kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Пицца для Гройсмана

29.11.16
размер текста:

"Если Италия – то пицца". У многих упоминание этой страны вызывает именно такую ассоциацию. Либо – спагетти и паста, как вариант. Однако создать на Апеннинах третью по величине экономику еврозоны только за счет популярных кулинарных блюд невозможно по определению. Одним из ее столпов является металлургия.

Италия в текущем году неоднократно вытесняла Украину из топ-10 мировых производителей стали в ежемесячном рейтинге ассоциации World Steel. Например, в октябре выплавка в Италии составила 2,1 млн тонн, в Украине – 1,9 млн тонн. Соответственно, Итали, замыкает десятку, а Украина – на 11 месте. Но если на Апеннинском полуострове зафиксирован рост на 11% в годовом исчислении, то у нас – снижение на 6,1%. И это несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются итальянские металлурги.

В чем Ilva, брат?

Сердце итальянской металлургии – комбинат Ilva, расположенный в южной провинции Апулия. Предприятие обладает проектной мощностью 12 млн тонн и является крупнейшим в ЕС производителем стали. При этом оно не имеет вертикальной интеграции: в частности, железная руда закупается в Бразилии. На Ilva выпускают горяче- и холоднокатаные рулоны, оцинкованную сталь и трубы. Их главные потребители находятся на сервере – это итальянский автопром и машиностроение. Численность персонала ранее составляла 12 тыс. чел. – плюс еще 8 тыс. в обеспечивающих и вспомогательных подразделениях.

Потом, после первой волны кризиса в 2008-2009 гг., общая численность сократилась до 16 тыс. чел., а выплавка стали упала до 8,5 млн тонн. Однако предприятие, которое являлось главным активом группы Riva Steel, перешло в разряд проблемных не из-за падения спроса на сталь, а в результате действий итальянских властей. В ходе специального расследования в 2012 году они выяснили, что средства, выделяемые Ilva на экологические программы, использовались на другие цели.

Сюда добавилось уклонение от уплаты налогов, и, как результат, в мае 2013-го активы семьи Рива на 8,1 млрд евро были арестованы по решению итальянского суда, а на комбинат в Тарранто введена временная администрация. Далее в декабре 2014-го он был национализирован. "Государственное вмешательство необходимо для сохранения завода", – пояснил тогда премьер Маттео Ренци.

Правда, практически сразу правительство начало подыскивать для Ilva нового частного владельца. Но эти поиски за 2 года так и не увенчались успехом. Меткомбинат "сватали" транснациональному концерну ArcelorMittal, индийской компании JSW Steel и турецкой Erdemir и много кому еще. Тем временем Еврокомиссия в январе 2016 года начала расследование относительно предоставления правительством Италии прямой господдержки Ilva – что запрещено европейским законодательством.

Такие расследования относятся к разряду долгоиграющих, но и штрафы виновным исчисляются как минимум девятизначными цифрами. А в последнее время чаще даже десятизначными. По данным СМИ, в 2014-2016 гг., после возвращения в госсобственность, на комбинате сокращено 4 тыс. рабочих мест.

Вторым по величине стальным производителем является меткомбинат Lucchini Piombino, расположенный в северной Италии. Предприятие специализируется на выпуске сортового проката – 1,2 млн тонн в год, в том числе 350 тыс. тонн приходится на рельсы. По оценкам ассоциации Eurоfer, доля Lucchini Piombino в данном сегменте составляет 80% в Италии и 20% в целом по ЕС. Сталеплавильные мощности позволяют производить 2,5 млн тонн в год.

У меткомбината в Пиомбино тоже очень непростая история. В 2005 году его в составе компании Lucchini купила российская группа "Северсталь" Алексея Мордашова, а в 2012-м свернула свое присутствие на предприятии через процедуру банкротства – после тщетных поисков покупателя. Далее. в апреле 2014-го в Пиомбино остановился доменный цех – комбинат перестал плавить чугун и перешел на покупную заготовку при производстве проката.

Свет в конце тоннеля для него забрезжил в 2015-м, когда в Пиомбино пришла алжирская группа Cevital, купившая проблемный актив. Алжирцы решили не восстанавливать доменный агрегат (поскольку его фактически надо отстроить заново), заказав вместо него в Германии электродуговую печь на 1 млн тонн, а также новый рельсобалочный стан на 750 тыс. тонн в год. Тем не менее пока это все прожекты и насколько сильным управленцем окажется Cevital, итальянцам еще предстоит оценить.

Башмак для ГМК Украины


Из сделанного обзора следует, что металлургия Италии переживает далеко не лучшие времена, а ее наиболее крупные предприятия испытывают серьезнейшие проблемы. Несмотря на это, итальянцам удается, пусть и не намного, но все-таки опережать украинских коллег. Анализ событий показывает, что основной проблемой для них в текущем году стала деятельность государственного железнодорожного монополиста, ПАО "Укрзализныця". Случайно или закономерно, это совпало с приходом к руководству "УЗ" польской команды модных реформаторов во главе с Войцехом Балчуном.

Длительное время на голодном пайке оставались мариупольские меткомбинаты им. Ильича и "Азовсталь". Из-за низкой пропускной способности на участке Камыш Заря – Волноваха тамошние металлурги испытывали перебои с поставками железной руды из Кривбасса. Годовые потери от недопроизводства в денежном эквиваленте суммарно по обоим предприятиям оцениваются в 1 млрд долл. После неоднократных обращений к Кабинету министров и лично к премьеру Владимиру Гройсману со стороны руководства металлургических компаний, объединения "Укрметаллургпром", Федерации металлургов Украины – ситуацию наконец-то удалось исправить.

Так, в ноябре "УЗ" завершила капремонт на проблемном участке, повысив его пропускную способность. Остался единственный вопрос – а что мешало железнодорожникам сделать это сразу, еще в прошлом году? Впрочем, до окончательной "перемоги" еще далеко. Как уточнил генеральный директор ММК им.Ильича Юрий Зинченко, реконструированный участок железной дороги Камыш-Заря – Волноваха пропускает меньше поездов, чем было объявлено В.Балчуном.

По словам Ю.Зинченко, за первую неделю работы после открытия движения только 2 дня "Укрзализныця" обеспечивала пропуск 18 грузовых составов, в остальные дни – 15-17. В среднем за неделю получилось 16 грузовых составов. До объявленных 23 поездов еще далеко, констатировал гендиректор ММКИ. Кроме того, в железнодорожной логистике хватает и других узких мест. Например, глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков 15 ноября сообщил об угрозе остановки Енакиевского метзавода – только из-за того, что диспетчера "Укрзализныци" не пропускали вагоны с железной рудой в направлении Енакиево. Технология работы меткомбинатов не предусматривает остановок, а с такими "рваными" поставками, как в первой половине ноября, от 0 до 16 тыс. тонн в сутки, вывести работу основных агрегатов на стабильный режим просто невозможно, подчеркнул А.Каленков.

При этом по итогам второй декады ноября обеспечение предприятий ГМК Украины вагонным парком Центра транспортной логистики, входящего в ПАО "Укрзализныця", составило всего около 15% от необходимой потребности. Т.е. у метзаводов фактически нет возможности ни подвезти сырье, ни вывезти готовую металлопродукцию. Очевидно, что с таким подходом железнодорожного монополиста к одному из своих самых важных клиентов и в ноябре итальянцы окажутся впереди украинских металлургов в рейтинге WSA.

У железнодорожников в путевом хозяйстве есть такое устройство, как башмак – оно подкладывается под колеса вагона, чтобы избежать его самопроизвольного скатывания после отцепления от локомотива. Образно говоря, такой башмак в "УЗ" сейчас и поставили украинским металлургам. Надо ли говорить, что это прямо противоречит национальным экономическим интересам?

Остается надеяться, что В.Гройсман не забыл о своем обещании защищать национальных производителей, генерирующих валовой внутренний продукт. Об этом он говорил и в ходе рабочих поездок в Мариуполь, где имел возможность лично ознакомиться с ситуацией на металлургических предприятиях, и в ходе заседаний Кабинета министров, и на межведомственном совещании по вопросам, связанным с проблематикой украинского экспорта. Поэтому самое время отреагировать на "чудеса" в железнодорожной отрасли Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!