kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Проект Nabucco: ЕС хочет стать независимым от Украины?

03.08.09
размер текста:

Успешная реализация проекта Nabucco, который так активно продвигает Евросоюз, может существенно ослабить энергетическую независимость Украины. Обходной газопровод не только нанесет значительный ущерб для отечественной экономики, но и ослабит ее геополитические позиции в регионе. Очевидно, что европейские чиновники не могут не осознавать этих последствий строительства Nabucco, но все продолжают с особым энтузиазмом воплощать его в жизнь. Это дает основание полагать, что данный проект направлен не только против агрессивной Москвы, но и против непредсказуемого Киева.

Перманентные газовые конфликты Украины и России в конечном итоге обернулись потерями для обеих стран. Евросоюз не устраивает ни РФ в статусе монопольного поставщика газа в центральные и восточные регионы Союза, ни Украина как безальтернативная транзитная артерия, по которой поступает российский газ. Несмотря на глобальный кризис и существенное снижение потребления газа, что решило проблему с дефицитом газа, европейские чиновники усердно прокладывают альтернативные маршруты поставок голубого топлива, которые должны доставлять нероссийский газ по неукраинской территории.

В июле текущего года Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция подписали соглашение о поставках каспийского газа в Евросоюз. Среди прочего, данное соглашение предусматривает строительство газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км. Пропускная способность трубы, согласно предварительному ТЭО, должна составить 31 млрд куб. м/год. Относительно сроков, то ЕС выразил готовность приступить к строительству данного маршрута уже в следующем году. Планируется, что первые поставки газа начнутся в 2015-2016 гг. Предварительная оценочная стоимость Nabucco составляет 8 млрд евро.

Идея данного газопровода, который доставлял бы альтернативный газ в Европу, возникла еще в начале десятилетия, и долгое время считалась в большей мере PR-проектом. Изначально он использовался как противовес амбициям российского «Газпрома», который обеспечивает до 30% потребностей Европы в газе (в отдельных странах ЕС – до 80%). Используя свое влияние, россияне постоянно пытались повышать цены на энергоносители, однако когда их аппетиты явно зашкаливали, чиновники ЕС сразу же начинали обсуждать практическую реализацию Nabucco, хотя было изначально ясно, что они не готовы тратить столь колоссальные деньги.

Однако на данный момент речь идет уже не о цене газа, а о его наличии. Зимой 2009 года Европа была на грани энергетического коллапса, когда Украина и РФ выясняли отношения в газовой сфере. Осознав, что напряженность в отношениях не спала, ЕС, очевидно, счел необходимым хеджировать риски. Очевидно, что главная цель строительства Nabucco – это, прежде всего, диверсификация поставщиков газа. Nabucco позволит странам Евросоюза получать до 8-10 % необходимого газа с азиатского региона, что частично ослабит влияние РФ.

Единственной и главной проблемой этого проекта является отсутствие гарантированных и надежных источников газа. Предполагается, что газ в трубы Nabucco будет поступать из Азербайджана, Туркмении, и, возможно, Ирана и Ирака. Перечень этих стран вряд ли можно назвать надежным источником. Последние две страны являются крайне нестабильными, а Азербайджан имеет небольшие объемы добычи газа, хоть и обладает значительным потенциалом.
Наибольшими запасами газа среди названных государств располагает Туркменистан. Добыча газа в последние годы в этой стране составляла около 60–80 млрд куб. м газа в год, из которых около 50 млрд поставлялись в Россию, откуда шли в Украину и частично в Евросоюз. Теоретически этот объем можно направить в ЕС по Nabucco, однако на практике это будет сделать крайне сложно. Политическая элита страны, несмотря на нынешний кризис в отношениях с Москвой, традиционно находится под сильным влиянием РФ. Кроме того, в 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому обязался поставлять в Китай 30 млрд куб. м газа в год, поэтому свободного газа не так уж и много.

Еще одним фактором, играющим против Nabucco, будет острая неприязнь этого проекта со стороны Кремля. Россия закономерно не заинтересована в развитии каких-либо альтернативных маршрутов в обход ее территории, поэтому изначально пыталась вставлять ему палки в колеса. Два года назад Москва инициировала собственный проект, который должен был окончательно лишить Nabucco даже малейших шансов на существование. В 2006 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, которое должно было начаться в 2008 году. Предполагалось, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия-Центр» в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году.

Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать. Что же касается мощности этого газопровода, то в 2009 году она должна была составить 10 млрд куб. м, а в перспективе объем газа должен был достичь до 30 млрд куб. м. Позже данный проект был заморожен из-за финансового кризиса и проблем «Газпрома» с ликвидностью.

Nabucco и Прикаспийский газопровод являются взаимоисключающими, поэтому прогресс ЕС в первом проекте уже насторожил Кремль. В ответ на подписание соглашения о строительстве Nabucco «Газпром» договорился о покупке азербайджанского газа по 350 долл./тыс. куб. м, дав понять, что для Баку бонус за сотрудничество с Москвой, а не ЕС, будет выражаться в почти 40% надбавке к рыночной цене за газ (европейская цена сейчас составляет всего 250 долл.). Изюминка этой ситуации заключается в том, что этот дорогой газ будет перепродан потом Украине (согласно газовым договоренностям Украина закупает азиатский газ, а не российский), поэтому «Газпром» борется с Nabucco за счет денег украинских налогоплательщиков.

Насколько подобная тактика будет эффективна для РФ, пока что трудно прогнозировать. Если Nabucco все же будет реализован, России это будет стоить:

1. Однозначного срыва реализации Прикаспийского газопровода;

2. Возможного отказа ЕС от строительства Южного потока;

3. Уменьшения влияния на газовый рынок ЕС.

Между тем, ущерб от этих факторов будет скорее политическим, нежели экономическим. В РФ есть очень перспективный проект газопровода из Западной Сибири в Китай, который готов качать по нему 30-40 млрд куб. м газа в год. Таким образом, Газпром не только заработает на продажах в КНР, но и создаст дефицит на рынке ЕС, что поднимет цену на «голубое топливо». По мере восстановления мировой экономики ЕС начнет ощущать проблемы с газом и снова начнет вести конструктивный диалог с Москвой.

Куда более серьезные угрозы Nabucco несет для Украины. Успешная реализация этого проекта обернется для Киева:

1. Потерей единственного козыря в переговорах с ЕС и РФ, которым сейчас является де-факто монопольный статус транспортного маршрута российского газа в Европу;

2. Отказом ЕС от инвестиций в украинскую ГТС, о чем они договорились в начале года;

3. Потерей ресурса среднеазиатского газа, который сейчас поставляется в Украину.

4. Утерей дохода от транзита российского газа по своей территории.

Компенсировать негативный эффект от этих рисков Украина, в отличие от России, не может никаким образом, поэтому Nabucco нанесет ей гораздо более существенный ущерб. Это явно указывает на то, что в ЕС недовольны монопольным положением Украины как поставщика восточного газа в Европу не в меньшей мере, чем зависимостью от российского газа. В итоге из-за своих конфликтов Киев и Москва понесут колоссальные убытки. Между тем, даже без тщательной калькуляции можно оценить колоссальные доходы, которые имели бы две страны в случае проведения согласованной политики.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!