kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Пицца для Гройсмана

29.11.16
размер текста:

"Если Италия – то пицца". У многих упоминание этой страны вызывает именно такую ассоциацию. Либо – спагетти и паста, как вариант. Однако создать на Апеннинах третью по величине экономику еврозоны только за счет популярных кулинарных блюд невозможно по определению. Одним из ее столпов является металлургия.

Италия в текущем году неоднократно вытесняла Украину из топ-10 мировых производителей стали в ежемесячном рейтинге ассоциации World Steel. Например, в октябре выплавка в Италии составила 2,1 млн тонн, в Украине – 1,9 млн тонн. Соответственно, Итали, замыкает десятку, а Украина – на 11 месте. Но если на Апеннинском полуострове зафиксирован рост на 11% в годовом исчислении, то у нас – снижение на 6,1%. И это несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются итальянские металлурги.

В чем Ilva, брат?

Сердце итальянской металлургии – комбинат Ilva, расположенный в южной провинции Апулия. Предприятие обладает проектной мощностью 12 млн тонн и является крупнейшим в ЕС производителем стали. При этом оно не имеет вертикальной интеграции: в частности, железная руда закупается в Бразилии. На Ilva выпускают горяче- и холоднокатаные рулоны, оцинкованную сталь и трубы. Их главные потребители находятся на сервере – это итальянский автопром и машиностроение. Численность персонала ранее составляла 12 тыс. чел. – плюс еще 8 тыс. в обеспечивающих и вспомогательных подразделениях.

Потом, после первой волны кризиса в 2008-2009 гг., общая численность сократилась до 16 тыс. чел., а выплавка стали упала до 8,5 млн тонн. Однако предприятие, которое являлось главным активом группы Riva Steel, перешло в разряд проблемных не из-за падения спроса на сталь, а в результате действий итальянских властей. В ходе специального расследования в 2012 году они выяснили, что средства, выделяемые Ilva на экологические программы, использовались на другие цели.

Сюда добавилось уклонение от уплаты налогов, и, как результат, в мае 2013-го активы семьи Рива на 8,1 млрд евро были арестованы по решению итальянского суда, а на комбинат в Тарранто введена временная администрация. Далее в декабре 2014-го он был национализирован. "Государственное вмешательство необходимо для сохранения завода", – пояснил тогда премьер Маттео Ренци.

Правда, практически сразу правительство начало подыскивать для Ilva нового частного владельца. Но эти поиски за 2 года так и не увенчались успехом. Меткомбинат "сватали" транснациональному концерну ArcelorMittal, индийской компании JSW Steel и турецкой Erdemir и много кому еще. Тем временем Еврокомиссия в январе 2016 года начала расследование относительно предоставления правительством Италии прямой господдержки Ilva – что запрещено европейским законодательством.

Такие расследования относятся к разряду долгоиграющих, но и штрафы виновным исчисляются как минимум девятизначными цифрами. А в последнее время чаще даже десятизначными. По данным СМИ, в 2014-2016 гг., после возвращения в госсобственность, на комбинате сокращено 4 тыс. рабочих мест.

Вторым по величине стальным производителем является меткомбинат Lucchini Piombino, расположенный в северной Италии. Предприятие специализируется на выпуске сортового проката – 1,2 млн тонн в год, в том числе 350 тыс. тонн приходится на рельсы. По оценкам ассоциации Eurоfer, доля Lucchini Piombino в данном сегменте составляет 80% в Италии и 20% в целом по ЕС. Сталеплавильные мощности позволяют производить 2,5 млн тонн в год.

У меткомбината в Пиомбино тоже очень непростая история. В 2005 году его в составе компании Lucchini купила российская группа "Северсталь" Алексея Мордашова, а в 2012-м свернула свое присутствие на предприятии через процедуру банкротства – после тщетных поисков покупателя. Далее. в апреле 2014-го в Пиомбино остановился доменный цех – комбинат перестал плавить чугун и перешел на покупную заготовку при производстве проката.

Свет в конце тоннеля для него забрезжил в 2015-м, когда в Пиомбино пришла алжирская группа Cevital, купившая проблемный актив. Алжирцы решили не восстанавливать доменный агрегат (поскольку его фактически надо отстроить заново), заказав вместо него в Германии электродуговую печь на 1 млн тонн, а также новый рельсобалочный стан на 750 тыс. тонн в год. Тем не менее пока это все прожекты и насколько сильным управленцем окажется Cevital, итальянцам еще предстоит оценить.

Башмак для ГМК Украины


Из сделанного обзора следует, что металлургия Италии переживает далеко не лучшие времена, а ее наиболее крупные предприятия испытывают серьезнейшие проблемы. Несмотря на это, итальянцам удается, пусть и не намного, но все-таки опережать украинских коллег. Анализ событий показывает, что основной проблемой для них в текущем году стала деятельность государственного железнодорожного монополиста, ПАО "Укрзализныця". Случайно или закономерно, это совпало с приходом к руководству "УЗ" польской команды модных реформаторов во главе с Войцехом Балчуном.

Длительное время на голодном пайке оставались мариупольские меткомбинаты им. Ильича и "Азовсталь". Из-за низкой пропускной способности на участке Камыш Заря – Волноваха тамошние металлурги испытывали перебои с поставками железной руды из Кривбасса. Годовые потери от недопроизводства в денежном эквиваленте суммарно по обоим предприятиям оцениваются в 1 млрд долл. После неоднократных обращений к Кабинету министров и лично к премьеру Владимиру Гройсману со стороны руководства металлургических компаний, объединения "Укрметаллургпром", Федерации металлургов Украины – ситуацию наконец-то удалось исправить.

Так, в ноябре "УЗ" завершила капремонт на проблемном участке, повысив его пропускную способность. Остался единственный вопрос – а что мешало железнодорожникам сделать это сразу, еще в прошлом году? Впрочем, до окончательной "перемоги" еще далеко. Как уточнил генеральный директор ММК им.Ильича Юрий Зинченко, реконструированный участок железной дороги Камыш-Заря – Волноваха пропускает меньше поездов, чем было объявлено В.Балчуном.

По словам Ю.Зинченко, за первую неделю работы после открытия движения только 2 дня "Укрзализныця" обеспечивала пропуск 18 грузовых составов, в остальные дни – 15-17. В среднем за неделю получилось 16 грузовых составов. До объявленных 23 поездов еще далеко, констатировал гендиректор ММКИ. Кроме того, в железнодорожной логистике хватает и других узких мест. Например, глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков 15 ноября сообщил об угрозе остановки Енакиевского метзавода – только из-за того, что диспетчера "Укрзализныци" не пропускали вагоны с железной рудой в направлении Енакиево. Технология работы меткомбинатов не предусматривает остановок, а с такими "рваными" поставками, как в первой половине ноября, от 0 до 16 тыс. тонн в сутки, вывести работу основных агрегатов на стабильный режим просто невозможно, подчеркнул А.Каленков.

При этом по итогам второй декады ноября обеспечение предприятий ГМК Украины вагонным парком Центра транспортной логистики, входящего в ПАО "Укрзализныця", составило всего около 15% от необходимой потребности. Т.е. у метзаводов фактически нет возможности ни подвезти сырье, ни вывезти готовую металлопродукцию. Очевидно, что с таким подходом железнодорожного монополиста к одному из своих самых важных клиентов и в ноябре итальянцы окажутся впереди украинских металлургов в рейтинге WSA.

У железнодорожников в путевом хозяйстве есть такое устройство, как башмак – оно подкладывается под колеса вагона, чтобы избежать его самопроизвольного скатывания после отцепления от локомотива. Образно говоря, такой башмак в "УЗ" сейчас и поставили украинским металлургам. Надо ли говорить, что это прямо противоречит национальным экономическим интересам?

Остается надеяться, что В.Гройсман не забыл о своем обещании защищать национальных производителей, генерирующих валовой внутренний продукт. Об этом он говорил и в ходе рабочих поездок в Мариуполь, где имел возможность лично ознакомиться с ситуацией на металлургических предприятиях, и в ходе заседаний Кабинета министров, и на межведомственном совещании по вопросам, связанным с проблематикой украинского экспорта. Поэтому самое время отреагировать на "чудеса" в железнодорожной отрасли Украины.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!