kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Пицца для Гройсмана

29.11.16
размер текста:

"Если Италия – то пицца". У многих упоминание этой страны вызывает именно такую ассоциацию. Либо – спагетти и паста, как вариант. Однако создать на Апеннинах третью по величине экономику еврозоны только за счет популярных кулинарных блюд невозможно по определению. Одним из ее столпов является металлургия.

Италия в текущем году неоднократно вытесняла Украину из топ-10 мировых производителей стали в ежемесячном рейтинге ассоциации World Steel. Например, в октябре выплавка в Италии составила 2,1 млн тонн, в Украине – 1,9 млн тонн. Соответственно, Итали, замыкает десятку, а Украина – на 11 месте. Но если на Апеннинском полуострове зафиксирован рост на 11% в годовом исчислении, то у нас – снижение на 6,1%. И это несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются итальянские металлурги.

В чем Ilva, брат?

Сердце итальянской металлургии – комбинат Ilva, расположенный в южной провинции Апулия. Предприятие обладает проектной мощностью 12 млн тонн и является крупнейшим в ЕС производителем стали. При этом оно не имеет вертикальной интеграции: в частности, железная руда закупается в Бразилии. На Ilva выпускают горяче- и холоднокатаные рулоны, оцинкованную сталь и трубы. Их главные потребители находятся на сервере – это итальянский автопром и машиностроение. Численность персонала ранее составляла 12 тыс. чел. – плюс еще 8 тыс. в обеспечивающих и вспомогательных подразделениях.

Потом, после первой волны кризиса в 2008-2009 гг., общая численность сократилась до 16 тыс. чел., а выплавка стали упала до 8,5 млн тонн. Однако предприятие, которое являлось главным активом группы Riva Steel, перешло в разряд проблемных не из-за падения спроса на сталь, а в результате действий итальянских властей. В ходе специального расследования в 2012 году они выяснили, что средства, выделяемые Ilva на экологические программы, использовались на другие цели.

Сюда добавилось уклонение от уплаты налогов, и, как результат, в мае 2013-го активы семьи Рива на 8,1 млрд евро были арестованы по решению итальянского суда, а на комбинат в Тарранто введена временная администрация. Далее в декабре 2014-го он был национализирован. "Государственное вмешательство необходимо для сохранения завода", – пояснил тогда премьер Маттео Ренци.

Правда, практически сразу правительство начало подыскивать для Ilva нового частного владельца. Но эти поиски за 2 года так и не увенчались успехом. Меткомбинат "сватали" транснациональному концерну ArcelorMittal, индийской компании JSW Steel и турецкой Erdemir и много кому еще. Тем временем Еврокомиссия в январе 2016 года начала расследование относительно предоставления правительством Италии прямой господдержки Ilva – что запрещено европейским законодательством.

Такие расследования относятся к разряду долгоиграющих, но и штрафы виновным исчисляются как минимум девятизначными цифрами. А в последнее время чаще даже десятизначными. По данным СМИ, в 2014-2016 гг., после возвращения в госсобственность, на комбинате сокращено 4 тыс. рабочих мест.

Вторым по величине стальным производителем является меткомбинат Lucchini Piombino, расположенный в северной Италии. Предприятие специализируется на выпуске сортового проката – 1,2 млн тонн в год, в том числе 350 тыс. тонн приходится на рельсы. По оценкам ассоциации Eurоfer, доля Lucchini Piombino в данном сегменте составляет 80% в Италии и 20% в целом по ЕС. Сталеплавильные мощности позволяют производить 2,5 млн тонн в год.

У меткомбината в Пиомбино тоже очень непростая история. В 2005 году его в составе компании Lucchini купила российская группа "Северсталь" Алексея Мордашова, а в 2012-м свернула свое присутствие на предприятии через процедуру банкротства – после тщетных поисков покупателя. Далее. в апреле 2014-го в Пиомбино остановился доменный цех – комбинат перестал плавить чугун и перешел на покупную заготовку при производстве проката.

Свет в конце тоннеля для него забрезжил в 2015-м, когда в Пиомбино пришла алжирская группа Cevital, купившая проблемный актив. Алжирцы решили не восстанавливать доменный агрегат (поскольку его фактически надо отстроить заново), заказав вместо него в Германии электродуговую печь на 1 млн тонн, а также новый рельсобалочный стан на 750 тыс. тонн в год. Тем не менее пока это все прожекты и насколько сильным управленцем окажется Cevital, итальянцам еще предстоит оценить.

Башмак для ГМК Украины


Из сделанного обзора следует, что металлургия Италии переживает далеко не лучшие времена, а ее наиболее крупные предприятия испытывают серьезнейшие проблемы. Несмотря на это, итальянцам удается, пусть и не намного, но все-таки опережать украинских коллег. Анализ событий показывает, что основной проблемой для них в текущем году стала деятельность государственного железнодорожного монополиста, ПАО "Укрзализныця". Случайно или закономерно, это совпало с приходом к руководству "УЗ" польской команды модных реформаторов во главе с Войцехом Балчуном.

Длительное время на голодном пайке оставались мариупольские меткомбинаты им. Ильича и "Азовсталь". Из-за низкой пропускной способности на участке Камыш Заря – Волноваха тамошние металлурги испытывали перебои с поставками железной руды из Кривбасса. Годовые потери от недопроизводства в денежном эквиваленте суммарно по обоим предприятиям оцениваются в 1 млрд долл. После неоднократных обращений к Кабинету министров и лично к премьеру Владимиру Гройсману со стороны руководства металлургических компаний, объединения "Укрметаллургпром", Федерации металлургов Украины – ситуацию наконец-то удалось исправить.

Так, в ноябре "УЗ" завершила капремонт на проблемном участке, повысив его пропускную способность. Остался единственный вопрос – а что мешало железнодорожникам сделать это сразу, еще в прошлом году? Впрочем, до окончательной "перемоги" еще далеко. Как уточнил генеральный директор ММК им.Ильича Юрий Зинченко, реконструированный участок железной дороги Камыш-Заря – Волноваха пропускает меньше поездов, чем было объявлено В.Балчуном.

По словам Ю.Зинченко, за первую неделю работы после открытия движения только 2 дня "Укрзализныця" обеспечивала пропуск 18 грузовых составов, в остальные дни – 15-17. В среднем за неделю получилось 16 грузовых составов. До объявленных 23 поездов еще далеко, констатировал гендиректор ММКИ. Кроме того, в железнодорожной логистике хватает и других узких мест. Например, глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков 15 ноября сообщил об угрозе остановки Енакиевского метзавода – только из-за того, что диспетчера "Укрзализныци" не пропускали вагоны с железной рудой в направлении Енакиево. Технология работы меткомбинатов не предусматривает остановок, а с такими "рваными" поставками, как в первой половине ноября, от 0 до 16 тыс. тонн в сутки, вывести работу основных агрегатов на стабильный режим просто невозможно, подчеркнул А.Каленков.

При этом по итогам второй декады ноября обеспечение предприятий ГМК Украины вагонным парком Центра транспортной логистики, входящего в ПАО "Укрзализныця", составило всего около 15% от необходимой потребности. Т.е. у метзаводов фактически нет возможности ни подвезти сырье, ни вывезти готовую металлопродукцию. Очевидно, что с таким подходом железнодорожного монополиста к одному из своих самых важных клиентов и в ноябре итальянцы окажутся впереди украинских металлургов в рейтинге WSA.

У железнодорожников в путевом хозяйстве есть такое устройство, как башмак – оно подкладывается под колеса вагона, чтобы избежать его самопроизвольного скатывания после отцепления от локомотива. Образно говоря, такой башмак в "УЗ" сейчас и поставили украинским металлургам. Надо ли говорить, что это прямо противоречит национальным экономическим интересам?

Остается надеяться, что В.Гройсман не забыл о своем обещании защищать национальных производителей, генерирующих валовой внутренний продукт. Об этом он говорил и в ходе рабочих поездок в Мариуполь, где имел возможность лично ознакомиться с ситуацией на металлургических предприятиях, и в ходе заседаний Кабинета министров, и на межведомственном совещании по вопросам, связанным с проблематикой украинского экспорта. Поэтому самое время отреагировать на "чудеса" в железнодорожной отрасли Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!