kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ОПЗ: консолидация взамен приватизации

14.12.16
размер текста:

Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер-министр Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.

Парад отказников

Провал с приватизацией ОПЗ стал одним из крупнейших репутационных уронов украинских властей, наравне с невведением безвизового режима между Украиной и ЕС. Даже снижение в 2,5 раза стартовой цены на 99,6% акций припортового завода – с 13,1 млрд грн. в июле до 5,1 млрд грн. в декабре – не спасло ситуацию. События на втором конкурсе развивались уже в знакомом ключе. Сначала Фонд госимущества трубил об огромном интересе к объекту потенциальных покупателей, а по факту оказалось, что никто из них заявки так и не подал. Торги должны были состояться 14 декабря. Но уже за неделю до этого стало ясно: торговаться не с кем.

По состоянию на начало декабря могло показать, что у ФГИ есть, по крайней мере, 3 потенциальных покупателя. Пускай и не гранды мировой химиндустрии, все свои, знакомые – но тем не менее. В частности, в тройку фаворитов вошли:
американская компания IBE Trade Александра Ровта, известного тем, что родом он из Закарпатья и в 2000-х годах владел в Украине северодонецким "Азотом", который перепродал впоследствии Дмитрию Фирташу;
украинское ЧАО "Укрнафтобуриння", бенефициарами которого выступают лидер холдинга "Приват" Игорь Коломойский и один из влиятельных украинских нардепов Виталий Хомутынник;
кипрская Glenshee Holdings Limited, входящая в холдинг DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского, одного из немногих, кому на протяжении многих лет удается неплохо ладить с И.Коломойским.

Упоминались в связи с приватизационным конкурсом еще и польская фирма Energoimpex, и оманский холдинг Suhail Behwan Group. Но изначально они не считались серьезными претендентами. Впрочем, и те, кого воспринимали всерьез, практически синхронно отказались от борьбы за одесское предприятие. Хотя и с разными мотивировками. Точнее, И.Коломойский и А.Ярославский ответственность за срыв конкурса возложили на ФГИ, А.Ровт – на экономические обстоятельства.

"Было выявлено, что реальная сумма кредиторской задолженности составляет не менее 85 млн долл., а в наиболее пессимистическом варианте может превышать 350 млн долл.", – заявили в пресс-службе DCH. Кроме того, ФГИ упрекнули в нежелании обсуждать с группой спорные вопросы и находить компромиссные решения. Фонд госимущества затягивал подписание документации и не предоставил всех актуальных данных по хозяйственной деятельности и финансовому состоянию ОПЗ – так обосновывал отказ своей компании от приватизации юрист "Укрнафтобуриння" Тарас Метенко.

В то же время А.Ровт высказал мнение, что приватизационный конкурс был подготовлен профессионально, а иллюзий относительно задолженности и финансового состояния ОПЗ у IBE Trade не было. И от покупки завода его компания отказалась исключительно по экономическим причинам. "Всем известно, что цена на продукцию химической промышленности напрямую зависит от цены на газ, который в структуре себестоимости производства азотных удобрений занимает 70-85%. Рассматривая вариант покупки ОПЗ, мы вели переговоры о возможности заключения контрактов на газ по сниженной цене, но соглашение не было достигнуто. А цена порядка 240 долл./тыс. куб. м не позволяет говорить о рентабельности или возможности проведения пакета "реанимационных мероприятий" для ОПЗ. Для сравнения: цена на газ в Беларуси около 120 долл./тыс. куб. м, в Венгрии – 160 долл./тыс. куб. м", – объяснил А.Ровт.

В поисках стрелочника

7 декабря раздосадованный неудачной продажей ОПЗ В.Гройсман заявил, что будет ставить перед президентом вопрос об отставке руководства ФГИ. "Считаю, что Фонд госимущества нуждается в жесткой реанимации, – разошелся он на заседании Кабмина. – Последний конкурс по приватизации ОПЗ показал, что институция просто неспособна, полностью неспособна, провести эффективную приватизацию, неспособна управлять госимуществом". Но И.Билоус после этого выпада заверил, что по собственному желанию подавать в отставку не намерен. Вместо этого готов подать правительству отчет о ходе приватизации ОПЗ. Впрочем, после рассмотрения отчета все и может случиться.

По итогам двух провальных конкурсов к ведомству И.Билоуса накопилась критическая масса претензий. Возможно, некоторые из них надуманы и преувеличены, но достаточно и объективных упреков. ФГИ так и не извлек уроков из первого несостоявшегося конкурса и на втором повторил те же ошибки. В непрофессионализме обвинил И.Билоуса и первый заместитель председателя правления ОПЗ Николай Щуриков. Из его огромной тирады на Facebook можно сделать один короткий вывод: ФГИ никак не помогал претендентам в прохождении бюрократической процедуры участия в торгах, а в ряде случаев сам же затягивал процессы и решения. Н.Щуриков считает, что это был сознательный саботаж, поскольку руководство ведомства вопреки своей публичной риторике не очень-то и старалось продать актив. Ведь приватизация среди прочего означала бы демонтаж схем, по которым сейчас завод получает газ, реализует продукцию, получает кредиты и так далее, т. е. кто-то потерял бы на этом реальные, и немалые, деньги.

Если бы в Фонде, да и в правительстве в целом, искренне загорелись данной продажей, то сделали бы ее не настолько проблемной для потенциальных покупателей. Во-первых, было время урегулировать вопрос с газовым долгом ОПЗ перед структурами Д.Фирташа, размер которого превышает 250 млн долл. Инструменты для этого имелись: реструктуризация, взаимозачет между ОПЗ, "Нафтогазом Украины" и Group DF, предоставление, наконец, Одесскому припортовому кредита одного из госбанков на погашение задолженности. Любое, чтобы не вешать на покупателя это мутную газовую историю, этимологию которой тот вряд ли понимает. Во-вторых, можно было бы более ответственно подойти к выбору советника по приватизации ОПЗ, а не просто взять в партнеры структуру, в которой ранее работал И.Билоус – швейцарский банк UBS. В-третьих, 164 млн грн., которые в сентябре ФГИ изъял в пользу государства как дивиденды, можно было реинвестировать в оздоровление предприятия.

Хотя все это лишнее, если исходить из предположения, что неудачные конкурсы – это часть многоходового спектакля с заранее запрограммированным финалом: доказать, что ОПЗ не пользуется популярностью у инвесторов, а значит, к нему нужен другой подход, с продажей его можно и повременить. Еще в начале ноября И.Билоус разоткровенничался в одном из телеэфиров, сообщив, что если не состоится и второй повторный конкурс, завод будет присоединен к другому активу, который имеет либо газ, либо дешевые средства, чтобы продержать этот актив (имеется в виду ОПЗ – Ред.) на плаву до возвращения конъюнктуры на рынке. По словам И.Билоуса, данный вопрос уже вынесен на рассмотрение Кабмина.

Вариантов смычки в таком случае всего два: либо с "Укрнафтой", либо с ДК "Укргазвыдобування". Более никто в стране не имеет возможности стабильно обеспечивать ОПЗ собственным сырьем. А если принять во внимание, что "Укрнафта" – это наполовину частная структура (причем принадлежит эта половина И.Коломойскому), тогда как одесский завод полностью находится в госсобственности, то подобный союз маловероятен. Остается только альянс с "Укргазвыдобуванням". А в придачу к ним можно еще и пришпилить "Укрхимтрансаммиак" – госкомпанию, управляющую украинским отрезком аммиакопровода "Тольятти – Одесса". С идеей создания таких крупных государственных холдингов носились еще в кабинете Арсения Яценюка. А теперь ее подхватили и в команде одного из самых влиятельных депутатов из фракции БПП И.Кононенко. Неформально он курирует деятельность "Укргазвыдобування", а сейчас усилил свои позиции и на ОПЗ, после того как в сентябре в наблюдательный совет завода вошли два его протеже – Виталий Герц и Александр Визирь. Оба сейчас работают в Фонде госимущества. А значит, И.Билоус может оказаться вовсе не стрелочником, а режиссером-постановщиком этой драмы с продажей, заказанной сверху.

Свобода или жизнь

Фактически после двух провальных приватизационных конкурсов ОПЗ остался перед выбором между плохим и очень плохим. Либо идти под управление газовиков, теряя хозяйственную самостоятельность, либо сворачивать производство и готовиться к консервации. Причем от дирекции завода почти ничего не зависит. Она может только констатировать плачевное состояние. Сам глава ФГИ не видит в остановке актива, который он, по сути, менеджерит, ничего зазорного. "На самом деле это распространенная практика в частном бизнесе, сейчас масса заводов по всему миру стоит", – сохраняет спокойствие И.Билоус. По его словам, и Украине следует определиться с ОПЗ: он работает и несет убытки или останавливается до лучших времен? Впрочем, улучшения конъюнктуры на мировом рынке химикалий глава ФГИ ожидает не раньше 2019 г. С другой стороны, остановка завода не означает, что проблема его содержания будет закрыта. Все равно за каждый месяц простоя будет накапливаться 7-9 млн грн. убытков. Но, работая в нынешнем режиме, есть риск влететь в более жирный минус. За один только декабрь в дирекции завода ожидают убытков до 100 млн грн.

Негативная для ОПЗ динамика сохранится на протяжении всего текущего года: продукция ОПЗ дешевеет, а необходимый для ее выпуска газ – дорожает. Попав в такие ножницы, завод уже один раз делал вынужденную остановку, пока краткосрочную – с 11 августа по 22 сентября. Но и сейчас предприятие работает далеко не с полной загрузкой: в эксплуатации – два агрегата по выпуску карбамида и один аммиачный. По итогам 11 месяцев работы в 2016 г. объем выпуска продукции и предоставления услуг сократился в 2 раза в гривневом эквиваленте и более чем в 2,5 раза в долларовом относительно показателей за аналогичный прошлогодний период. Как отмечают на заводе, декабрьские цены на аммиак и карбамид находятся в интервале 205-215 долл./тонну (FOB, порт Южный), а полная себестоимость производства тонны аммиака составляет на данный момент 341 долл./тонну. Из них 305 долл. – затраты на газ, остальное – электроэнергия, зарплата, запчасти и др. Карбамид в производстве несколько рентабельнее – сейчас его себестоимость оценивается в 240 долл./тонну, но это все равно недостаточно даже для выхода в ноль.

8 декабря и. о. председателя правления ОПЗ Александр Федчун обратился с письмом к В.Гройсману, в очередной раз предлагая установить специальный льготный тариф на природный газ для государственного азотного предприятия, как это имело место в 2009-2010 гг. В 2016-м же "Нафтогаз Украины", наоборот, поднимал цену на свой ресурс для ОПЗ ежемесячно. Только с октября по декабрь она выросла более чем на 20% и сейчас составляет уже 7880,70 грн./тыс. куб. м (включая транспортировку, но не включая НДС). Хотя, похоже, авторы письма и сами понимают тщетность своих просьб. Поскольку абзацем ниже идет тезис о том, что ОПЗ готов и сам принимать участие в добыче газа в Украине, и рассматривать другие формы сотрудничества с отечественными добытчиками, в первую очередь с ДК "Укргазвыдобування". Между тем в вопросе приватизации Одесского припортового завода повисла неловкая пауза. Не исключено, что надолго.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
10:18 | 14.12.2016
Валя
Поскорей бы закончилась эта эпопея с приватизацией. Ну всем ведь понятно, что с этого роля не выйдет ничего, ещё летом было понятно. И не понимаю вообще зачем Гройсман позволил настолько снизить цену. Может лучше б уже даром отдал?
09:58 | 14.12.2016
Гриша
Водили нас за нос, все прекрасно знали, что так и будет. Приватизация если должна была сосотоятся, то с первого раза. Но тогда ее сорвали друзья из Грузии, в надежде то завод достанется их людям...

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!