kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Тарифный польский преферанс

16.01.17
размер текста:

Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.

В своем письме руководителям профильных ассоциаций, копия которого есть в распоряжении МинПрома, "Укрзализныця" фактически признала, что отечественный бизнес оказался по сути отлучен от обсуждения проекта финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов на 25%, а пассажиров – на 35%. Как известно, ранее Министерство инфраструктуры с незначительными замечаниями одобрило документ, теперь очередь за Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. После согласования проект, может быть, и покажут бизнесу, хотя не исключено, что, по старой традиции, просто поставят перед свершившимся фактом.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян совсем недавно заверял, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет. Но на самом деле украинскому бизнесу досталась роль болвана в старом польском преферансе. Профильным ассоциациям проект финансового плана так и не был представлен, а на "круглый стол", посвященный повышению тарифов, ряд крупных грузоперевозчиков вообще "забыли" пригласить, а потом еще и закрыли доступ на это мероприятие для СМИ.

Как известно, каждый раз, объявляя о повышении тарифов, "Укрзализныця" клятвенно обещала направить дополнительные средства на закупку подвижного состава. Из письма "Укрзализныци" профильным ассоциациям следует, что в 2015 году (напомним, что тогда тарифы были повышены сразу на 30%) железная дорога получила дополнительно 7,5 млрд грн. Однако 3,4 млрд грн. из этой суммы были потрачены на уплату курсовых разниц при погашении ранее взятых валютных кредитов и договоров финансового лизинга. Еще 1,1 млрд грн. направили на индексацию и повышение должностных окладов железнодорожников. Остаток дополнительных средств ушел на закупку товарно-материальных ценностей и увеличение платежей за электроэнергию. На приобретение новых вагонов железнодорожники не потратили ни копейки.

Правда, в прошлом году, как утверждает "Укрзализныця", на закупку грузовых вагонов в количестве 1080 шт. было потрачено 800 млн грн. из дополнительно полученных от повышения тарифов на 15% 4,1 млрд грн. Впрочем, на дорогах этих вагонов еще нет – несколько тендеров на закупку были объявлены "Укрзализныцей" в конце прошлого года, когда ситуация с вагонами на железной дороге достигла критического уровня. В частности, генеральный директор металлургического комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" Парамжит Калон заявлял о том, что за первое полугодие прошлого года потери меткомбината из-за "Укрзализныци" составили 217 млн грн. А в ОП "Металлургпром" сообщали, что по состоянию на начало декабря обеспеченность предприятий ГМК вагонным парком Центра транспортной логистики, который входит в состав "Укрзализныци", составляла всего 15%.

МинПром ранее писал о том, что в финплане "Укрзализныци" на текущий год заявлены неадекватно высокие расходы на капитальные инвестиции в размере 23,2 млрд грн. То есть по сути в инвестпрограмму впихнули все "хотелки" которые накопились у нового руководства железной дороги. Напомним, что начале прошлого года, обосновывая повышение тарифов на 15%, предшественники Войцеха Балчуна заявили о беспрецедентной инвестпрограмме в 11,2 млрд грн. Однако по факту железнодорожниками было освоено немногим более половины – 6,1 млрд грн. Поэтому существуют вполне обоснованные опасения, что и в текущем году выполнено будет гораздо меньше заявленного, а остальные деньги "потеряются" по дороге.

Федерация работодателей Украины отмечает, что "Укрзализныця" является лидером по повышению грузовых тарифов за прошедшие годы. В частности, ОАО "Российские железные дороги", которое обслуживаот предприятия, зачастую являющиеся прямыми конкурентами украинских компаний на внешних рынках, в 2015-2016 годах повысило тарифы на 10% и 9% соответственно, что гораздо ниже показателей "Укрзализныци". Более того, в 2017 году РЖД планирует поднять тариф всего на 6% в отличие от плановых 25% в Украине. Очевидно, что это даст дополнительные конкурентные преимущества производителям страны-агрессора на внешних рынках.

Стоит отметить, что на внешних рынках у украинских производителей дела идут не очень хорошо. ГП "Укрпромвнешэкспертиза" констатирует падение экспорта отечественного железорудного сырья по итогам 9 месяцев 2016 год в Китай (на 6,524 млн тонн), Польшу (на 615 тыс. тонн) и Турцию (на 533 тыс. тонн). Причина этого падения – усилившаяся конкуренция со стороны австралийских и бразильских производителей. "Ситуация осложняется тем, что отечественные производители не могут найти альтернативу для размещения всех вытесненных из Поднебесной объемов продукции", – отмечал аналитик "УПЭ" Дмитрий Желтяков.

На металлургических рынках конкуренция также остается весьма острой. Китай, несмотря на закрытие ряда метзаводов, продолжает выбрасывать на внешние рынки огромные объемы металлопродукции – 108,46 млн тонн по итогам прошлого года, что, естественно, оказывает давление на цены. По итогам прошлого года украинские меткомпании смогли нарастить объемы производства, но их валютная выручка, по оценкам Агентства индустриального развития, снизилась на 10,3%, до 7,2 млн долл. Повышение ж/д тарифов на предлагаемые 25% добавит еще 7-8 долл. к себестоимости тонны украинской стальной продукции, следовательно, конкурировать станет еще сложнее.

Более того, в ФРУ обратили внимание на прямую корреляцию между ростом тарифов и падением грузооборота. Так, грузовая база "Укрзализныци" снизилась с 444 млн тонн в 2013-м до 344 млн тонн по итогам прошлого года. Вполне вероятно, что увеличение тарифов приведет к дальнейшему падению грузопотока. При наличии такой возможности грузоотправители будут переходить на речной транспорт, но гораздо чаще – на и без того разбитые украинские автотрассы.

Безусловно, у железной дороги появится гораздо больше денежных средств для реализации всех заявленных амбициозных планов, но не надо забывать о том, что "Укрзализныця" по сути является сервисной компанией, которая предоставляет услуги украинской промышленности и аграриям. Другими словами, деньги будут взяты именно из их карманов.

А в карманах этих не очень густо. По данным Государственной службы статистики, в январе-сентябре 2016 года промышленность Украины сработала с убытком в 11,855 млрд грн. Убытки отечественного сельского, лесного и рыбного хозяйства за этот же период составили почти 350 млн грн.

В то же время "Укрзализныця" на сегодня работает в плюс: по итогам прошлого года она получила 303 млн грн. прибыли. В 2016 году EBITDA "Укрзализныци" составила 20,5 млрд грн., рентабельность по EBITDA – 30%. Таким образом, остается актуальным вопрос целесообразности повышения тарифов сразу на четверть. Ведь индекс цен промышленных производителей, на который необходимо ориентироваться в данном случае, по прогнозу Кабинета министров ожидается в текущем году на уровне 8,5%.

Елена Курашина

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
19:46 | 22.01.2017
железнодорожник
Не стоит рыдать. Все как раз с него и начиналось .

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!