kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


ОПЗ: консолидация взамен приватизации

14.12.16
размер текста:

Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер-министр Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.

Парад отказников

Провал с приватизацией ОПЗ стал одним из крупнейших репутационных уронов украинских властей, наравне с невведением безвизового режима между Украиной и ЕС. Даже снижение в 2,5 раза стартовой цены на 99,6% акций припортового завода – с 13,1 млрд грн. в июле до 5,1 млрд грн. в декабре – не спасло ситуацию. События на втором конкурсе развивались уже в знакомом ключе. Сначала Фонд госимущества трубил об огромном интересе к объекту потенциальных покупателей, а по факту оказалось, что никто из них заявки так и не подал. Торги должны были состояться 14 декабря. Но уже за неделю до этого стало ясно: торговаться не с кем.

По состоянию на начало декабря могло показать, что у ФГИ есть, по крайней мере, 3 потенциальных покупателя. Пускай и не гранды мировой химиндустрии, все свои, знакомые – но тем не менее. В частности, в тройку фаворитов вошли:
американская компания IBE Trade Александра Ровта, известного тем, что родом он из Закарпатья и в 2000-х годах владел в Украине северодонецким "Азотом", который перепродал впоследствии Дмитрию Фирташу;
украинское ЧАО "Укрнафтобуриння", бенефициарами которого выступают лидер холдинга "Приват" Игорь Коломойский и один из влиятельных украинских нардепов Виталий Хомутынник;
кипрская Glenshee Holdings Limited, входящая в холдинг DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского, одного из немногих, кому на протяжении многих лет удается неплохо ладить с И.Коломойским.

Упоминались в связи с приватизационным конкурсом еще и польская фирма Energoimpex, и оманский холдинг Suhail Behwan Group. Но изначально они не считались серьезными претендентами. Впрочем, и те, кого воспринимали всерьез, практически синхронно отказались от борьбы за одесское предприятие. Хотя и с разными мотивировками. Точнее, И.Коломойский и А.Ярославский ответственность за срыв конкурса возложили на ФГИ, А.Ровт – на экономические обстоятельства.

"Было выявлено, что реальная сумма кредиторской задолженности составляет не менее 85 млн долл., а в наиболее пессимистическом варианте может превышать 350 млн долл.", – заявили в пресс-службе DCH. Кроме того, ФГИ упрекнули в нежелании обсуждать с группой спорные вопросы и находить компромиссные решения. Фонд госимущества затягивал подписание документации и не предоставил всех актуальных данных по хозяйственной деятельности и финансовому состоянию ОПЗ – так обосновывал отказ своей компании от приватизации юрист "Укрнафтобуриння" Тарас Метенко.

В то же время А.Ровт высказал мнение, что приватизационный конкурс был подготовлен профессионально, а иллюзий относительно задолженности и финансового состояния ОПЗ у IBE Trade не было. И от покупки завода его компания отказалась исключительно по экономическим причинам. "Всем известно, что цена на продукцию химической промышленности напрямую зависит от цены на газ, который в структуре себестоимости производства азотных удобрений занимает 70-85%. Рассматривая вариант покупки ОПЗ, мы вели переговоры о возможности заключения контрактов на газ по сниженной цене, но соглашение не было достигнуто. А цена порядка 240 долл./тыс. куб. м не позволяет говорить о рентабельности или возможности проведения пакета "реанимационных мероприятий" для ОПЗ. Для сравнения: цена на газ в Беларуси около 120 долл./тыс. куб. м, в Венгрии – 160 долл./тыс. куб. м", – объяснил А.Ровт.

В поисках стрелочника

7 декабря раздосадованный неудачной продажей ОПЗ В.Гройсман заявил, что будет ставить перед президентом вопрос об отставке руководства ФГИ. "Считаю, что Фонд госимущества нуждается в жесткой реанимации, – разошелся он на заседании Кабмина. – Последний конкурс по приватизации ОПЗ показал, что институция просто неспособна, полностью неспособна, провести эффективную приватизацию, неспособна управлять госимуществом". Но И.Билоус после этого выпада заверил, что по собственному желанию подавать в отставку не намерен. Вместо этого готов подать правительству отчет о ходе приватизации ОПЗ. Впрочем, после рассмотрения отчета все и может случиться.

По итогам двух провальных конкурсов к ведомству И.Билоуса накопилась критическая масса претензий. Возможно, некоторые из них надуманы и преувеличены, но достаточно и объективных упреков. ФГИ так и не извлек уроков из первого несостоявшегося конкурса и на втором повторил те же ошибки. В непрофессионализме обвинил И.Билоуса и первый заместитель председателя правления ОПЗ Николай Щуриков. Из его огромной тирады на Facebook можно сделать один короткий вывод: ФГИ никак не помогал претендентам в прохождении бюрократической процедуры участия в торгах, а в ряде случаев сам же затягивал процессы и решения. Н.Щуриков считает, что это был сознательный саботаж, поскольку руководство ведомства вопреки своей публичной риторике не очень-то и старалось продать актив. Ведь приватизация среди прочего означала бы демонтаж схем, по которым сейчас завод получает газ, реализует продукцию, получает кредиты и так далее, т. е. кто-то потерял бы на этом реальные, и немалые, деньги.

Если бы в Фонде, да и в правительстве в целом, искренне загорелись данной продажей, то сделали бы ее не настолько проблемной для потенциальных покупателей. Во-первых, было время урегулировать вопрос с газовым долгом ОПЗ перед структурами Д.Фирташа, размер которого превышает 250 млн долл. Инструменты для этого имелись: реструктуризация, взаимозачет между ОПЗ, "Нафтогазом Украины" и Group DF, предоставление, наконец, Одесскому припортовому кредита одного из госбанков на погашение задолженности. Любое, чтобы не вешать на покупателя это мутную газовую историю, этимологию которой тот вряд ли понимает. Во-вторых, можно было бы более ответственно подойти к выбору советника по приватизации ОПЗ, а не просто взять в партнеры структуру, в которой ранее работал И.Билоус – швейцарский банк UBS. В-третьих, 164 млн грн., которые в сентябре ФГИ изъял в пользу государства как дивиденды, можно было реинвестировать в оздоровление предприятия.

Хотя все это лишнее, если исходить из предположения, что неудачные конкурсы – это часть многоходового спектакля с заранее запрограммированным финалом: доказать, что ОПЗ не пользуется популярностью у инвесторов, а значит, к нему нужен другой подход, с продажей его можно и повременить. Еще в начале ноября И.Билоус разоткровенничался в одном из телеэфиров, сообщив, что если не состоится и второй повторный конкурс, завод будет присоединен к другому активу, который имеет либо газ, либо дешевые средства, чтобы продержать этот актив (имеется в виду ОПЗ – Ред.) на плаву до возвращения конъюнктуры на рынке. По словам И.Билоуса, данный вопрос уже вынесен на рассмотрение Кабмина.

Вариантов смычки в таком случае всего два: либо с "Укрнафтой", либо с ДК "Укргазвыдобування". Более никто в стране не имеет возможности стабильно обеспечивать ОПЗ собственным сырьем. А если принять во внимание, что "Укрнафта" – это наполовину частная структура (причем принадлежит эта половина И.Коломойскому), тогда как одесский завод полностью находится в госсобственности, то подобный союз маловероятен. Остается только альянс с "Укргазвыдобуванням". А в придачу к ним можно еще и пришпилить "Укрхимтрансаммиак" – госкомпанию, управляющую украинским отрезком аммиакопровода "Тольятти – Одесса". С идеей создания таких крупных государственных холдингов носились еще в кабинете Арсения Яценюка. А теперь ее подхватили и в команде одного из самых влиятельных депутатов из фракции БПП И.Кононенко. Неформально он курирует деятельность "Укргазвыдобування", а сейчас усилил свои позиции и на ОПЗ, после того как в сентябре в наблюдательный совет завода вошли два его протеже – Виталий Герц и Александр Визирь. Оба сейчас работают в Фонде госимущества. А значит, И.Билоус может оказаться вовсе не стрелочником, а режиссером-постановщиком этой драмы с продажей, заказанной сверху.

Свобода или жизнь

Фактически после двух провальных приватизационных конкурсов ОПЗ остался перед выбором между плохим и очень плохим. Либо идти под управление газовиков, теряя хозяйственную самостоятельность, либо сворачивать производство и готовиться к консервации. Причем от дирекции завода почти ничего не зависит. Она может только констатировать плачевное состояние. Сам глава ФГИ не видит в остановке актива, который он, по сути, менеджерит, ничего зазорного. "На самом деле это распространенная практика в частном бизнесе, сейчас масса заводов по всему миру стоит", – сохраняет спокойствие И.Билоус. По его словам, и Украине следует определиться с ОПЗ: он работает и несет убытки или останавливается до лучших времен? Впрочем, улучшения конъюнктуры на мировом рынке химикалий глава ФГИ ожидает не раньше 2019 г. С другой стороны, остановка завода не означает, что проблема его содержания будет закрыта. Все равно за каждый месяц простоя будет накапливаться 7-9 млн грн. убытков. Но, работая в нынешнем режиме, есть риск влететь в более жирный минус. За один только декабрь в дирекции завода ожидают убытков до 100 млн грн.

Негативная для ОПЗ динамика сохранится на протяжении всего текущего года: продукция ОПЗ дешевеет, а необходимый для ее выпуска газ – дорожает. Попав в такие ножницы, завод уже один раз делал вынужденную остановку, пока краткосрочную – с 11 августа по 22 сентября. Но и сейчас предприятие работает далеко не с полной загрузкой: в эксплуатации – два агрегата по выпуску карбамида и один аммиачный. По итогам 11 месяцев работы в 2016 г. объем выпуска продукции и предоставления услуг сократился в 2 раза в гривневом эквиваленте и более чем в 2,5 раза в долларовом относительно показателей за аналогичный прошлогодний период. Как отмечают на заводе, декабрьские цены на аммиак и карбамид находятся в интервале 205-215 долл./тонну (FOB, порт Южный), а полная себестоимость производства тонны аммиака составляет на данный момент 341 долл./тонну. Из них 305 долл. – затраты на газ, остальное – электроэнергия, зарплата, запчасти и др. Карбамид в производстве несколько рентабельнее – сейчас его себестоимость оценивается в 240 долл./тонну, но это все равно недостаточно даже для выхода в ноль.

8 декабря и. о. председателя правления ОПЗ Александр Федчун обратился с письмом к В.Гройсману, в очередной раз предлагая установить специальный льготный тариф на природный газ для государственного азотного предприятия, как это имело место в 2009-2010 гг. В 2016-м же "Нафтогаз Украины", наоборот, поднимал цену на свой ресурс для ОПЗ ежемесячно. Только с октября по декабрь она выросла более чем на 20% и сейчас составляет уже 7880,70 грн./тыс. куб. м (включая транспортировку, но не включая НДС). Хотя, похоже, авторы письма и сами понимают тщетность своих просьб. Поскольку абзацем ниже идет тезис о том, что ОПЗ готов и сам принимать участие в добыче газа в Украине, и рассматривать другие формы сотрудничества с отечественными добытчиками, в первую очередь с ДК "Укргазвыдобування". Между тем в вопросе приватизации Одесского припортового завода повисла неловкая пауза. Не исключено, что надолго.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
10:18 | 14.12.2016
Валя
Поскорей бы закончилась эта эпопея с приватизацией. Ну всем ведь понятно, что с этого роля не выйдет ничего, ещё летом было понятно. И не понимаю вообще зачем Гройсман позволил настолько снизить цену. Может лучше б уже даром отдал?
09:58 | 14.12.2016
Гриша
Водили нас за нос, все прекрасно знали, что так и будет. Приватизация если должна была сосотоятся, то с первого раза. Но тогда ее сорвали друзья из Грузии, в надежде то завод достанется их людям...

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!