Подробнее Запомнить город


Реформы на потом

20.01.17
размер текста:

Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.

Ценовая эстафета

Аналитики инвесткомпаний не ошиблись в прогнозах относительно цен на коксующийся уголь, отмечая отсутствие фундаментальных факторов, дающих устойчивый подъем. Хотя, возможно, они просчитались, предсказывая период высоких цен как минимум до конца I кв. текущего года. Уже в начале января спотовая стоимость угля премиум-марок в австралийских портах упала до 280-285 долл./тонну FOB по сравнению с 308-310 долл./тонну в начале декабря. При сохранении такой динамики откат может произойти гораздо быстрее. И тогда исчезает ситуативный драйвер для подорожания готового металлопроката, и вряд ли этому радуются металлурги, в т.ч. украинские.

Впрочем, стоит учесть, что еще год назад твердый и полутвердый коксующийся уголь в Австралии стоил не более 80 долл./тонну. Поэтому в любом случае отскок от дна произошел. К тому же эстафету у коксующегося угля, кажется, подхватила железная руда. Ее стоимость в китайском порту Циндао после новогодних праздников достигла 84 долл./тонну, превысив самые смелые аналитические прогнозы. Более того, фьючерсы на поставку ЖРС в I кв. на товарной бирже Далянь на момент написания статьи торговались в районе 95 долл./тонну. Если вспомнить, что в прошлом году руда протестировала дно рынка на отметках 38-39 долл./тонну, то взлет более чем впечатляющий.

И самое главное, это опять-таки должно потянуть вверх цены на готовый металлопрокат, поскольку не отреагировать на такой рост издержек не сможет ни один производитель из числа неинтегрированных стальных компаний. Как перипетии с углем в далекой Австралии сказались на продажах металлургических компаний из СНГ, включая Украину, можно увидеть на примере котировок в черноморских портах. Там в начале января предлагали квадратную заготовку по 390-395 долл./тонну на условиях FOB, арматуру – по 435-445 долл./тонну, горячекатаный рулон – по 490-500 долл./тонну. По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в начале октября 2016-го стальная заготовка из СНГ стоила 295-315 долл./тонну FOB Черное море, горячекатаный рулон – 385-400 долл./тонну и т.д.

Не остался в стороне от общего тренда и металлолом, подорожавший в начале января до 250-255 долл./тонну FOB Черное море против 207-209 долл./тонну CFR в октябре. При этом аналитики снова отмечают, что фундаментальных факторов для подорожания руды нет и пока не спешат корректировать годовые прогнозы. Например, американский инвестбанк Barclays в 2017 ожидает уровень 50 долл./тонну. Железная руда, вероятно, съедет вниз позже в этом году, как только морские поставки расширятся, а спрос снизится, полагает аналитик Barclays Дэн Дэвис. Похожего мнения придерживаются и в Министерстве промышленности, науки и инноваций Австралии, обнародовавшем в начале января годовой прогноз в 51,6 долл./тонну.

Финиш чемпионата по глупости

Такое возможно в случае продолжения властями Китая политики, направленной на сокращение избыточных сталеплавильных мощностей. Начался этот процесс в 2016 году, и, откровенно говоря, на старте немногие верили в его успех. Ведь к закрытию металлургических предприятий официальный Пекин принуждали основные торговые партнеры, США и ЕС. А давление на КНР в любом случае бесполезно. Поэтому опасения, что там лишь формально выполнят объявленную программу, на деле оставив все без изменений, казались очень даже реалистичными. В качестве примера можно взять подход властей одного из лидеров китайской металлургии, провинции Хэбей.

В г. Таншань, в котором сосредоточено наибольшее число метзаводов, объявили о закрытии 10 предприятий. При этом на самом деле они никуда не делись – просто их производство решено вынести за пределы города, на расстояние 40 км, в рамках одного нового индустриального гиганта. В результате, и программа сокращений вроде как выполнена, и стальная выплавка фактически остается на прежнем уровне.

Однако в ноябре 2016-го Пекин накрыл сильнейший смог, из-за которого видимость уменьшилась до сотни метров и пришлось на пару недель объявить чрезвычайное положение. И кажется, именно после этого власти страны всерьез взялись за наведение порядка в местной металлургии. Крупнейшие метзаводы тогда пришлось в авральном порядке приостановить на 5 дней. Аналогичная ситуация, приравненная к экологической катастрофе, возникла тогда же в большей части северо-восточных, наиболее индустриальных провинций.

Очевидно, что сокращение избыточных производственных мощностей в КНР ослабит давление китайского экспорта на рынки развитых стран и как минимум поддержит умеренный рост стальных цен в 2017-м. Правда, тогда и руда перестанет дорожать ударными темпами. Но тут гораздо важнее изменение в стратегии ведущих железорудных компаний: бразильской Vale, австралийских Rio Tinto, BHP Billiton, Fortescue. Во второй половине 2016-го они дружно пересмотрели инвестиционные планы, отказавшись от агрессивной стратегии расширения объемов добычи. В общей сложности "аппетиты" т.н. "Большой четверки" уменьшились на 70 млн тонн в год. Как сообщил исполнительный директор Rio Tinto Жан-Себастьян Жаку, его компания больше не ожидает пика китайского производства стали на уровне 1 млрд тонн в ближайшие 10 лет.

"Если это означает уменьшение объема, мы будем делать это. Нас не подстегивает доля рынка, мы вынуждены поступать по ситуации", – смиренно сказал Ж.-С.Жаку, выступая на Дне инвестора. "Компании сместили свой подход и пришли к какой-то замечательной стабильности в железорудном ценообразовании. Нет больше гонки в объемах, и австралийско-бразильский чемпионат по глупости закончился", – иронично прокомментировал "просветление" "Большой четверки" исполнительный директор американской Cliffs National Resources Лоренцо Гонсалес.

M&A на потом

Изменение ситуации на рынке заставляет крупные компании корректировать прежние антикризисные планы. Например, Vale и Fortescue фактически похоронили проект по совместному экспорту в Китай железорудной продукции, полученной путем смешивания бразильской и австралийской руды. На инвестфоруме в Лондоне в конце декабря это признал генеральный директор Vale Мурилло Феррейра. Такой же итог, видимо, ждет и затеянное ранее объединение европейских предприятий индийской группы Tata Steel и немецкого концерна ThyssenKrupp.

Во-первых, у данного альянса обнаружилось слишком много подводных камней. Сначала стороны никак не могли решить, кто и сколько должен отчислять пенсионных выплат металлургам Великобритании, где Tata Steel недавно продала часть своих метзаводов. Потом в переговорный процесс вмешались немецкие профсоюзы, которым показалось, что британские коллеги сумели получить более "жирные" условия, чем есть у них – и потребовали увеличения выплат для немецких заводов. Во-вторых, рост цен на металлопрокат и, как следствие, улучшение финансовых показателей компаний делают вопрос объединения неактуальным.

То же самое относится к ранее рассматриваемому в Южной Корее объединению местного гиганта Posco, одной из крупнейших и наиболее эффективных металлургических корпораций в мире, с вторым по величине национальным производителем Hyundai Steel. Соответствующие предложения были озвучены в сентябре 2016 г. американской компанией Boston Consulting Group, приглашенной национальной металлургической ассоциацией KOSA для выработки рекомендаций по реструктуризации сталелитейной отрасли. А вот намеченная на февраль сделка по приобретению 51% в Nisshin Steel лидером японской металлургии Nippon Steel&Sumitomo Metal, скорее всего, состоится. И причиной тому – чисто японская привычка всегда выполнять намеченные планы, порой вопреки здравому смыслу.

На серьезность намерений указывает обмен пакетами акций в непрофильных активах, призванный уменьшить перед японским антимонопольным регулятором совместную долю внутреннего рынка для Nippon и Nisshin. Последняя со временем превратится в дочернюю компанию, и это, как ожидается, поможет обоим производителям в совместном продвижении на зарубежных рынках. Также очевидно, что целый ряд крупных игроков в КНР последует примеру Baosteel из Шанхая и Wuhan Iron&Steel Corp. из центральной провинции Хубэй, которые завершили процесс объединения 1 декабря 2016-го. Поскольку консолидация металлургической отрасли стоит на повестке дня у Национальной комиссии по развитию и реформам КНР. В ее планах уменьшение к 2020 г. числа меткомпаний в стране до 40 с нынешних 102. При этом еще в начале 2016-го было 111.

Остальным производителям, для которых директивы экономического органа ЦК КПК не являются обязательными к исполнению, со слияниями и поглощениями теперь можно подождать – благо рост цен позволяет относительно неплохо зарабатывать и самостоятельно.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!