kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Рынок МК: изменения заказывали?

16.12.16
размер текста:

Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.

Хорошая новость – мы на дне

На самом деле вопрос "хорошо или плохо оказаться на дне?" – достаточно спорный. Так, в докризисном 2012 году внутреннее потребление МК в Украине составило 183 тыс. тонн, а в 2015-м упало до 65 тыс. тонн. При этом производство обрушилось с 183 тыс. до 72 тыс. тонн. Исходя из этого, ответ представляется однозначным: чему тут радоваться? С другой стороны, за январь-сентябрь текущего года потребление составило 52 тыс. тонн, а производство – 55 тыс. тонн.

И по итогам 2016 ассоциация "Украинский центр стального строительства" ожидает выход рынка на прошлогодние показатели – т.е. падение приостановлено. А это как минимум создает предпосылки для отскока вверх. Т.е. оказаться на дне означает, что по крайней мере дальнейшего падения уже не будет. Хотя, по мнению участников конференции, на прежние объемы внутреннего потребления МК Украина выйдет нескоро. Но виноват здесь не только кризис.

Глава строительного направления ассоциации World Steel Терренс Басуттил в своем докладе отметил, что потребление МК падает и развитых странах ЕС. К примеру, в 2011-2015 удельный расход МК в пересчете на душу населения при проведении строительных работ в Германии упал с 28 до 20 кг, в Нидерландах – с 70 до 30 кг. По мнению представителя World Steel, это связано со снижением расходов металлургических компаний на маркетинговое продвижение МК среди строительных компаний. "У компаний цементной промышленности, продвигающих использование железобетона, эти расходы, наоборот, выросли", – подчеркнул он.

Финансовые показатели у металлургов тоже не в пользу МК. Так, на производстве фасонного проката средний показатель EBITDA 10 долл./тонну, на арматуре – 30 долл./тонну. Поэтому в ЕС доля стального строительства сейчас всего 4% от общего объема. "Ситуация не очень хорошая. Цементники зашли везде, откуда мы вышли, заполнили этот пробел с 2008 года", – констатировал Т.Басуттил.

В Украине к этим тенденциям добавились всем известные события на востоке страны и разрыв торговых отношений с РФ, которые обернулись затяжным и глубоким падением национальной экономики и, как следствие, обвалом строительного рынка. Отсюда и радикальное снижение потребления и производства МК. И если в 2010-2012 в Украине насчитывалось 10 предприятий с годовым производством свыше 5 тыс. тонн МК в год, то в 2015-м – только 2. Число производителей с объемом 2-5 тыс. тонн сократилось с 14 до 6, выпускающих менее 2 тыс. тонн – с 219 до 127. В настоящее время 63% всего объема производства МК в Украине приходится на мелкие предприятия с годовым объемом менее 2 тыс. тонн, т.н. "гаражные стартапы".

С прицелом на Польшу

В связи с этим ведущие производители МК в Украине пытаются выжить за счет переориентации на экспорт. Если в 2012 году было экспортировано 9,3% произведенных МК, то в 2015-м – 12,5%. За январь-сентябрь текущего года – 12,7%. География зарубежных поставок за минувшие 5 лет подверглась более существенным изменениям.

Так, в 2011-м на РФ приходилось 43% экспорта МК из Украины, на Беларусь – 25%, на Польшу – 4% и на Германию – 2%. По итогам января-сентября 2016 года доля РФ в экспорте МК снизилась до 3%, Беларуси – до 4%, Германии – 4%, зато доля Польши выросла до 26%, Израиля – до 32%, Молдовы – до 14%. Еще в прошлом году на РФ приходился 21%, на Молдову – 9%, на Польшу – 6%. В 2014-м поставки в РФ составили 13% экспорта, в Германию – 5%, Польшу – 1%, Туркменистан – 10%, Узбекистан – 5%.

Это подтверждает потерю прежних традиционных рынков. А заодно указывает, что в регионе Средней Азии и Закавказья не удалось толком зацепиться, расширив присутствие до объемов, отвечающих рыночным амбициям. Резкие смены векторов, когда в 2014-м "лидером симпатий" украинских производителей МК стала Нигерия с 40% от всего экспорта, в 2015-м – Великобритания с 38%, в текущем году – Израиль с 32%, свидетельствуют о продолжении поисков новых возможностей.

И о том, что устойчивого рынка сбыта взамен российского пока не найдено. Каждый год "лидером симпатий" становится новая страна – за счет разового крупного заказа, который удалось отхватить украинским компаниям. Теперь же они определились с вектором: перспективным направлением представляется ЕС и скандинавские страны, где стоимость тонны МК доходит до 3 тыс. евро.

Особые надежды возлагаются на Польшу, прежде всего за счет географической близости – а значит, более низких затрат на логистику. Емкость польского рынка составляет 1,5 млн тонн в год, т.е. он способен легко "проглотить" тот объем, который способны предложить украинские производители МК. При этом поляки в целом лояльно относятся к украинским компаниям, отметил в своем докладе на конференции генеральный директор ООО "Укрстальконструкция" Владимир Носов.

По его словам, наиболее простым путем выхода на польский рынок (при наличии европейских сертификатов на сварочные и другие работы при производстве МК) является кооперация с местными производителями. "Они охотно идут на такое партнерство, поскольку украинские компании способны производить МК мирового качества – и по ценам ниже европейских", – отметил В.Носов.

В Польше есть около 20 предприятий, выпускающих более 1 тыс. тонн МК в месяц. У них большой объем заказов, которые они не всегда успевают выполнить в установленный заказчиком срок – поэтому охотно идут на кооперацию. "Главное – убедить их в точности выполнения заявленных сроков, потому что в ЕС этому придают очень большое значение. Это определяющий фактор", – уточнил В.Носов.

Кроме того, в Польше есть и возможность выхода непосредственно на генподрядчиков. Как правило, контракты с ними обычно предусматривают и монтаж МК. "Поэтому есть смысл сразу готовить комплексные предложения. Но здесь как от конечных потребителей наши производители могут получить для себя большую цену", – пояснил гендиректор "Укрстальконструкции". По его словам, компания при работе с польскими клиентами не сталкивалась с проблемами на таможне. "Да, есть определенные трудности с возмещением НДС, но сейчас мы видим, что они решаются. Видим поддержку правительства в этом вопросе", – сказал В.Носов.

Он уточнил, что над вопросом налаживания поставок в Польшу "Укрстальконструкция" задумалась еще весной 2014 года, а первая экспортная партия МК туда была отгружена в сентябре 2015-го. "То есть можно оценить скорость выхода на этот рынок – но оно того стоит", – подчеркнул В.Носов. Он также отметил, что перспективным направлением для украинских производителей МК является сотрудничество с европейскими инжиниринговыми компаниями. "В таком случае вообще можно поставлять свою продукцию в любую страну мира", – пояснил глава "Укрстальконструкции".

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!