kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Цена руды: не ждали, не гадали

12.12.16
размер текста:

Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект. Тем не менее серия так и не реализовавшихся прогнозов уже вызывает скепсис по поводу возможности достоверно предсказывать тенденции этого рынка.

Непредсказуемое сырье

Сырьевые эксперты уже готовы посыпать головы пеплом: тщательные оценки тенденций в отношении спроса и поставок стабильно указывают на рост избытков руды, это должно оказывать мощное давление на цены, но… цены продолжают расти. От 38,3 долл./тонну в декабре 2015 года они увеличились на 83%, до 80,83 долл. в конце ноября 2016-го. Аналитики оправдываются тем, что их "железные" предпосылки оказались несостоятельными ввиду стечения неожиданных обстоятельств.

Китайское правительство усилило стимулирование экономики, и, как обычно, первым на это отреагировал рынок недвижимости. Оживление в данном секторе вызвало повышение спроса на сталь, и объемы ее выпуска за первые три квартала увеличились на 0,4%. Этот фактор воздействия на рынок железной руды не был предусмотрен прогнозами: в стремлении добиться рыночного статуса экономики китайские власти клятвенно обещали сократить избыток мощностей, и в начале текущего года ожидалось существенное снижение объемов производства. Далее, из-за дефицита коксующегося угля, он резко поднялся в цене, и, разумеется, сталелитейные компании сумели переложить дополнительные затраты на потребителей. Это оказалось возможным, поскольку спрос на сталь несколько повысился.

На фоне роста цен на сталь можно было бы ожидать и существенного повышения цен на руду, но этому препятствовал высокий уровень ее запасов в китайских портах. Фактически резкий скачок был спровоцирован еще одним обстоятельством – неожиданным исходом выборов президента в США. Предвыборная программа Дональда Трампа включает обещание отказаться от режима жесткой бюджетной экономии, увеличить расходы на оборону и обеспечить приоритетное финансирование инфраструктурных проектов, а их объем превышает 3,5 трлн долл. Разумеется, после его победы резко подскочили товарные фьючерсы на сталелитейное сырье – запланированное строительство дорог, мостов и аэропортов потребует много металла. За фьючерсами подтянулись и спотовые цены.

Впрочем, эксперты небезосновательно утверждают, что в этом скачке велика спекулятивная составляющая: он оказался слишком большим и слишком резким (27% за неделю). По оценкам Goldman Sachs Group, на долю крупнейшей в мире экономики приходится только 7% мирового потребления стали, и такая реакция на исход выборов явно преувеличена. Из этих же соображений товарные биржи Китая удвоили акцизный сбор с продаж фьючерсов на железную руду, уголь и кокс. Хотя особого впечатления на игроков это пока не произвело – годовой прирост количества продаж по этим позициям составил около 30%. Тем не менее цены начали снижаться, и этот процесс ускорился на фоне ожиданий роста котировок доллара в связи с перспективой повышения процентных ставок в США. Дополнительное давление оказала и информация по портовым складам в Китае – она указывает, что избыток руды сохраняется. Да и Rio Tinto сообщила о планах сокращения рабочих мест в Западной Австралии, со ссылкой на сомнительный прогноз.

Аналитики UBS Group, которые в начале октября предсказывали резкое падение цен на железную руду в последние два месяца текущего года, полагают, что их прогноз оправдается позднее, в 2017-м, поскольку появление на рынке новых поставок увеличит уже существующие избытки. Исполнительный директор банка по сырью и фондовым биржам Уэйн Гордон сообщил, что крайне удивлен таким развитием событий. Это мнение разделяют в Barclays и Citigroup, где тоже ожидают, что цены упадут, поскольку поставки будут расти, а китайский подъем окажется недолгим. Эксперты Citigroup предсказывают, что в будущем году падение цен будет происходить ежеквартально: от 60 долл. в первые три месяца до 53 долл. – в последнем квартале. Аналитики Barclays полагают, что цены на железную руду снизятся до 48 долл. во втором полугодии 2017-го. Лучший в рейтинге Bloomberg прогнозист – Toronto-Dominion Bank – тоже предсказывает, что цены будут не выше 50 долл. В свою очередь, учитывая перспективу роста поставок, Capital Economics предсказывает падение до 45 долл. Наконец, CRU прогнозирует среднегодовую цену в 2017 и 2018 годах 49 и 48 долл./тонну, но предсказывает восстановление цен в 2019-м, когда самые затратные заводы Китая будут остановлены.

Тем временем…

Китайские лидеры продемонстрировали, что действительно намереваются сократить сталелитейные мощности. Уже объявлено, что десять производителей стали в промышленной зоне Таншань в Северном Китае произведут слияние, остановят производство 5,4 млн тонн, и мощности укрупненной компании составят 8 млн тонн. Правительство подтвердило, что собирается до 2020 года убрать с рынка 150 млн тонн мощностей, что снизит национальные объемы производства до менее 1 млрд тонн.

С другой стороны, по данным Citigroup, до 2020 года крупнейшие производители руды увеличат поставки на 200 млн тонн. Экспорт из Австралии вырастет с 835 млн тонн в текущем году до 934 млн тонн в 2020-м, а Бразилия за этот же период нарастит продажи с 371 до 480 млн. тонн. Это приведет к росту избытков с 20 млн тонн в 2016 году до 56 млн тонн в 2018-м, но позднее падение цен ограничит темпы расширений, полагают в Citigroup. Тем более что рыночным лидерам предстоят серьезные расходы: по оценкам Global Mining Research Even, за ближайшие 5-10 лет им потребуется вложить 8 млрд долл. в разработку новых залежей, чтобы заменить почти 170 млн тонн мощностей, которые будут утрачены в связи с исчерпыванием запасов на действующих месторождениях.

Из-за низких цен на сырье в последние пять лет глобальные капитальные затраты горнорудных компаний сократились на 60%. По оценкам Goldman Sachs Group, в 2017 году они уменьшатся до 57 млрд долл. от пика 145 млрд долл. в 2012-м. Как сообщил гендиректор австралийской Fortescue Metals Group, компания планирует в течение полугода принять решение о потенциальных инвестициях в сумме 1,5 млрд долл. для замены исчерпавшихся залежей. В свою очередь, по данным JPMorgan Chase, Rio Tinto, которая в августе утвердила решение инвестировать 338 млн долл. в разработку месторождения Silvergrass, вынуждена для поддержания стабильного объема производства менять 50 млн тонн мощностей примерно через каждые пять лет. Далее, по оценкам Macquarie Group, около 30% нынешней добычи BHP в Австралии нуждается в замене, поскольку месторождение Yandi, где сейчас производится 80 млн тонн руды, будет исчерпано в 2023 финансовом году. В JPMorgan Chase подсчитали, что горнорудным компаниям Пилбары для утверждения такого рода расширений требуется, чтобы цены были в диапазоне от 36 до 51 долл./тонну, при этом общая сумма инвестиций может составить 8,2 млрд долл.

Консалтинговая компания EY (ранее – Ernst & Young) подсчитала, что цены из диапазона 50-60 долл./тонну создают стимул для инвестиций в расширения. Если же случится спад, горнорудные проекты будут законсервированы, поскольку крупнейшие компании сектора найдут лучшее применение своему ограниченному капиталу в других сырьевых сегментах. Поэтому разработку таких замещающих месторождений никто не может гарантировать в это неопределенное время.

Барри Фитцжеральд, гендиректор австралийского проекта Roy Hill, сказал, что каждый раз, когда он делает ценовый прогноз, его предсказания оказываются ошибочными. По словам Б.Фитцжеральда, он ожидает, что в ближайшие 6 месяцев цены вернутся к уровню 60 долл./тонну: "Рынок был сбалансирован, возможно даже в небольшом дефиците, что было очень заметно после грандиозного избытка в 2015 году, но в 2017-м мы неизбежно вернемся к избытку".

Австралийский министр торговли Стивен Киобо сообщил Bloomberg, что он не пытается предсказывать, куда двинутся цены. А общее мнение, которое складывается у инвесторов сейчас, выразил гендиректор Cliffs Natural Resources Лоренсо Гонсалвеш еще в сентябре: "Знаете, что они будут говорить дальше? Что все это произойдет в будущем году. Поэтому я не верю им. Они ничего не знают".

Галина Резник

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!