Ставка на колеса

Публікації

В условиях острого дефицита сырья и фактического закрытия российского трубного рынка трубно-колесная компания "Интерпайп" делает упор на развитие производства наиболее высокомаржинальной продукции предприятия. Компания освоила производство колесных пар для железнодорожного транспорта и намерена расширять продажи на экспортных рынках, но не теряет надежды и на увеличение заказов в Украине.

На сегодня основной производитель стали для "Интерпайпа" – комплекс "Интерпайп Сталь" – загружен приблизительно на половину своей мощности (1,32 млн тонн). Стоит отметить, что и в прошлом году завод произвел всего 594 тыс. тонн стали, а два месяца пришлись на простой из-за нехватки металлолома. Вторая причина столь кардинального сокращения объемов производства – фактическое закрытие рынка РФ.

По словам директора по экономике и финансам компании Дениса Морозова, по итогам текущего года объем поставок трубной продукции на российский рынок составит 30-35 тыс. тонн. Таким образом, за несколько лет объемы продаж интерпайповских труб в РФ упали на порядок и полностью компенсировать потерю данного рынка компания не смогла. "Мы выросли в Европе, на Ближнем Востоке, но на сегодня мы полностью не компенсировали потерю РФ", – сказал Д.Морозов. Не видит компания большой перспективы и на североамериканском рынке, главным образом потому, что падение мировых цен на нефть привело к снижению объемов бурения новых скважин.

Также компания была вынуждена сократить продажи наиболее низкомаржинального вида своей продукции – трубной заготовки. На сегодня трубная заготовка составляет всего 9% в объеме продаж компании. "Мы стараемся максимально производить колеса, потом трубы и затем, если остается, продавать заготовку. Когда лома не хватает, первой страдает именно заготовка", – пояснил Д.Морозов.

Стоит отметить, что еще несколько лет назад в "колесном сегменте" основным для "Интерпайпа" был отечественный рынок. Так, в "золотом" для украинских вагоностроителей 2011 году компания отгрузила на внутренний рынок 78% произведенных колес (131 тыс. тонн). В дальнейшем эта доля неуклонно уменьшалась, снизившись по итогам прошлого года до 17% (14 тыс. тонн).

Причиной столь резкого снижения стал катастрофический обвал производства в отечественном вагоностроении. Если в 2011 году украинские производители произвели 52,7 тыс. вагонов, то по итогам прошлого года – всего 1054. В текущем году производство несколько оживилось, в частности Крюковский вагоностроительный завод выпустил по итогам первых 9 месяцев 1107 вагонов, однако до былых темпов еще очень далеко. При этом крупный производитель вагонов – мариупольский "Азовмаш" – простаивает, а Стахановский вагоностроительный завод оказался на неподконтрольной украинским властям территории.

В процессе переориентации компания начала испытывать дефицит экспортных мощностей, поскольку западные стандарты железнодорожных колес весьма строже отечественных. Особенно это касается стандарта американских железных дорог AAR. Дело в том, что железные дороги США в основном обеспечивают грузовые перевозки, в то время как пассажирское движение развито относительно слабо. Отсюда и более высокие требования к нагрузкам на ось и пробегу колес.

Для укрепления своих позиций на европейском и североамериканском рынках компания инвестировала в развитие производства 16,2 млн долл. Из этой суммы 6 млн было потрачено на строительство нового участка по производству железнодорожных колес для скоростного транспорта. На участке можно производить до 60 тыс. колес в год, и практически вся продукция в ближайшей перспективе пойдет на экспорт, поскольку в Украине сегодня эксплуатируются всего 14 скоростных поездов (10 Hyundai Rotem, 2 Skoda и 2 отечественных поезда "Тарпан" производства КВСЗ), на ремонтные потребности которых необходимо всего 100-200 колес в год.

Еще 8 млн долл. компания проинвестировала в строительство участка полнопрофильной механической обработки колес, что позволит нарастить их производство с 33 тыс. тонн до 49 тыс. тонн. На участке выполняются операции по проточке колеса, контролю его качества и маркировке. Как отмечают в компании, данная производственная линия будет в первую очередь производить продукцию для американского рынка.

Оставшиеся 2,2 млн долл. "Интерпайп" вложил в производство железнодорожных осей и сборку колесных пар. Несмотря на относительно небольшую сумму, эффект от его работы обещает быть наиболее ощутимым. "Что такое колесная пара? В ней есть маржа на заготовке, маржа на колесе, маржа на оси и еще маржа на сборке. Объединяются четыре вида маржи, поэтому это очень интересный передел", – объяснил Д.Морозов.

Производство черновых осей компания освоила еще в 2014 году. Ранее "Интерпайп" поставлял в Европу отдельно колеса и оси, и окончательная сборка колесной пары осуществлялась в Болгарии. Новые мощности позволяют выпускать 10 тыс. колесных пар в год. "Мы еще сертифицируемся, в ноябре надеемся продать первую пару в Европу", – рассказал директор по экономике и финансам "Интерпайпа", отметив, что в следующем году ориентировочно планируется продать 4 тыс. колесных пар, полностью собранных на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе.

Есть надежда и на увеличение заказов на внутреннем рынке. "Мы уже начали производство вагонов на собственных заводах "Укрзализныци" и планируем до конца года построить 370 таких вагонов. Также у нас есть предложение на 1000 таких вагонов, которое до конца года будет реализовано. И суммарно в 2016 и 2017 годах – свыше 7 тыс. вагонов", – анонсировал планы железнодорожного ведомства ответственный за производство, член правления "Укрзализныци" Ирениуш Василевский.

Впрочем, воплотятся ли эти планы в жизнь – вопрос открытый. По крайней мере ранее "Укрзализныця" неоднократно называла крайнюю изношенность подвижного состава как главное основание для очередного повышения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В итоге тарифы повышались, но ситуацию с вагонами это не улучшило. Сегодня из 160 тыс. вагонов, которые числятся на балансе "Укрзализныци" и частных операторов, 54% имеют возраст свыше 25 лет. При этом у самой "Укрзализныци" 13 тыс. вагонов таковыми являются только на бумаге и годны лишь на порезку в металлолом.

Таким образом, главным рынком для "Интерпайпа", как и в прошлом году, остается внешний. Напомним, в 2015-м на экспорт отправилось 83% произведенной компанией продукции. Но увеличивать продажи на внешних рынках, как заметил Д.Морозов, "очень тяжело". "Как только мы заходим на какой-нибудь рынок со своими продажами – неважно, США, Европа или Ближний Восток, этот рынок тут же для нас закрывают антидемпинговыми расследованиями", – посетовал топ-менеджер, отметив, что сегодня против компании проводится 15 таких расследований.

В то же время уровень государственной поддержки при защите интересов украинских компаний за рубежом в компании оценивают как явно недостаточный. "Украина на сегодня как страна не выработала единого механизма борьбы за свои рынки. Кто против США антидемпинг объявит? Да никто. А у нас нет хоть какой-то значимой работы в этом направлении", – резюмировал Д.Морозов.

Василий Январев

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢