kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Проект Nabucco: ЕС хочет стать независимым от Украины?

03.08.09
размер текста:

Успешная реализация проекта Nabucco, который так активно продвигает Евросоюз, может существенно ослабить энергетическую независимость Украины. Обходной газопровод не только нанесет значительный ущерб для отечественной экономики, но и ослабит ее геополитические позиции в регионе. Очевидно, что европейские чиновники не могут не осознавать этих последствий строительства Nabucco, но все продолжают с особым энтузиазмом воплощать его в жизнь. Это дает основание полагать, что данный проект направлен не только против агрессивной Москвы, но и против непредсказуемого Киева.

Перманентные газовые конфликты Украины и России в конечном итоге обернулись потерями для обеих стран. Евросоюз не устраивает ни РФ в статусе монопольного поставщика газа в центральные и восточные регионы Союза, ни Украина как безальтернативная транзитная артерия, по которой поступает российский газ. Несмотря на глобальный кризис и существенное снижение потребления газа, что решило проблему с дефицитом газа, европейские чиновники усердно прокладывают альтернативные маршруты поставок голубого топлива, которые должны доставлять нероссийский газ по неукраинской территории.

В июле текущего года Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция подписали соглашение о поставках каспийского газа в Евросоюз. Среди прочего, данное соглашение предусматривает строительство газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км. Пропускная способность трубы, согласно предварительному ТЭО, должна составить 31 млрд куб. м/год. Относительно сроков, то ЕС выразил готовность приступить к строительству данного маршрута уже в следующем году. Планируется, что первые поставки газа начнутся в 2015-2016 гг. Предварительная оценочная стоимость Nabucco составляет 8 млрд евро.

Идея данного газопровода, который доставлял бы альтернативный газ в Европу, возникла еще в начале десятилетия, и долгое время считалась в большей мере PR-проектом. Изначально он использовался как противовес амбициям российского «Газпрома», который обеспечивает до 30% потребностей Европы в газе (в отдельных странах ЕС – до 80%). Используя свое влияние, россияне постоянно пытались повышать цены на энергоносители, однако когда их аппетиты явно зашкаливали, чиновники ЕС сразу же начинали обсуждать практическую реализацию Nabucco, хотя было изначально ясно, что они не готовы тратить столь колоссальные деньги.

Однако на данный момент речь идет уже не о цене газа, а о его наличии. Зимой 2009 года Европа была на грани энергетического коллапса, когда Украина и РФ выясняли отношения в газовой сфере. Осознав, что напряженность в отношениях не спала, ЕС, очевидно, счел необходимым хеджировать риски. Очевидно, что главная цель строительства Nabucco – это, прежде всего, диверсификация поставщиков газа. Nabucco позволит странам Евросоюза получать до 8-10 % необходимого газа с азиатского региона, что частично ослабит влияние РФ.

Единственной и главной проблемой этого проекта является отсутствие гарантированных и надежных источников газа. Предполагается, что газ в трубы Nabucco будет поступать из Азербайджана, Туркмении, и, возможно, Ирана и Ирака. Перечень этих стран вряд ли можно назвать надежным источником. Последние две страны являются крайне нестабильными, а Азербайджан имеет небольшие объемы добычи газа, хоть и обладает значительным потенциалом.
Наибольшими запасами газа среди названных государств располагает Туркменистан. Добыча газа в последние годы в этой стране составляла около 60–80 млрд куб. м газа в год, из которых около 50 млрд поставлялись в Россию, откуда шли в Украину и частично в Евросоюз. Теоретически этот объем можно направить в ЕС по Nabucco, однако на практике это будет сделать крайне сложно. Политическая элита страны, несмотря на нынешний кризис в отношениях с Москвой, традиционно находится под сильным влиянием РФ. Кроме того, в 2006 году Ашхабад подписал договор о строительстве газопровода в Китай через Казахстан, по которому обязался поставлять в Китай 30 млрд куб. м газа в год, поэтому свободного газа не так уж и много.

Еще одним фактором, играющим против Nabucco, будет острая неприязнь этого проекта со стороны Кремля. Россия закономерно не заинтересована в развитии каких-либо альтернативных маршрутов в обход ее территории, поэтому изначально пыталась вставлять ему палки в колеса. Два года назад Москва инициировала собственный проект, который должен был окончательно лишить Nabucco даже малейших шансов на существование. В 2006 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, которое должно было начаться в 2008 году. Предполагалось, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом «Средняя Азия-Центр» в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году.

Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать. Что же касается мощности этого газопровода, то в 2009 году она должна была составить 10 млрд куб. м, а в перспективе объем газа должен был достичь до 30 млрд куб. м. Позже данный проект был заморожен из-за финансового кризиса и проблем «Газпрома» с ликвидностью.

Nabucco и Прикаспийский газопровод являются взаимоисключающими, поэтому прогресс ЕС в первом проекте уже насторожил Кремль. В ответ на подписание соглашения о строительстве Nabucco «Газпром» договорился о покупке азербайджанского газа по 350 долл./тыс. куб. м, дав понять, что для Баку бонус за сотрудничество с Москвой, а не ЕС, будет выражаться в почти 40% надбавке к рыночной цене за газ (европейская цена сейчас составляет всего 250 долл.). Изюминка этой ситуации заключается в том, что этот дорогой газ будет перепродан потом Украине (согласно газовым договоренностям Украина закупает азиатский газ, а не российский), поэтому «Газпром» борется с Nabucco за счет денег украинских налогоплательщиков.

Насколько подобная тактика будет эффективна для РФ, пока что трудно прогнозировать. Если Nabucco все же будет реализован, России это будет стоить:

1. Однозначного срыва реализации Прикаспийского газопровода;

2. Возможного отказа ЕС от строительства Южного потока;

3. Уменьшения влияния на газовый рынок ЕС.

Между тем, ущерб от этих факторов будет скорее политическим, нежели экономическим. В РФ есть очень перспективный проект газопровода из Западной Сибири в Китай, который готов качать по нему 30-40 млрд куб. м газа в год. Таким образом, Газпром не только заработает на продажах в КНР, но и создаст дефицит на рынке ЕС, что поднимет цену на «голубое топливо». По мере восстановления мировой экономики ЕС начнет ощущать проблемы с газом и снова начнет вести конструктивный диалог с Москвой.

Куда более серьезные угрозы Nabucco несет для Украины. Успешная реализация этого проекта обернется для Киева:

1. Потерей единственного козыря в переговорах с ЕС и РФ, которым сейчас является де-факто монопольный статус транспортного маршрута российского газа в Европу;

2. Отказом ЕС от инвестиций в украинскую ГТС, о чем они договорились в начале года;

3. Потерей ресурса среднеазиатского газа, который сейчас поставляется в Украину.

4. Утерей дохода от транзита российского газа по своей территории.

Компенсировать негативный эффект от этих рисков Украина, в отличие от России, не может никаким образом, поэтому Nabucco нанесет ей гораздо более существенный ущерб. Это явно указывает на то, что в ЕС недовольны монопольным положением Украины как поставщика восточного газа в Европу не в меньшей мере, чем зависимостью от российского газа. В итоге из-за своих конфликтов Киев и Москва понесут колоссальные убытки. Между тем, даже без тщательной калькуляции можно оценить колоссальные доходы, которые имели бы две страны в случае проведения согласованной политики.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!