. Пока же сложные обстоятельства вынуждают украинских операторов искать ресурс в самых необычных местах. Кроме египетского газа в танкерах, в третьем квартале на рынке Украины появились партии LPG из Польши, Италии, Литвы, Голландии, Швеции. Список стран более чем неожиданный для традиционного украинского рынка. Главным искателем новых ресурсов стала компания "Надежда" – один из самых крупных операторов и в газовой рознице, и в газовом опте Украины. Правда, закупала она LPG в небольших объемах – от нескольких тысяч и меньше, можно сказать, на пробу. Но точно не в убыток.

В период, когда на украинско-польской границе газ стоил почти на 100 долл./тонну дешевле, чем на украинско-российской, такие шопинг-вылазки себя вполне оправдывали. Был даже случай, когда продукт везли с Гданьска в автоцистернах, а не по железной дороге. Но вместе с тем подорожание газа на заправках в Украине и завершение активного автомобильного сезона способны несколько ослабить спрос на внутреннем рынке на LPG, а соответственно, и охладить диверсификационный порыв в трейдерской среде. Зима послана им, чтобы сделать передышку и сформировать обновленную стратегию обеспечения рынка, иначе весной следующего года (при сохранении существующей динамики) дефицит ресурса перейдет из легкой в острую фазу. Дополнительно проблема усугубляется тем, что в Украине и так уже не хватает мощностей для хранения сжиженного газа. 30 имеющихся в стране газонаполнительных станций (ГНС) не справляются с выросшей емкостью рынка, поэтому значительная часть объемов торгуется прямо "с колес". А это значит, что у трейдеров нет запаса LPG и возможностей для маркетинговых маневров.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

ВСІ НОВИНИ ⇢