kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Атака стального дракона

10.01.17
размер текста:

США и ЕС отказались предоставить статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали. Если же экономика Китая будет признана рыночной, максимально допустимый размер этих пошлин ощутимо уменьшится. В этой ситуации китайские лидеры перенесли спор в ВТО и угрожают оппонентам торговой войной, которая чревата серьезным ущербом для обеих сторон.

Тонкости формулировки

Резкое торможение подъема китайской экономики привело к масштабному перепроизводству во многих отраслях: в былые времена стремительный рост потребления стимулировал опережающие темпы расширения мощностей, а теперь, когда повышение спроса изрядно замедлилось, обнаружился их огромный избыток. В борьбе за выживание китайские производители активно экспортируют продукцию, не востребованную на внутреннем рынке. В первую очередь западные страны обеспокоены ростом китайского экспорта стали, для которого правительство обеспечивает режим благоприятствования. Разумеется, индустриальные страны стремятся защитить свои рынки, при этом в качестве основного инструмента используются антидемпинговые и компенсационные пошлины. Поэтому США, ЕС, Япония, Канада, Мексика и многие другие члены ВТО отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой.

Дело в том, что если страна-экспортер не имеет такого статуса, другие члены ВТО имеют право вводить против нее специальные антидемпинговые тарифы, которые могут в разы превышать пошлины против стран, имеющих данный статус. Что, собственно, и происходило до сих пор с поставками из Китая. Дело в том, что договор о присоединении к ВТО ограничивает страну в возможностях правительственной поддержки государственных предприятий и крупного бизнеса, включая дешевые кредиты и налоговые льготы. В Китае же, на момент присоединения страны к ВТО, такого рода скрытое субсидирование носило системный характер. Из этих соображений в договор Китая с ВТО, подписанном 11 декабря 2001 года, включена статья №15 о специальном регулировании, в которой указано, что в течение 15 лет КНР не будет предоставлен статус страны с рыночной экономикой.

Эти 15 лет истекли 11 декабря 2016 года, но вопрос о статусе китайской экономики пока остается открытым, поскольку мнения сторон разошлись. Китайцы полагают, что этот статус должен быть предоставлен автоматически, но западные оппоненты придерживаются противоположного мнения. С их точки зрения, Китай и сейчас, через 15 лет, не представляет собой страну с рыночной экономикой в части субсидий и демпинга. Они указывают, что против Китая было возбуждено больше антидемпинговых дел, чем против всех остальных стран мира вместе взятых. При этом новый президент США Дональд Трамп открыто заявляет (как и во времена предвыборной кампании), что для защиты американских производителей необходимо ввести пошлины на весь импорт из Китая в размере 45%. Похоже, он намеревается начать масштабную экономическую войну с Поднебесной.

Серьезные проблемы есть у Китая и с Евросоюзом. Из 68 антидемпинговых пошлин, действующих в настоящее время в ЕС, 51 (в размере 65% и выше) направлена против ряда китайских товаров – от стали до солнечных батарей. Правда, единого мнения по Китаю в ЕС пока нет: Еврокомиссия склонна предоставить этой стране долгожданный "рыночный статус", а Европарламент – категорически против. Германия, которая экспортирует в Китай изрядное количество автомобилей, но может лишиться такой возможности в случае встречных санкций, выступает "за", но с оговорками. Испания и Италия – категорически "против".

Важную роль в решениях по Китаю играет Eurofer. Ассоциация развернула масштабную кампанию против предоставления Китаю этого статуса. В Eurofer утверждают, что за последние полтора года импорт китайского проката в ЕС увеличился вдвое, при этом, начиная с 2008 года, сталелитейная промышленность региона сократила 85 тыс. рабочих мест (более 20%). Более того, Eurofer оценила перспективы по всем отраслям европейской экономики и представила доклад с соответствующими оценками, в котором говорится: "Из-за расширения поставок китайских товаров после декабря 2016 года Евросоюз может потерять до 3,5 млн рабочих мест в 25 отраслях промышленности".

В принципе, Eurofer готова согласиться на предоставление Китаю статуса страны с рыночной экономикой, но только при условии, что КНР возьмет на себя обязательства по радикальному сокращению избыточных сталелитейных мощностей. Правда, объем такого сокращения, который устроил бы Eurofer, вряд ли сочтут приемлемым в самом Китае.

Со своей стороны, власти США сформулировали шесть признаков, по которым можно различать рыночную и нерыночную экономики: степень конвертируемости национальной валюты в валюту других стран; степень свободы в переговорах о зарплате между работниками и менеджерами; широта доступа в страну для совместных предприятий и инвестиций из других государств; степень правительственного контроля или государственной собственности на средства производства; степень правительственного контроля над распределением ресурсов, ценами и производственной деятельностью предприятий. Плюс, разумеется, другие значимые факторы.

Камень преткновения

В отношении избытка сталелитейных мощностей, китайские лидеры полагают, что уже запланированных мер вполне достаточно. Да и отказываться от поддержки своей сталелитейной промышленности они, похоже, не собираются. Тем не менее перепроизводство остается главной проблемой в процессе переориентации китайской экономики с инвестиционно-экспортного направления на подъем, основанный на потребительском спросе. Усилия правительства в сфере сокращения избытка мощностей пока имеют ограниченный успех.

В 2015 году национальный выпуск стали уменьшился впервые после 1981-го, но всего на 2,3%. В том же году совокупный доход членов CISA сократился на 19%, до 2,89 трлн юаней (392 млрд евро), а чистый убыток составил 64,5 млрд юаней (8,7 млрд евро). В первом квартале 2016 года спрос на внутреннем рынке и прибыли предприятий повысились, благодаря правительственному стимулированию экономики, но подъем оказался недолгим: в июне он сменился спадом, и ожидается, что годовое падение спроса составит 4% в 2016-м и 3% в 2017 году. Ожидается, что рыночная ситуация продолжит ухудшаться, а рост ВВП замедлится от 6,9% в 2015-м до 6,5 в 2016-м и 6,3 в 2017 году.

Правительство продолжает продвигаться к намеченной цели – сосредоточить 60% национального выпуска под управлением 10 крупнейших компаний, но успехи в этом направлении весьма ограничены – региональные власти имеют мощную мотивацию сохранять статус-кво и поддерживать местное производство, чтобы сохранять рабочие места и поступления в бюджет. Тем не менее определенные рычаги давления у правительства имеются, и оно начинает использовать их более активно. Поэтому мелкие и неэффективные производства постепенно закрываются, правительство обязало местные власти осуществлять жесткий контроль над добавлением любых новых мощностей и объявило, что нарушители этих правил подвергнутся жестким санкциям. В результате, к концу октября 2016-го был досрочно выполнен годовой план по сокращению объемов производства на 45 млн тонн, а в целом за пять лет были закрыты заводы суммарной мощностью 90 млн тонн. Правда, остается проблема появления новых нелегальных предприятий, которые возникают при очередных скачках цен. Однако Госсовет принял решение о создании специальных команд по расследованию возможных случаев мошенничества в этой сфере и нелегального производства в сталелитейной и угольной отраслях, чтобы обеспечить неукоснительное выполнение поставленных задач по сокращению объемов производства.

Кроме того, обостряются проблемы трудоустройства работников, уволенных с остановленных заводов. Все же эта проблема постепенно решается. В мае 2016 года Министерство финансов ассигновало 100 млрд юаней (14, 5 млрд долл.) для поддержки сталелитейных и угольных компаний в сфере трудоустройства уволенных рабочих. Теперь же правительство потребовало, чтобы региональные власти тоже оказывали финансовую поддержку таким предприятиям и создавали новые рабочие места. Пятилетним планом 2016-2020 годов предусмотрено закрытие 100-150 млн тонн сталелитейных мощностей. Правительство объявило о решении запретить строительство новых сталелитейных заводов и распорядилось прекратить любые инвестиции, которые приведут к увеличению сталелитейных мощностей.

Решительные действия правительство намеревается предпринять и во внешней политике. В ответ на отказ предоставить стране рыночный статус Китай возбудил иск в ВТО против методики определения цен, которую используют США и ЕС в антидемпинговых расследованиях. Причем, похоже, это только первый шаг в разворачивании торговой войны. Правда, угроза встречных санкций может успешно сыграть свою роль и склонить Запад к поискам компромисса.

Галина Резник

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!