kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Попали в OPALу

08.12.16
размер текста:

Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, – Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.

Общая боль

4 декабря Петр Возьняк, президент польской нефтегазовой компании PGNiG (с определенным допуском ее можно считать аналогом "Нафтогаза Украины"), сообщил, что подал иск в трибунал Еврокомиссии с требованием приостановить выполнение этого решения. Двумя днями ранее президенты Польши и Украины обнародовали совместное заявление, в котором утверждают, что "решение ЕК по газопроводу OPAL подрывает стратегию энергетической безопасности ЕС, создает угрозу для энергетической безопасности стран Центральной и Восточной Европы".

Такую возмущенную реакцию Киева и Варшавы вызвало согласие Европейской комиссии вывести за рамки норм Третьего энергопакета ЕС газопровод OPAL, который пересекает всю Германию с севера на юг, упираясь в немецкую границу с Чехией. Ранее "Газпрому" разрешалось заполнять не более 50% мощностей OPAL. 28 октября Еврокомиссия согласилась с определенными оговорками увеличить эту долю до 80%. В конце ноября "Газпром" сообщил, что соглашается на условия ЕК и немецкого энергетического регулятора Bundesnetzagentur и готов с января активно заполнять данную трубу.

По максимуму "Газпром" сможет дополнительно закачивать в OPAL 17 млрд куб. м в год, поступающих из ресурсов "Северного потока" – трубы, связывающей Россию и Германию по дну Балтийского моря. Эта цифра равнозначна потере транзитных объемов в газотранспортных системах Украины и Польши. По оценкам руководства "Нафтогаза Украины", его финансовые потери могут составить 300-400 млн долл. Если исходить из того, что сейчас компания зарабатывает на транзите порядка 2 млрд долл. за год, то поступления уменьшатся на 15-20%. В физических объемах транзитный поток может сократиться на 10-13 млрд куб. м.

Прокачка через газопроводы PGNiG в свою очередь ожидаемо уменьшится на 5-7 млрд куб. м. Но в Польше переживают еще и по другому поводу. Наполнение OPAL российским газом способно замедлить/застопорить реализацию проекта по закупке скандинавского газа в сжиженном виде (LNG) с дальнейшей перевалкой его в польских балтийских портах. Ведь часть из этих объемов PGNiG планировала продавать на тех же рынках Восточной Германии, Чехии, Австрии, на которые нацелен и OPAL. В перспективе же газ из Норвегии через Польшу мог бы поступать и в Литву с Украиной. Летом 2016 г. первая спотовая партия LNG из Норвегии поступила на польский рынок через недавно построенный терминал в Свиноуйсьце. Покупателем была PGNiG. В отдаленной перспективе Польша готова расширять мощности по перевалке в Свиноуйсьце и даже строить, если понадобится, еще один подобный терминал возле Гданьска.

Подрыв устоев

Если уж на то пошло, нет худа без добра. В одиночку "Нафтогаз Украины" не имел реальных рычагов хоть как-то повлиять на "OPALьную зраду" в Брюсселе. Но в союзниках с PGNiG еще не все потеряно. Поляки, похоже, готовы жестко препираться с решением ЕК. Оно, по словам П.Возьняка, нарушает правила Евросоюза в сфере конкуренции, защиты интересов третьих сторон, пропорциональности. Ну и Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной тоже. Президент PGNiG высказал недовольство, что Еврокомиссия до сих пор так и не опубликовала текст решения о расширенном доступе "Газпрома" к OPAL. Тем не менее, согласно его ожиданиям, до 23 декабря суд должен вынести вердикт, будет ли это решение приостановлено. Достаточно остро отреагировал на него и министр энергетики Польши Петр Тхожевский. "Это согласие подрывает устои совместной энергетической политики Европейского Союза", – отметил он.

Профессор Лондонского университета, эксперт по вопросам энергетики Алан Райли в комментарии польскому информагентству PAP высказал мнение, что у PGNiG есть шансы выиграть суды. Демарш Польши способен всколыхнуть проблему избирательного подхода в ЕС к разным энергетическим проектам, хотя с правовой точки зрения это недопустимо. Например, сам же Евросоюз воспрепятствовал реализации другого газпромовского проекта – "Южный поток", предусматривавшего прокачку российского газа на центральноевропейские рынки транзитом через Болгарию и другие балканские страны. Но когда речь зашла о трубе "Северного потока" и ее фактическом продолжении OPAL, в чем имеют свой интерес крупные немецкие компании, Брюссель рассудил совсем по-другому. "Польша окажет Европе услугу, добиваясь, чтобы нормы унийного права применялись одинаково ко всем государствам ЕС, независимо от того, насколько они сильны, и всех фирм, независимо от их величины", – считает А.Райли.

В Еврокомиссии свое последнее решение относительно OPAL аргументируют тем, что сейчас газопровод загружен только наполовину, а это негативно отражается на его экономической эффективности. Кроме того, выдвигается еще один довольно спорный тезис, что вследствие заполнения OPAL российским ресурсом возрастет конкуренция на газовом рынке Чехии. Есть и несколько неофициальных версий, пытающихся объяснить, почему вдруг в Брюсселе пошли на уступки "Газпрому". Согласно одной из них отсутствие стойкого мира в украинско-российском конфликте побуждает прагматичных европейских потребителей позаботиться о наличии запасного маршрута по доставке природного газа из РФ в обход Украины. Другое дело, что "Газпром" приложит все усилия, чтобы превратить запасной путь в магистральный. По другой версии европейское газовое лобби пропихнуло решение по OPAL, опасаясь экспансии дешевого LPG-газа из США, что может привести к большому переделу на рынке. Не допустить этого можно расширив мощности уже существующих в Европе и контролируемых ими маршрутов. Тогда строительство новых терминалов по приему и разжижению танкерного газа станет менее инвестиционно привлекательным предприятием.

Не зря же первым, кто радостно приветствовал октябрьское решение Еврокомиссии по OPAL, стал немецкий холдинг Wintershall – самый близкий партнер "Газпрома" по продаже российского газа в Европе. "Газопровод OPAL является ключевым проектом для энергоснабжения Европы. Новое соглашение позволит добиться более высокой загрузки существующих мощностей и тем самым даст толчок европейскому газовому рынку", – поспешил заключить председатель правления Wintershall Марио Мерен. Между строчками этого бравурного заявления можно вычитать, что теперь "Газпром" с Wintershall начинают окучивать почву в Брюсселе, чтобы получить одобрение на прокладку второй нити трубопровода "Северный поток", где оба являются акционерами. И, что немаловажно, близкие к "Газпрому" (а если уж быть совсем точным – к Кремлю) компании снова получат возможность заработать на баснословных строительных подрядах.

Сомнительная надежность

Как считает генеральный директор американской аналитической компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, если "Газпром" теперь переориентирует, допустим, 10 млрд куб. м газа в обход Украины, на маршрут "Северный поток – 1" – OPAL, то особого экономического выигрыша не получит. Даже экономя 275 млн долл. в год на транзите через Украину, он будет нести дополнительные расходы на использование мощностей газопроводов Германии и Чехии, а в случае поставок газа на хаб в Баумгартене – необходимо доплюсовать и затраты на участок от Ланжгота на чешско-словацкой границе.

В то же время надежность транзита по маршруту, где базовой будет являться труба "Северного потока", по оценкам М.Корчемкина, ниже, чем традиционный транзит через Украину. Эксперт объясняет, что зимой газопроводы на территории России, ведущие до входа в "Северный поток", загружены полностью, и достаточно сильный мороз может стать причиной сбоев в прокачке. Резервов на этом направлении у "Газпрома" практически нет. В то же время на всем протяжении от Западной Сибири до границы с Украиной такие резервы имеются, в виде как избыточных пропускных объемов трубопроводов, так и крупных подземных хранилищ газа. Апеллируя сегодня к Брюсселю, и PGNiG, и "Нафтогазу Украины", вероятно, стоит активнее акцентировать внимание на низкой надежности "Северного потока".

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев со своей стороны сообщил, что НАК тоже отправила жалобу немецкому регулятору и сейчас рассматривает 3 варианта обжалования непосредственно в органах Европейской комиссии. Впрочем, только один из трех возможных вариантов – судебный. И вряд ли у него отличные юридические перспективы. Это, скорее, станет актом моральной поддержки польским коллегам. Успех оспаривания зависит от них. По большему счету, PGNiG сейчас будет бодаться и за себя, и за того парня. Параллельно польская и украинская компании подали собственные заявки на допуск в OPAL. Маловероятно, что они готовы заполнять эту трубу. Однако рассмотрение их заявок – это шаг, способный затормозить работу газопровода на новых условиях.

Со стороны Украины на кону в схватке за OPAL не только уменьшение валютных поступлений за транзит, но и возможный обвал капитализации газотранспортной системы страны. По прогнозам А.Коболева, при самом пессимистическом сценарии она может подешеветь даже в 5 раз. Это, правда, при условии, что "Газпрому" удастся реализовать все намеченные обходные маршруты, как северные, так и южные. Но даже если стоимость ГТС упадет вдвое, а ее загрузка продолжит сокращаться, то некоторым участкам магистральных газопроводов грозит медленный упадок, как это уже наблюдается в нефтетранспортной системе Украины.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

ОЛЕКСІЙ ШЕВЧУК: БОРОТЬБА З КОРУПЦІЄЮ — ЦЕ МІФ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!