kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Проект Nabucco: ЕС хочет стать независимым от Украины?

03.08.09
размер текста:

Успешная реализация проекта Nabucco, который так активно продвигает Евросоюз, может существенно ослабить энергетическую независимость Украины. Обходной газопровод не только нанесет значительный ущерб для отечественной экономики, но и ослабит ее геополитические позиции в регионе. Очевидно, что европейские чиновники не могут не осознавать этих последствий строительства Nabucco, но все продолжают с особым энтузиазмом воплощать его в жизнь. Это дает основание полагать, что данный проект направлен не только против агрессивной Москвы, но и против непредсказуемого Киева.

Перманентные газовые конфликты Украины и России в конечном итоге обернулись потерями для обеих стран. Евросоюз не устраивает ни РФ в статусе монопольного поставщика газа в центральные и восточные регионы Союза, ни Украина как безальтернативная транзитная артерия, по которой поступает российский газ. Несмотря на глобальный кризис и существенное снижение потребления газа, что решило проблему с дефицитом газа, европейские чиновники усердно прокладывают альтернативные маршруты поставок голубого топлива, которые должны доставлять нероссийский газ по неукраинской территории.

В июле текущего года Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция подписали соглашение о поставках каспийского газа в Евросоюз. Среди прочего, данное соглашение предусматривает строительство газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км. Пропускная способность трубы, согласно предварительному ТЭО, должна составить 31 млрд куб. м/год. Относительно сроков, то ЕС выразил готовность приступить к строительству данного маршрута уже в следующем году. Планируется, что первые поставки газа начнутся в 2015-2016 гг. Предварительная оценочная стоимость Nabucco составляет 8 млрд евро.

Идея данного газопровода, который доставлял бы альтернативный газ в Европу, возникла еще в начале десятилетия, и долгое время считалась в большей мере PR-проектом. Изначально он использовался как противовес амбициям российского «Газпрома», который обеспечивает до 30% потребностей Европы в газе (в отдельных странах ЕС – до 80%). Используя свое влияние, россияне постоянно пытались повышать цены на энергоносители, однако когда их аппетиты явно зашкаливали, чиновники ЕС сразу же начинали обсуждать практическую реализацию Nabucco, хотя было изначально ясно, что они не готовы тратить столь колоссальные деньги.

Однако на данный момент речь идет уже не о цене газа, а о его наличии. Зимой 2009 года Европа была на грани энергетического коллапса, когда Украина и РФ выясняли отношения в газовой сфере. Осознав, что напряженность в отношениях не спала, ЕС, очевидно, счел необходимым хеджировать риски. Очевидно, что главная цель строительства Nabucco – это, прежде всего, диверсификация поставщиков газа. Nabucco позволит странам Евросоюза получать до 8-10 % необходимого газа с азиатского региона, что частично ослабит влияние РФ.

Единственной и главной проблемой этого проекта является отсутствие гарантированных и надежных источников газа. Предполагается, что газ в трубы Nabucco будет поступать из Азербайджана, Туркмении, и, возможно, Ирана и Ирака. Перечень этих стран вряд ли можно назвать надежным источником. Последние две страны являются крайне нестабильными, а Азербайджан имеет небольшие объемы добычи газа, хоть и обладает значительным потенциалом.
Наибольшими запасами газа среди названных государств располагает Туркменистан. Добыча газа в последние годы в этой стране составляла около 60–80 млрд куб. м газа в год, из которых около 50 млрд поставлялись в Россию, откуда шли в Украину и частично в Евросоюз. Теоретически этот объем можно направить в ЕС по Nabucco, однако на практике это будет сделать крайне сложно. Политическая элита страны, несмотря на нынешний кризис в отношениях с Москвой, традиционно находится под сильным влиянием РФ. Кроме того, в 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому обязался поставлять в Китай 30 млрд куб. м газа в год, поэтому свободного газа не так уж и много.

Еще одним фактором, играющим против Nabucco, будет острая неприязнь этого проекта со стороны Кремля. Россия закономерно не заинтересована в развитии каких-либо альтернативных маршрутов в обход ее территории, поэтому изначально пыталась вставлять ему палки в колеса. Два года назад Москва инициировала собственный проект, который должен был окончательно лишить Nabucco даже малейших шансов на существование. В 2006 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, которое должно было начаться в 2008 году. Предполагалось, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия-Центр» в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году.

Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать. Что же касается мощности этого газопровода, то в 2009 году она должна была составить 10 млрд куб. м, а в перспективе объем газа должен был достичь до 30 млрд куб. м. Позже данный проект был заморожен из-за финансового кризиса и проблем «Газпрома» с ликвидностью.

Nabucco и Прикаспийский газопровод являются взаимоисключающими, поэтому прогресс ЕС в первом проекте уже насторожил Кремль. В ответ на подписание соглашения о строительстве Nabucco «Газпром» договорился о покупке азербайджанского газа по 350 долл./тыс. куб. м, дав понять, что для Баку бонус за сотрудничество с Москвой, а не ЕС, будет выражаться в почти 40% надбавке к рыночной цене за газ (европейская цена сейчас составляет всего 250 долл.). Изюминка этой ситуации заключается в том, что этот дорогой газ будет перепродан потом Украине (согласно газовым договоренностям Украина закупает азиатский газ, а не российский), поэтому «Газпром» борется с Nabucco за счет денег украинских налогоплательщиков.

Насколько подобная тактика будет эффективна для РФ, пока что трудно прогнозировать. Если Nabucco все же будет реализован, России это будет стоить:

1. Однозначного срыва реализации Прикаспийского газопровода;

2. Возможного отказа ЕС от строительства Южного потока;

3. Уменьшения влияния на газовый рынок ЕС.

Между тем, ущерб от этих факторов будет скорее политическим, нежели экономическим. В РФ есть очень перспективный проект газопровода из Западной Сибири в Китай, который готов качать по нему 30-40 млрд куб. м газа в год. Таким образом, Газпром не только заработает на продажах в КНР, но и создаст дефицит на рынке ЕС, что поднимет цену на «голубое топливо». По мере восстановления мировой экономики ЕС начнет ощущать проблемы с газом и снова начнет вести конструктивный диалог с Москвой.

Куда более серьезные угрозы Nabucco несет для Украины. Успешная реализация этого проекта обернется для Киева:

1. Потерей единственного козыря в переговорах с ЕС и РФ, которым сейчас является де-факто монопольный статус транспортного маршрута российского газа в Европу;

2. Отказом ЕС от инвестиций в украинскую ГТС, о чем они договорились в начале года;

3. Потерей ресурса среднеазиатского газа, который сейчас поставляется в Украину.

4. Утерей дохода от транзита российского газа по своей территории.

Компенсировать негативный эффект от этих рисков Украина, в отличие от России, не может никаким образом, поэтому Nabucco нанесет ей гораздо более существенный ущерб. Это явно указывает на то, что в ЕС недовольны монопольным положением Украины как поставщика восточного газа в Европу не в меньшей мере, чем зависимостью от российского газа. В итоге из-за своих конфликтов Киев и Москва понесут колоссальные убытки. Между тем, даже без тщательной калькуляции можно оценить колоссальные доходы, которые имели бы две страны в случае проведения согласованной политики.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!