Грузы на воду!

Публікації

Осенью 2016 года на фоне катастрофического кризиса железнодорожных грузоперевозок активизировались разговоры о восстановлении и развитии в Украине речного транспорта. За первые девять месяцев текущего года объемы перевозок водным транспортом увеличились на 0,6%, но потенциал в этом сегменте огромен, поскольку главная водная артерия страны – Днепр – загружена всего на 15%.

Так, в Верховной Раде вернулись к обсуждению законопроектов №№2712 и 2713, предполагающих допуск ко внутренним перевозкам судов с иностранной регистрацией – сейчас это запрещено законом, "иностранцы" могут лишь доставлять грузы до одного отечественного пункта, а перевозить их между ними не могут. Для справки, подобные запреты есть в большинстве стран мира, где есть внутреннее судоходство – во имя поддержки национальных перевозчиков.

Однако авторы проекта указывают, что на украинских реках и маршрутах "река-море" есть дефицит грузовых судов, вызванный их значительным износом: большинство кораблей построено еще в СССР. В основном они относятся к госкомпании "Укрречфлот", обладающей примерно 150 судами (в т.ч. каботажных "река-море"). Полный тоннаж чисто речных судов оператора – около 125 тыс. тонн, они могут ежегодно перевозить 3,1 млн тонн грузов, а каботажный состав международного плавания добавляет к этой цифре общий дедвейт в 80 тыс. тонн с годовым "оборотом" в 1,9 млн тонн. Кроме того, госмонополист располагает собственными судоремонтными площадками в Днепропетровске (в речном порту), Запорожье (Запорожский судостроительно-судоремонтный завод, или ССЗ) и Херсоне (ХССЗ). Отдельно отметим Украинское Дунайское пароходство (75 самоходных речных кораблей, 245 несамоходных барж, Килийский ССЗ), а также частный речной флот агропредприятия "Нибулон", построенный в последние годы (12 самоходных судов, 34 баржи, свой ССЗ в Николаеве).

В 2015 году все эти корабли нарастили перевозки на 8,4% до 6,4 млн тонн груза – это единственный сектор грузоперевозок в Украине, показавший рост (в совокупности они упали на 10,6%, до 601 млн тонн); водный грузооборот составил всего 1,1% общего объема, тогда как в том же ЕС это 7%. Для сравнения, на 1990 год в УССР речным транспортом было перевезено 67 млн тонн. Директор судоходной компании холдинга "Нибулон" Евгений Игнатенко связывает указанный рост с увеличением привлекательности речных перевозок на фоне ослабления пропускной способности традиционных грузовых лидеров – железных дорог и автотранспорта, что особенно заметно на примере нынешнего кризиса грузовой логистики "Укрзализныци". По словам эксперта, речные перевозки дешевле, да и экологичнее, не зря их все больше используют и металлурги: например, МК "Запорожсталь" уже давно работает с рекой, развивают это направление и ИСД, владеющий Днепровским МК им. Дзержинского, и "Интерпайп". По данным Мининфраструктуры, каждый 1 млн тонн грузов, транспортированных по реке, экономит до 800 млн грн. на ремонте автодорог и 2500 тонн моторного топлива.

В этом году повышательный "речной" тренд продолжился: за 9 мес. внутренний водный грузооборот относительно января-сентября-2015 вырос на 0,6%, до 4,8 млн тонн. Экономисты полагают, что тенденция сохранится и дальше даже при современном состоянии флота, но обращают внимание на нехватку адекватного тоннажа. Сегодня его хватает для перевозки 11-12 млн тонн/год, и в условиях экономического кризиса этого вроде бы достаточно – но большинство судов изношено, а с выходом из кризиса спрос будет увеличиваться. Скажем, в 2007 году отечественный водный грузооборот составил 24,3 млн тонн, и при модернизации флота этот уровень однажды может быть снова достигнут и превзойден, тем более с учетом роста интереса к речным перевозкам. Это касается и интернациональных речных маршрутов: Польша намерена инвестировать не менее 15 млрд евро в возрождение водного коридора Е40 "Гданьск-Одесса", проходящего через Вислу, Зап. Буг, Припять и Днепр и действовавшего в советские времена; Беларусь тоже настроена развивать экспортно-импортное судоходство по Днепру с использованием украинских речных и морских портов. Для справки, всего в Украине приблизительно 1600 км речных путей, пригодных для грузоперевозок – включая такой "забытый" путь, как Южный Буг, восстановление которого начато "Нибулоном".

Пока же грузовая инфраструктура главной артерии, Днепра, используется лишь на 15%, говорит руководитель коммерческого департамента "Укрречфлота" Ольга Федор: "Очевидно, что потенциал роста очень большой. Для этого важно принять закон о внутреннем водном транспорте, внедрить систему межотраслевых транспортных балансов и др. Так, принципы перевозки должны быть максимально простыми, поэтому в упомянутом законопроекте предусмотрен один сбор – речной, который будет зависеть от количества груза и от расстояния. При этом расценки надо снизить, сегодня они завышены. В результате разгрузится наземная инфраструктура (которая даже в сегодняшней макроэкономической обстановке уже не справляется с товаропотоками, особенно в периоды пиковых нагрузок), появится возможность привлекать инвестиции в новые стивидорные мощности". Министр инфраструктуры Владимир Омелян уже объявил целью государства довести объем грузооборота по внутренним водным путям до 30 млн тонн, на что понадобится не менее 5-6 лет.

А недостаток качественного дедвейта можно оперативно компенсировать привлечением судов под иностранным флагом, считает глава подкомитета по вопросам морского и речного транспорта комитета ВР по вопросам транспорта Александр Урбанский. Для этого надо внести изменения в Кодекс торгового мореходства Украины и Таможенный кодекс. Среди прочего, это должно привести к снижению цен на речные грузоперевозки за счет развития их рынка и конкуренции на нем. По мнению аналитиков, очевидно, что какие-то фирмы хотят заработать на этом и потому лоббируют соответствующие законопроекты в ВР – однако тут нет ничего особо плохого. Тем более что все это предлагается как временная мера (актуальный вариант – на 3 года), эксперимент, который можно будет продлить или же нет, и который в любом случае не должен помешать постепенному обновлению собственно национального речного флота за счет внутренних верфей, подчеркивает депутат.

В настоящее время в стране есть порядка 5 крупных универсальных судостроительных предприятий, еще 3 осталось в Крыму, а еще 5 ориентированы именно на речные суда – это площадки "Укрречфлота", "Нибулона" и "Ленинская кузница" (Киев). Специалисты напоминают, что наши морские верфи могут выпускать и речные суда, тем более что загрузка этих производств остается минимальной. Е.Игнатенко добавляет, что одни только мощности ССЗ "Нибулона" позволяют ежегодно строить до 10 различных судов. Если будет улажена секторальная правовая база и начнется восстановление отечественной экономики, верфи могут получить заказы на речные суда, и внутренние водные перевозки позволят ослабить нагрузку на автотранспорт и "Укрзализныцю" (которая не справляется со своими задачами уже сейчас, нуждаясь в коренной модернизации активов и системы управления).

Максим Полевой

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢