kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Выскользнуть из долговой петли

06.12.16
размер текста:

Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.

Гасить долги крупные игроки начали не сразу: изначально большинство предпочло вариант реструктуризации, т.е. перенос выплат на более поздние сроки, а также рефинансирование за счет новых, пусть и более дорогих займов. Но со временем стало понятно, что нынешний кризис – всерьез и надолго, ожидать возвращения цен на прежние уровни в обозримом будущем не приходится. Поэтому был взят курс на досрочные выплаты по имеющимся обязательствам: где-то за счет перенаправления денежного потока, но чаще от продажи активов.

Например, Магнитогорский металлургический комбинат за счет продажи доли в австралийском железорудном гиганте Fortesсue Metal Group в предыдущем квартале погасил около 1 млрд долл. задолженности. И по состоянию на 1 октября его чистый долг сократился до 192 млн долл. – теперь это самый низкий уровень в российском ГМК. На следующий год группа Виктора Рашникова намерена придерживаться той же политики. По словам директора по экономике ММК Андрея Еремина, общий долг в 2017-м планируется снизить с 520 млн до 230 млн долл. Для сравнения: пик нагрузки у группы был зафиксирован в 2012-м, когда чистый долг достиг 4 млрд долл. Тогда компания продолжала масштабные инвестпроекты, не обращая внимания на "медвежьи" тренды на глобальных рынках.

Так, уже в 2009 году на ММК был запущен стан "5000" общей стоимостью 1,4 млрд долл., позволяющий выпускать в год 1,5 млн тонн толстого листа. Летом 2011 года введена в эксплуатацию первая очередь стана "2000" стоимостью 1,5 млрд долл., предусматривающего производство до 700 тыс. тонн в год оцинковки и 1,3 млн тонн холоднокатаного проката. Также ММК выкупил контрольный пакет в своем турецком предприятии ММК-Atakas за 485 млн долл. Теперь же группа решила воздержаться от инвестиций, вместо этого аккумулировав 500 млн долл. свободных средств.

Аналогичную стратегию избрала и российская группа НЛМК, базовым активом которой является Новолипецкий металлургический комбинат. Как следует из финансовой отчетности группы, в целом за январь-сентябрь ее чистый долг снизился на 37%, до 700 млн долл. При этом только за III кв. инвестиции в годовом исчислении сократились на 29%, до 104 млн долл., а свободный денежный поток вырос на 28%, до 474 млн долл. Снова-таки для сравнения: еще в конце 2013 чистый долг НЛМК был на уровне 2,7 млрд долл.

По сравнению с коллегами относительно высокий уровень задолженности у группы "Северсталь". Но и здесь общий долг за III кв. уменьшился на 19,1%, до 2,084 млрд долл. По состоянию на ту же дату в 2010 г. группа Алексея Мордашова была должна в общей сложности 6,4 млрд долл., в 2012- 5,71 млрд долл. Тем же путем идут и крупнейшие корпорации из дальнего зарубежья. Так, концерн ArcelorMittal по итогам текущего года намерен снизить общий долг до отметки менее чем 12 млрд долл., о чем ранее сообщил глава совета директоров Лакшми Миттал. Сделать это было решено за счет продажи 35-% в компании Gestamp ее мажоритарному акционеру, семье Риберас.

На конец 2008 года чистый долг ArcelorMittal составлял 26,5 млрд долл., в 2012-м показатель снизился до 22 млрд долл. При этом только в 2012-м концерн Л.Миттала продал активы на 2,7 млрд долл. Анализ динамики задолженности крупнейших меткомпаний показывает, что по-настоящему радикально они взялись уменьшать долговую нагрузку с 2013 года, после старта второй волны падения мировых цен на сырье и готовую металлопродукцию. Дольше всех данному тренду сопротивлялись сырьевые гиганты, как наименее пострадавшие от "медвежьего" ралли последних лет. Но и они в итоге сдались, сначала отказавшись от новых проектов, а затем и взяв курс на уменьшение долга.

Так, крупнейшая в мире горнодобывающая корпорация Vale в августе объявила о намерении снизить долговую нагрузку до 15-17 млрд долл. в 2017 году с нынешних 26 млрд долл. Правда, если сначала для этого планировалось продать в том числе и железорудные активы, то теперь, после внеочередного собрания акционеров, состоявшегося 1 декабря, намеченной цели решено достичь только путем избавления от непрофильных проектов: в сфере угледобычи и т. д. Корректировка связана с более высокими, чем ожидалось ранее, ценами на железную руду. По мнению генерального директора Vale Мурилло Феррейры, это позволит сгенерировать необходимый денежный поток и без продажи высоколиквидных активов.

Еще более креативное решение проблем с высоким уровнем задолженности нашла американская корпорация Alcoa, входящая в тройку ведущих мировых производителей алюминия. Ее обязательства в 2010 достигали 9,7 млрд долл., в 2014-м – несколько уменьшились, до 8,852 млрд долл., а в 2015-м снова выросли до 9,1 млрд долл. Теперь же, в ходе проведенной в этом году реструктуризации, около 85% долга перешло к компании Acronic, объединившей наиболее высокорентабельные направления бизнеса Alcoa. У собственно Alcoa остались такие низкомаржинальные направления, как добыча бокситов, производство глинозема и выплавка алюминия.

Впрочем, в каждом правиле обязательно есть и свои исключения. В данном случае им может считаться железорудная компания Ferrexpo, владеющая Полтавским и Еристовским горно-обогатительными комбинатами в Украине. Ее чистый долг в конце 2008-го составлял 220,1 млн долл. и 251 млн долл. на 30 июня 2012-го. А уже на 31 декабря 2012-го чистые обязательства увеличились до 423 млн долл., на 30 июня 2013-го – 566 млн долл., на 30 июня 2016-го показатель вырос до 753 млн долл. Рост долговой нагрузки связан с продолжением ранее намеченного строительства Еристовского ГОКа.

И пока что снижать ее мажоритарный владелец Ferrexpo Константин Жеваго не намерен. В 2017 году компании предстоит выплатить 202 млн долл. почти равными квартальными платежами Затем, в I полугодии 201-го – 273 млн долл., во II полугодии – 55 млн долл., в I полугодии 2019-го – 173 млн долл. Чтобы обеспечить выплаты, акционеры ПГОКа на внеочередном собрании 18 ноября 2016-го согласовали выпуск облигаций Ferrexpo до 750 млн долл. Т.е. К.Жеваго и его бизнес-партнер Зденек Бакала решили провести рефинансирование. При этом они готовы занимать довольно-таки дорого – до 11% годовых.

В последнем по счету докладе BMI Research, опубликованном 6 декабря, отмечается, что многие компании ГМК влезли в огромные долги за годы бума. "В то время, когда большинство добились успеха в сокращении задолженности, остальным предстоит еще долгий путь уменьшения долгов до нормального уровня", – подчеркивают эксперты BMI Research, которое является структурным подразделением агентства Fitch Ratings.

Ну а игроки, которым уже удалось снизить долговую нагрузку до минимума, переходят к накоплению – как упомянутый выше ММК, планирующий аккумулировать 500 млн долл. свободных денежных средств в 2017 году. Остается ответить на вопрос, как ими будут распоряжаться компании в условиях стагнации рынка, делающих невыгодными дальнейшие инвестиции в развитие производства. Очевидно, что эти финансовые ресурсы будут брошены на покупку и поглощение более слабых конкурентов. И это один из вариантов выхода горно-металлургической отрасли из глобального кризиса перепроизводства. Это означает, что нынешний застой в секторе M&A может смениться ажиотажем.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!