kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Попали в OPALу

08.12.16
размер текста:

Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, – Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.

Общая боль

4 декабря Петр Возьняк, президент польской нефтегазовой компании PGNiG (с определенным допуском ее можно считать аналогом "Нафтогаза Украины"), сообщил, что подал иск в трибунал Еврокомиссии с требованием приостановить выполнение этого решения. Двумя днями ранее президенты Польши и Украины обнародовали совместное заявление, в котором утверждают, что "решение ЕК по газопроводу OPAL подрывает стратегию энергетической безопасности ЕС, создает угрозу для энергетической безопасности стран Центральной и Восточной Европы".

Такую возмущенную реакцию Киева и Варшавы вызвало согласие Европейской комиссии вывести за рамки норм Третьего энергопакета ЕС газопровод OPAL, который пересекает всю Германию с севера на юг, упираясь в немецкую границу с Чехией. Ранее "Газпрому" разрешалось заполнять не более 50% мощностей OPAL. 28 октября Еврокомиссия согласилась с определенными оговорками увеличить эту долю до 80%. В конце ноября "Газпром" сообщил, что соглашается на условия ЕК и немецкого энергетического регулятора Bundesnetzagentur и готов с января активно заполнять данную трубу.

По максимуму "Газпром" сможет дополнительно закачивать в OPAL 17 млрд куб. м в год, поступающих из ресурсов "Северного потока" – трубы, связывающей Россию и Германию по дну Балтийского моря. Эта цифра равнозначна потере транзитных объемов в газотранспортных системах Украины и Польши. По оценкам руководства "Нафтогаза Украины", его финансовые потери могут составить 300-400 млн долл. Если исходить из того, что сейчас компания зарабатывает на транзите порядка 2 млрд долл. за год, то поступления уменьшатся на 15-20%. В физических объемах транзитный поток может сократиться на 10-13 млрд куб. м.

Прокачка через газопроводы PGNiG в свою очередь ожидаемо уменьшится на 5-7 млрд куб. м. Но в Польше переживают еще и по другому поводу. Наполнение OPAL российским газом способно замедлить/застопорить реализацию проекта по закупке скандинавского газа в сжиженном виде (LNG) с дальнейшей перевалкой его в польских балтийских портах. Ведь часть из этих объемов PGNiG планировала продавать на тех же рынках Восточной Германии, Чехии, Австрии, на которые нацелен и OPAL. В перспективе же газ из Норвегии через Польшу мог бы поступать и в Литву с Украиной. Летом 2016 г. первая спотовая партия LNG из Норвегии поступила на польский рынок через недавно построенный терминал в Свиноуйсьце. Покупателем была PGNiG. В отдаленной перспективе Польша готова расширять мощности по перевалке в Свиноуйсьце и даже строить, если понадобится, еще один подобный терминал возле Гданьска.

Подрыв устоев

Если уж на то пошло, нет худа без добра. В одиночку "Нафтогаз Украины" не имел реальных рычагов хоть как-то повлиять на "OPALьную зраду" в Брюсселе. Но в союзниках с PGNiG еще не все потеряно. Поляки, похоже, готовы жестко препираться с решением ЕК. Оно, по словам П.Возьняка, нарушает правила Евросоюза в сфере конкуренции, защиты интересов третьих сторон, пропорциональности. Ну и Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной тоже. Президент PGNiG высказал недовольство, что Еврокомиссия до сих пор так и не опубликовала текст решения о расширенном доступе "Газпрома" к OPAL. Тем не менее, согласно его ожиданиям, до 23 декабря суд должен вынести вердикт, будет ли это решение приостановлено. Достаточно остро отреагировал на него и министр энергетики Польши Петр Тхожевский. "Это согласие подрывает устои совместной энергетической политики Европейского Союза", – отметил он.

Профессор Лондонского университета, эксперт по вопросам энергетики Алан Райли в комментарии польскому информагентству PAP высказал мнение, что у PGNiG есть шансы выиграть суды. Демарш Польши способен всколыхнуть проблему избирательного подхода в ЕС к разным энергетическим проектам, хотя с правовой точки зрения это недопустимо. Например, сам же Евросоюз воспрепятствовал реализации другого газпромовского проекта – "Южный поток", предусматривавшего прокачку российского газа на центральноевропейские рынки транзитом через Болгарию и другие балканские страны. Но когда речь зашла о трубе "Северного потока" и ее фактическом продолжении OPAL, в чем имеют свой интерес крупные немецкие компании, Брюссель рассудил совсем по-другому. "Польша окажет Европе услугу, добиваясь, чтобы нормы унийного права применялись одинаково ко всем государствам ЕС, независимо от того, насколько они сильны, и всех фирм, независимо от их величины", – считает А.Райли.

В Еврокомиссии свое последнее решение относительно OPAL аргументируют тем, что сейчас газопровод загружен только наполовину, а это негативно отражается на его экономической эффективности. Кроме того, выдвигается еще один довольно спорный тезис, что вследствие заполнения OPAL российским ресурсом возрастет конкуренция на газовом рынке Чехии. Есть и несколько неофициальных версий, пытающихся объяснить, почему вдруг в Брюсселе пошли на уступки "Газпрому". Согласно одной из них отсутствие стойкого мира в украинско-российском конфликте побуждает прагматичных европейских потребителей позаботиться о наличии запасного маршрута по доставке природного газа из РФ в обход Украины. Другое дело, что "Газпром" приложит все усилия, чтобы превратить запасной путь в магистральный. По другой версии европейское газовое лобби пропихнуло решение по OPAL, опасаясь экспансии дешевого LPG-газа из США, что может привести к большому переделу на рынке. Не допустить этого можно расширив мощности уже существующих в Европе и контролируемых ими маршрутов. Тогда строительство новых терминалов по приему и разжижению танкерного газа станет менее инвестиционно привлекательным предприятием.

Не зря же первым, кто радостно приветствовал октябрьское решение Еврокомиссии по OPAL, стал немецкий холдинг Wintershall – самый близкий партнер "Газпрома" по продаже российского газа в Европе. "Газопровод OPAL является ключевым проектом для энергоснабжения Европы. Новое соглашение позволит добиться более высокой загрузки существующих мощностей и тем самым даст толчок европейскому газовому рынку", – поспешил заключить председатель правления Wintershall Марио Мерен. Между строчками этого бравурного заявления можно вычитать, что теперь "Газпром" с Wintershall начинают окучивать почву в Брюсселе, чтобы получить одобрение на прокладку второй нити трубопровода "Северный поток", где оба являются акционерами. И, что немаловажно, близкие к "Газпрому" (а если уж быть совсем точным – к Кремлю) компании снова получат возможность заработать на баснословных строительных подрядах.

Сомнительная надежность

Как считает генеральный директор американской аналитической компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, если "Газпром" теперь переориентирует, допустим, 10 млрд куб. м газа в обход Украины, на маршрут "Северный поток – 1" – OPAL, то особого экономического выигрыша не получит. Даже экономя 275 млн долл. в год на транзите через Украину, он будет нести дополнительные расходы на использование мощностей газопроводов Германии и Чехии, а в случае поставок газа на хаб в Баумгартене – необходимо доплюсовать и затраты на участок от Ланжгота на чешско-словацкой границе.

В то же время надежность транзита по маршруту, где базовой будет являться труба "Северного потока", по оценкам М.Корчемкина, ниже, чем традиционный транзит через Украину. Эксперт объясняет, что зимой газопроводы на территории России, ведущие до входа в "Северный поток", загружены полностью, и достаточно сильный мороз может стать причиной сбоев в прокачке. Резервов на этом направлении у "Газпрома" практически нет. В то же время на всем протяжении от Западной Сибири до границы с Украиной такие резервы имеются, в виде как избыточных пропускных объемов трубопроводов, так и крупных подземных хранилищ газа. Апеллируя сегодня к Брюсселю, и PGNiG, и "Нафтогазу Украины", вероятно, стоит активнее акцентировать внимание на низкой надежности "Северного потока".

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев со своей стороны сообщил, что НАК тоже отправила жалобу немецкому регулятору и сейчас рассматривает 3 варианта обжалования непосредственно в органах Европейской комиссии. Впрочем, только один из трех возможных вариантов – судебный. И вряд ли у него отличные юридические перспективы. Это, скорее, станет актом моральной поддержки польским коллегам. Успех оспаривания зависит от них. По большему счету, PGNiG сейчас будет бодаться и за себя, и за того парня. Параллельно польская и украинская компании подали собственные заявки на допуск в OPAL. Маловероятно, что они готовы заполнять эту трубу. Однако рассмотрение их заявок – это шаг, способный затормозить работу газопровода на новых условиях.

Со стороны Украины на кону в схватке за OPAL не только уменьшение валютных поступлений за транзит, но и возможный обвал капитализации газотранспортной системы страны. По прогнозам А.Коболева, при самом пессимистическом сценарии она может подешеветь даже в 5 раз. Это, правда, при условии, что "Газпрому" удастся реализовать все намеченные обходные маршруты, как северные, так и южные. Но даже если стоимость ГТС упадет вдвое, а ее загрузка продолжит сокращаться, то некоторым участкам магистральных газопроводов грозит медленный упадок, как это уже наблюдается в нефтетранспортной системе Украины.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!